» » » » Наталья Хроменкова - Отечественная история. Конспект лекций


Авторские права

Наталья Хроменкова - Отечественная история. Конспект лекций

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Хроменкова - Отечественная история. Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Изд-во ОмГТУ, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Отечественная история. Конспект лекций
Издательство:
Изд-во ОмГТУ
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отечественная история. Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Отечественная история. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



Конспект лекций содержит кратко изложенный курс лекций и список учебников и учебных пособий, которые позволят студентам усвоить содержание дисциплины в полном объеме при ее самостоятельном изучении.






Усилия Петра I дали блестящие результаты, хотя достигнуты они были путем насилия и эксплуатации народа. Их главным итогом стало превращение страны в морскую державу, что позволило значительно ускорить ее развитие, обеспечить достойное место среди европейских государств.


4. «Эпоха дворцовых переворотов» и ее роль в истории России


Период с 1725 г. (смерть Петра I) до 1762 г. (воцарение Екатерины II) известен как «эпоха дворцовых переворотов». За это время сменилось шесть монархов, при этом трое из них (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна) пришли к власти с нарушением Указа о престолонаследии 1722 г. и дважды (1741 и 1762 гг.) совершались дворцовые перевороты. На престоле находились дети (Петр II, Иван VI) или женщины (Екатерина I, Анна Ивановна, Елизавета Петровна), при которых ведущую роль играли фавориты (Бирон, Шувалов) или придворные группировки («верховники»). То есть в этот период власть была нестабильной, абсолютизм ослаб. Вызвано это было рядом факторов:

1) отсутствие четко выраженной воли Петра I о наследнике при обилии претендентов на трон в лице потомков не только Петра I, но и Ивана V, соправителя Петра в 1682–1696 гг.;

2) нестабильность господствующего класса, отсутствие в нем единства, так как указы Петра I лишь формально объединили его в дворянское сословие;

3) большая роль во внутренних событиях гвардии.

Различные группы и слои господствующего класса пытались выдвинуть на правящий трон своего представителя (старое боярство — Петра II, петровское дворянство — Екатерину I и Елизавету Петровну), чтобы обеспечить себе привилегированное положение и свернуть или продолжить петровские преобразования. Так при Петре II (1727–1730), Анне Иоанновне (1730–1740) и Иване VI (1740–1741) были ликвидированы некоторые коллегии и магистраты, упала роль Сената, пришел в ветхость флот, а Елизавета Петровна (1741–1761) восстановила все отцовские учреждения. Вместе с тем весь этот период шло укрепление позиций дворянства, росли их привилегии, права и уменьшались обязанности. Расширялась раздача им земель, в 1731 г. имения признаны были полной собственностью дворян, срок службы в 1736 г. сократился до 25 лет, им был передан сбор подушных денег с крестьян, в 1746 г. только за ними было закреплено право владеть землей и крестьянами, в 1760 г. они получили право ссылать крестьян в Сибирь. Для поддержки дворян был учрежден Дворянский поземельный банк. 18 февраля 1762 г. Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству Петра III освободил дворян от обязательной государственной и военной службы, а также от телесных наказаний, обеспечив превращение их в привилегированное сословие. «Эпоха дворцовых переворотов» при всей нестабильности власти и ослаблении абсолютизма для страны стала временем определенной стабильности, придав петровским новшествам устойчивость. Отсутствие новых преобразований, ослабление давления власти на общество позволили стране сжиться с новшествами, воспринять их как привычный элемент общественной жизни, утративший характер чужеземных заимствований. Этот период стал необходимым переходным этапом между петровскими преобразованиями и модернизацией страны при Екатерине II.

5. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Правление Екатерины II (1762–1796) называют «золотым веком дворянства» и «просвещенным абсолютизмом», так как императрица завершила процесс оформления дворянства в привилегированное сословие и пыталась править, опираясь на идеи европейских философов — просветителей, модернизируя феодальный строй.

Наиболее ярким проявлением этого стремления стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии из представителей всех сословий для разработки нового свода законов. В «Наказе» этой комиссии императрица выразила свое представление о власти для народа и равенстве всех перед законом, но одновременно она считала необходимым сохранить самодержавие и сословное устройство. Местные наказы и выступления депутатов помогли Екатерине II составить представление о позициях различных социальных групп и убедили в неготовности общества к модернизации, поэтому комиссия была распущена в 1774 г. без реальных результатов ее работы. Некоторые идеи «Наказа» Екатерины II и материалы Уложенной комиссии легли в основу законодательной практики императрицы, реализовавшись в «Учреждении о губерниях» и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам.

К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» можно отнести также введение принципа веротерпимости (1773 г.), издание императрицей журнала «Всякая всячина» для формирования общественного мнения, реформу образования 1780 гг. В ходе нее была создана система образования из двухлетних малых народных училищ в уездных городах и четырехлетних главных народных училищ в городах губернских, вводились единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы и классно–урочная система. При государственной поддержке росло число учебных заведений (к концу XVIII в. их насчитывалось 550 с 60–70 тыс. учеников), развивались наука, литература и искусство.

Многое было сделано для развития промышленности и торговли: к концу века существовало до 1 200 мануфактур, насчитывавших более 400 тысяч наемных рабочих; по уровню производства металлов Россия почти не уступала Англии; сохранялся активный торговый баланс страны.

Благодаря активной внешней политике улучшилось геополитическое положение России: она стала Черноморской державой, приобретя в ходе войн с Турцией Северное Причерноморье и Крым, а также установив в 1783 г. по Георгиевскому тракту протекторат над Грузией. Участвуя в разделах Речи Посполитой, Россия получила Белоруссию, Литву и Правобережную Украину. При Екатерине II Россия стала крупнейшим по территории государством, приобретя владения на американском континенте. На 75 % выросло население страны, в четыре с лишним раза увеличились доходы государства.

При этом страна продолжала оставаться феодальной монархией, абсолютизм окреп, централизация власти усилилась. В результате реформы Сената 1763 г. он утратил законодательные функции, превратившись в высшее административное учреждение. Губернская реформа 1775 г. значительно укрепила местные органы власти, передав им функции ликвидированных коллегий и усилив позиции дворянства в губерниях и уездах. Еще больше положение дворян окрепло после введения в 1785 г. «Жалованной грамоты» дворянству. Укреплялся также сословный строй — каждая категория населения приобретала сословную замкнутость, которую определяли фиксируемые в законах и указах обязанности, права и привилегии (например, «Жалованная грамота» городам 1785 г. вводила шесть разрядов городского населения).

Положение крестьян значительно ухудшилось: они превратились в собственность помещиков, крепостное право приобрело черты рабства. Было утрачено даже право жаловаться на помещиков. Усиление эксплуатации проявилось в росте барщины и оброка, в появлении «месячины». Нарастание социальных противоречий вылилось в крестьянскую войну Е. И. Пугачева 1773–1775 гг., но ее поражение привело к расширению феодальной зависимости: крепостное право было распространено на Украину, помещики превратились в монопольных и безраздельных владельцев крепостных крестьян. Все это говорило о назревании кризиса феодального строя, остро проявившегося в XIX в.

Лекция 5. Россия в XIX веке: поиски путей развития

1. Особенности развития России в первой половине XIX в. В Условиях кризиса феодального строя

Преобразования XVIII в. позволили достичь значительных успехов во внутреннем развитии России и во внешней политике, но одновременно с этим они породили серьезные проблемы и противоречия, которые привели к кризису феодального строя. Главным из них было противоречие между развивающимися товарно–денежными отношениями и феодальной экономикой с сословной структурой общества. Сохранявшееся и усиливавшееся крепостное право все больше превращалось в тормоз развития страны. К XIX в. оно утратило справедливый характер и стало безнравственным. Не случайно В. О. Ключевский писал, что когда 18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству, «по требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день 19 февраля должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет».[2] Начавшийся затем «золотой век» дворянства, обеспечиваемый трудом крепостных крестьян, привел к непримиримому противостоянию господствующего класса и народа, нашедшему свое разрешение лишь в революциях начала XX в. и гражданской войне 1918–1920 гг.

Кризис социально–экономического и политического строя начал ощущаться властью уже в начале XIX в., но все ее попытки найти из него выход наталкивались на сопротивление помещиков, не желавших менять традиционный уклад своей жизни. Первая половина XIX в. — время правления Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855) стала периодом нереализованных планов и неудачных попыток власти изменить социально–экономический строй и политическое устройство страны. Уже в 1801 г. Александр I подписывает указ о приобретении представителями всех сословий ненаселенных земель в частную собственность, в 1803 г. он издает указ «о вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крепостных с продажей им земли, в 1804–1805 гг. проводится аграрная реформа в Прибалтике, где ликвидируется крепостное право, заменяясь более мягкой формой зависимости. Но эти меры дают незначительные результаты. В 1830‑е гг. проводится реформа государственной деревни, несколько улучшившая положение черносошных крестьян, но сохранившая контроль над ними государства. В 1840‑е гг. запрещаются продажи крепостных не семьями и по указу «об обязанных крестьянах» помещики получают право освобождать крепостных без продажи им земель. Однако это также не получает широкого распространения и не меняет ситуацию в стране. К 1861 г. в частной собственности находилось около 3,5 млн десятин земли (из 330 млн), свободу получили около 1 % крестьян. То есть помещики упорно продолжали держаться за крепостное право, пусть экономически не эффективное, но привычное и не требовавшее капиталовложений в хозяйство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отечественная история. Конспект лекций"

Книги похожие на "Отечественная история. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Хроменкова

Наталья Хроменкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Хроменкова - Отечественная история. Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Отечественная история. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.