» » » » Литературная Газета - Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)


Авторские права

Литературная Газета - Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)

Здесь можно скачать бесплатно " Литературная Газета - Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)"

Описание и краткое содержание "Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)" читать бесплатно онлайн.



"Литературная газета" общественно-политический еженедельник Главный редактор "Литературной газеты" Поляков Юрий Михайлович http://www.lgz.ru/






Чувствуете руку профессионала? Мастер, ничего не скажешь.

Конечно, журналистская солидарность – дело правильное, а участливость – похвальное качество. Однако настораживает избирательность, с которой не только мировые медиа, западные правозащитники, но и российские СМИ, наша общественность откликаются на трагические события подобного рода. Невольно начинаешь сравнивать реакцию на убийство Бузины и Шеремета. Очевидно, что политические взгляды становятся определяющими в вопросах скорби. В случае с П. Шереметом даже Госдеп и Евросоюз выступили с возмущёнными заявлениями, но тут всё понятно – западные структуры традиционно поддерживают любое антироссийское явление. Поражает другое: как много идейных сторонников П. Шеремета оказалось в российской журналистской среде. И возникает вопрос: а как поведёт себя это сплочённое профессиональное сообщество в экстремальной ситуации, будь то, не дай бог, путч или, скажем, внешняя агрессия?

Василий ТРАВНИКОВ

«Русский мир существует, поскольку в него верят миллионы»


«Русский мир существует, поскольку в него верят миллионы»

Общество / Год великих историков

Попов Вадим

Теги: Россия , история , Русский мир


О «едином учебнике» истории, будущем славянства, украиноцентричном взгляде на Древнюю Русь, князе Владимире, историческом прогнозировании и многом другом

«ЛГ»-досье

Сергей Алексеев – доктор исторических наук, профессор. Область научных интересов – история Восточной Европы в древности и раннем Средневековье. Автор множества работ по истории славянства, Древней Руси, статей, книг, научно-популярных изданий.

– Решена ли, по-вашему, в России проблема преподавания истории? Удалось ли внедрить концепцию единого учебника? Жизнеспособна ли она?

– Концепция единого учебника могла бы стать жизнеспособной только в том случае, если из него будут изгнаны все оценочные суждения. Не представляю, какой робот мог бы написать такой текст. Историки имеют разные взгляды по самым разным вопросам: идейные, мировоззренческие, не говоря о научных. Несколько учебников в рамках единой концепции (то, что и пытаются сделать пока что) – это возможная реальность. Насколько вообще возможно решить «проблему преподавания истории», я не знаю. И не знаю ни одной страны мира, где историки считали бы её решённой.

– Достаточно ли полно и точно отражена тема, которой вы занимаетесь, – Древняя Русь, история славянства – в учебниках, интерпретируется ли она в СМИ, книгах, вышедших за последнее время?

– Что касается учебников, то в них сейчас, как правило, отражается вполне профессиональный взгляд на вещи (в разных интерпретациях, конечно). То же касается научных и квалифицированных научно-популярных трудов. С другой стороны, в серой полосе псевдонаучного фантазирования на исторические темы ничего не меняется – то славяне и русы «вылезли из полесских болот», то «построили египетские пирамиды», то они плохие ученики Запада, то одно целое с Ордой… Особенно печалит именно псевдопатриотическое шапкозакидательство, обращённое в прошлое. В 90-е ещё было понятно, из каких социальных истоков питается эта глупость. Компенсаторный механизм. Но сейчас-то зачем нам пририсовывать к своей реальной величественной истории ненужные фантики? Разве в настоящем по-прежнему так уж мало причин уважать свою страну?

– Сейчас история Древней Руси воспринимается с особенной остротой. На фоне украинских событий исторические трактовки становятся весомым политическим аргументом, средством манипуляций. Как вы относитесь к «украиноцентричной» версии истории Древней Руси? Нужно ли российским СМИ, российским историкам, общественности включаться в дискуссию по этой теме?

– Как раз украинский пример показывает, к каким последствиям могут привести (лже-) «славяно-русские» игры дилетантов на поле истории с националистическим душком. Дискуссия идёт давно, и участие знающих, профессиональных людей в ней всегда ценно. Стоит сказать, что и на Украине немало трезвомыслящих, честных учёных, вполне здраво оценивающих нашу общую древнерусскую историю, не растаскивающих её по национальным уголкам. Просто в нынешней обстановке голоса их (в СМИ в первую очередь) не очень слышны, а многим приходится смягчаться и приспосабливаться.

– В какой степени опыт историка помогает вам разбираться в событиях дня сегодняшнего? Действительно ли, по-вашему, «всё движется по кругу»? Помогает ли опыт углублённого изучения прошлого прогнозировать?

– Изучение прошлого нужно, на мой взгляд, не столько для прогнозов, сколько для выбора путей, осознания позитивного и негативного опыта. Именно поэтому для историка важно представлять историю честную, не скрывающую ни чёрных, ни белых пятен, не лакирующую реальность. Долг историка – не тешить общество иллюзиями былого величия, а учить его не повторять ошибок. Не «всё ходит по кругу», конечно, – что-то повторяется, что-то нет. Предугадывать можно скорее тенденции развития общества, чем конкретные факты. Не надо, впрочем, быть историком, чтобы предвидеть некоторые вещи. Все знают: любой социальный взрыв, любая революция приведут к гораздо худшим последствиям, чем сохранение пусть «старого», но порядка. Попросту говоря – многие в последнем случае остались бы живы. Однако, к сожалению, революций это знание не предотвращает.

– Есть такая расхожая формула – «человек не меняется». Она прочно вошла в обыденное сознание. Мол, воспитывать надо, когда ребёнок лежит поперёк лавки, и т.д. Насколько такой подход справедлив, если опираться на опыт исследования судеб исторических личностей, ставших героями ваших книг? Ведь, например, Владимир Святой – пример того, как человек может кардинально измениться. Может быть, как раз наоборот – людям свойственно меняться? Если так, что же меняет человека?

– Конечно, человеку свойственно меняться. Есть вещи «врождённые», а точнее, обусловленные средой и воспитанием, – язык и культура народа, в котором кто-либо появился на свет, навыки и традиции родного для него социального слоя, накопленные тоже чаще всего веками. Но выбор – нравственный, мировоззренческий, а если потребуется, то и усилие над собой – человек совершает сам, всегда, когда это требуется. И если речь зашла о святом Владимире, то стоит сказать: не знаю более сильного стимула к внутреннему изменению, чем вера.

– Как вы относитесь к понятию «Русский мир»? После присоединения Крыма, войны на Донбассе оно прочно вошло в нашу жизнь. Кто-то говорит о его искусственности, считает элементом пропаганды. Что для вас Русский мир – как историка, как гражданина?

– Критикам стоило бы знать, что даже «элемент пропаганды» становится фактом реальности, если «пропаганда» находит отклик. Можно по-разному судить об этом понятии. Можно видеть в нём великолепный исторический и культурный Миф (именно так – с большой буквы), обращённый и в прошлое, и в будущее, сплачивающий вокруг исторических традиций и имени русских всех, кто считает или стремится считать себя таковыми. Можно говорить о политической программе, отвечающей сегодняшним (не значит – сиюминутным) задачам отстаивания международного авторитета России, а значит, и её выживания в нашем очень суровом мире. А можно принять простой факт – Русский мир существует сегодня, сейчас в исторической реальности, поскольку в него верят и ему готовы служить миллионы людей. Вот правда.

– Можно ли сегодня говорить о славянстве как некой политической, культурной общности? Возможна ли сегодня «сборка», консолидация народов по принципу принадлежности к славянской культуре?

– В силу исторических причин западнославянские и некоторые южнославянские народы культурно ещё со средних веков тяготеют к Западу, и панславизм нового времени здесь ничего не изменил. Это важный урок – религиозные и культурные константы оказались сильнее очень мощной и в основе искренней идеологии. Вместе с тем культурная близость восточных и большинства южных славян остаётся фактом, и по тем же причинам. Но чтобы эта близость стала политической, нужно не согласие народов (оно в общем-то было и в самые тяжёлые периоды истории XX века). Нужно желание элит. Для любого политического единства нужен центр притяжения. А в этом центре должно быть понимание: если вы не хотите кого-то «кормить», то «кормить» будут другие. И когда вам потребуется решить какую-нибудь экономическую или политическую задачу, то решать её в таком случае вам надо будет с этими другими и ни с кем иным. Может быть, это странно прозвучит для историка, но надо меньше апеллировать к прошлому и больше делать реального в настоящем, извлекая из прошлого уроки. Главный же урок, полученный по этому вопросу, – великая держава не имеет права ни «обижаться», ни тем более отступать. Ниоткуда. Место пустым не останется. России надо быть сильной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)"

Книги похожие на "Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Литературная Газета

Литературная Газета - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Литературная Газета - Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)"

Отзывы читателей о книге "Литературная Газета 6561 ( № 30 2016)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.