Виталий Поликарпов - История нравов России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История нравов России"
Описание и краткое содержание "История нравов России" читать бесплатно онлайн.
Для нас важным является то, что феномен казачества исторически присущ российской действительности, что его нравы в определенном смысле сопоставимы с нравами пиратов, в основном, корсаров. И хотя пираты (и корсары, каперы) были грабителями, они нередко вызывали восхищение у своих соотечественников тем, что бунтовали против несправедливого устройства общества, что создавали большие объединения, пиратские «республики», что могли разорвать с привычными для своего времени представлениями и шорами традиций (См.: Нойкирхен X. Пираты. Киев, 1992. С.5). Во всяком случае, несомненно одно — пираты и корсары, подобно казакам, были разбойничьим «народом», следовательно, имеется сходство (но не во всем, ибо в отличие от пиратов казаки были героическими людьми) и в нравах. Уже Вольтер, восхищаясь пиратами, писал о них: «Это были отчаянные люди, известные подвигами, которым не хватало только честности для того, чтобы считаться героическими» (50, 154–155). Держа в уме это различие, перейдем к рассмотрению нравов пиратов и корсаров, которые находились на службе государства и действовали как на Востоке, так и на Западе.
Широкую известность в Азии и Европе приобрели пираты мусульманских стран, чьи основные базы находились на северном побережье Африки вдоль Средиземного моря. В пиратскую вольницу входили турки, арабы и мавры; ее корабли нападали на любое европейское судно. Для их нравов характерно то, что они были менее кровожадны и более практичны, чем их европейские собратья, — они не убивали захваченных пленников, а продавали их на рынках Египта, Туниса, Алжира и Турции; к тому же крепкие молодые мужчины нужны были им самим для пополнения команды подневольных гребцов. Молодые белые женщины высоко ценились на восточном рынке, их охотно покупали для гаремов, за детей же состоятельных и знатных родителей пираты брали хороший выкуп (22).
В XV и XVI вв. бассейн Средиземного моря стал ареной ожесточенной борьбы между христианскими державами и мусульманской Турцией. В войнах на море существенную роль сыграло пиратское государство в Северной Африке во главе с султанами братьями Барбаросса (69, 162, 184). Главарем (султаном) этого пиратского государства был Арудж, грек с острова Митилена, принявший ислам. В начале своей деятельности он примкнул к турецким корсарам и прославился отвагой и беспощадностью в битвах на Эгейском море. Арудж был известен христианам под именем Барбароссы, или Рыжебородого — по цвету его бороды. Грабежи судов в открытом море принесли столь фантастические трофеи, что под его начало прибывали пираты со всего Средиземного моря. Он оказал помощь эмиру Алжира Салиму в борьбе с испанцами, которые были выдворены из Алжира. Воспользовавшись этой победой, Арудж задушил Салима и провозгласил себя владыкой Алжира, присвоив себе имя Барбароссы. Новый испанский император Карл V направил значительные вооруженные силы против султана Барбароссы I, который в одной из стычек, несмотря на верность и героизм своих сотоварищей, погиб (162, 59–60).
После гибели султана Барбароссы I его крупную пиратскую флотилию с командой в несколько тысяч человек и притязания на власть над Алжиром унаследовал его брат Хай–раддин Барбаросса II. Он уступил все притязания на Алжир турецкому султану, став его вассалом, и получил звание паши. И хотя Хайраддин подносил турецкому султану богатые подарки, в личной жизни он оставался простым и скромным. В истории французского флота, которая вышла в 1841 году, о нем говорится следующее: «Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытянутой руке он мог держать двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала… Поистине необычайное влияние, оказываемое им на своих командиров и простых пиратов, поклонники его объясняют его огромной храбростью и ловкостью этого человека, а также тем, что даже самые отчаянные его. предприятия всегда оканчивались успехом. Ум и храбрость в нападении, прозорливость и отвага в обороне, огромная работоспособность, непобедимость — все эти похвальные качества заслонялись приливами неумолимой и холодной жестокости…» (184, 186–187). Пираты Хараддина отличались дисциплинированностью и получали добычу в соответствии с правилами, принятыми у их христианских «коллег». Их предводитель получил от турецкого султана чин адмирала и после нанесения христианским государствам сокрушительного поражения прожил последние годы в роскоши в Стамбуле, где и был похоронен в воздвигнутой им мечети. «В течение длительного времени каждый турецкий корабль, выходивший из бухты Золотой Рог, — замечает П. Гребельский, — отдавал салют перед мавзолеем, а команда возносила молитвы в честь величайшего турецкого мореплавателя и могущественного пирата» (69, 28).
Издавна было развито пиратство на Дальнем Востоке, где пираты грабили нагруженные товарами речные и морские суда купцов. Им покровительствовали высокопоставленные чиновники и представители родовой знати, которые получали от этого немалые выгоды. Борьба китайских и японских императоров с ними не увенчалась успехом — пиратство то затихало на время, то возрождалось снова. Наиболее видным китайским пиратом считается Коксинга, родившийся в семье, где ремесло пирата передавалось от отца к сыну. Его отец Лин Чэн Ци заработал в португальской колонии Макао сумму денег, прибавил к ней приданое жены и приобрел на них небольшую пиратскую флотилию. Последняя со временем настолько разрослась, что он получил возможность контролировать всю морскую торговлю у юго–восточного побережья Китая: грабежу подвергались не только прибрежные селения и китайские джонки, но и крупные торговые суда Ост — Индской компании.
Чэн оказал существенную помощь китайскому императору из династии Мин в борьбе с маньчжурскими захватчиками, получив от него пост адмирала китайского флота. За успехи в войне с маньчжурами он потребовал у императора усыновления своего сына и княжеского титула для него. Однако в этом ему было отказано, чем и воспользовались маньчжуры: они предложили ему титул императора Южного Китая, и по прибытии к ним он был схвачен, подвергнут пыткам и казнен.
Во главе пиратского флота стал его сын Коксинга, который в отместку маньчжурам присоединился к Минам и в течение 20 лет совершал нападения на побережье Китая. Тогда маньчжуры применили тактику «выжженной земли», и ему пришлось обратить все свои силы против старых врагов отца — голландцев, начавших в это время колонизацию Формозы (Тайваня). Коксинга одержал над ними внушительную победу, оказав тем самым определенное влияние на судьбу Формозы: «Изгнание голландцев прервало процесс колонизации, облегчив в дальнейшем связь острова с китайским материком» (162, 178). В данном случае просматривается некая аналогия с казаками, защищавшими рубежи нашего государства от чужеземных захватчиков.
Китайское пиратство было возрождено на рубеже XVIII и XIX веков, когда неофициальным адмиралом всего китайского пиратского флота стала госпожа Цин. О могуществе пиратской организации Цин свидетельствует то, что только одна из шести эскадр насчитывала 8 тысяч матросов, сто шестьдесят кораблей с пятьюстами тяжелыми и пятью тысячами легких орудий (162, 180). Пиратский флот перешел под командование Цин после смерти ее мужа. Причем ею была установлена в разбойничьем братстве железная дисциплина. Один китайский историк следующим образом охарактеризовал этот порядок: «1. Если кто–либо самовольно сойдет на берег, он подлежит аресту и ему проткнут уши на виду у всего флота. Совершивший повторно самовольную отлучку приговаривается к смерти. 2. Из захваченной добычи нельзя ничего брать, пока она не будет полностью учтена. Добыча делится на десять равных частей. Две части предназначаются для раздачи командам, восемь поступают на склад как всеобщее достояние. Брать что–либо со склада без разрешения запрещается. Уличенные в этом караются смертью» (184, 244–245).
Цин была весьма разумной особой и понимала, что без поддержки местного населения и союзников она ничего не добьется. Вот почему в одном из положений пиратского устава содержался запрет грабить сельское население, и предписывалось платить наличными деньгами за продовольствие (рис, вино и другие сельскохозяйственные продукты) и услуги. Любое нарушение относительно местных жителей каралось смертной казнью. Соблюдение этих правил обеспечило пиратам как снабжение продовольствием и порохом, так и поддержку со стороны прибрежного населения.
Цин обладала незаурядным стратегическим талантом, который позволил ей в большом морском сражении с правительственным флотом разгромить его полностью. Затем ее флоту снова удалось одержать крупную победу над правительственными силами, однако через год адмирал Цун Мэн–сен во главе ста кораблей нанес поражение морским пиратам, но пираты опять сумели отомстить. Китайский император, понимая всю тяжесть борьбы с пиратским флотом, решил соблазнить пиратов обещанием простить их и вступил с ними в переговоры. «В конце концов была достигнута договоренность, что каждый пират, отказавшийся от своего разбойничьего ремесла, получит одного поросенка, бочонок вина и некоторую сумму денег, чтобы начать новую жизнь. Условия эти удовлетворяли не всех, однако с горсткой пиратов, которые отказались воспользоваться предложением, китайское правительство расправилось довольно легко. С тех пор в китайских водах на время установилось спокойствие. А Цин дожила свой век как главарь крупной банды контрабандистов» (162, 180–181). Использование китайским императором английской тактики (она была выработана еще древними римлянами) «разделяй и властвуй» принесло свои плоды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История нравов России"
Книги похожие на "История нравов России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Поликарпов - История нравов России"
Отзывы читателей о книге "История нравов России", комментарии и мнения людей о произведении.