» » » » Дмитрий Соболев - Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг.


Авторские права

Дмитрий Соболев - Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Соболев - Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Русское авиационное общество (РУСАВИА), год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Соболев - Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг.
Рейтинг:
Название:
Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг.
Издательство:
Русское авиационное общество (РУСАВИА)
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
987-5900078-55-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг."

Описание и краткое содержание "Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории деятельности находившейся в Липецке организации рейхсвера, предназначенной для испытаний новой авиационной техники и подготовки военных летчиков, и сыгравшей заметную роль в создании ВВС Германии.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей авиации.






Кроки аэродрома Второй высшей школы красных военных летчиков. 1924 г.

По своему состоянию бензинохранилище, по имеющимся данным, совершенно не пригодно для хранения бензина. Масловодогрейка до сего времени не оборудована <…>, отчего происходят перебои в полетах.

До настоящего времени за неимением оборудованного постоянного ангара самолеты хранятся в 2-х двухместных и 1-й трехместной палатках, каковые не дают достаточной гарантии для защиты самолетов и при сильных бурях и ветрах отнимают много времени для охраны самолетов от поломок. Инструментами аэродромные службы были снабжены на 5 %»[18].

Липецкий аэродром имел мастерские, предназначенные для «текущего и среднего ремонта» самолетов: моторную (35 чел.), слесарно-механическую (47 чел.), сборочную (35 чел.) и столярно-механичную (35 чел.). Однако из-за плохого снабжения техчасть Второй высшей школы красных военных летчиков работала с большими перебоями. Обслуживание самолетов на аэродроме было также затруднено плохим состоянием городских дорог, ведущих к взлетной полосе: лошадей в авиашколе не было, а автомобили после дождей буксовали в черноземной хляби.

20 марта 1924 г., накануне подписания советско-германского соглашения о создании в СССР немецкого авиацентра, в Липецк прибыл руководитель советской военной авиации А.П. Розенгольц. Он знал, что командование рейхсвера остановило своей выбор на этом городе, поэтому по итогам своей инспекции Второй высшей школы красных летчиков сделал заявление, весь смыл которого был в тот момент полностью ясен лишь узкому кругу людей: «Липецкая школа имеет колоссальное значение для Воздухофлота. В связи с этим она будет переведена на ударный план обеспечения всем необходимым для строительства ангара и проведения ремонта»[19].

Летом 1924 г. командный состав Второй высшей школы красных военных летчиков перевели из старых помещений близ аэродрома в центр города, освободив таким образом здания бывшей «винной монополии» (казенный винный склад № 3) для немецких «друзей»[20]. С этого времени трехэтажное здание бывшего реального училища в Липецке, где разместили советских летчиков, стало называться «Красными казармами» (в настоящее время ул. Зегеля, д. 1). Следует отметить, что от этого переселения, причиной которого было запланированное создание немецкой авиашколы, красные военлеты только выиграли: они, судя по документам липецкого авиаотряда, расквартировались в новом общежитии вполне свободно[21]. Этому способствовало и резкое сокращение численности личного состава: в июле 1924 г. в штате школы было 233 человека, а в августе — всего 20 (летчиков откомандировывали в другие авиачасти).

Немецкая рачительность не могла позволить рейхсверу пойти на аренду липецкого «объекта» без его тщательного изучения. Однако никаких сведений о пребывании в Липецке до 1925 г. представителей Центра «Москва» в советской и зарубежной литературе не приводится. Логично предположить, что кто-то из немцев, хорошо знавших русский язык, все же входил в состав московских комиссий, посетивших этот город в 1924 г.

15 октября 1924 г. был подписан приказ о расформировании Второй высшей авиашколы. В городе осталась 1-я разведывательная эскадрилья, вскоре переименованная в 40-ю (позднее — 38-ю) отдельную авиационную эскадрилью, 26-й авиапарк, обслуживавший аэродром, и ряд других небольших подразделений. В 1926 г. липецкая авиагруппа была усилена 10-м отдельным отрядом, в котором проходили обучение советские летчики[22].

В марте 1925 г. подготовительная работа к открытию немецкой авиашколы в СССР была завершена: в Липецк из Берлина прибыл начальник школы майор Вальтер Штар и его помощник Гейнц фон Бойле-Марконней. Германские офицеры осмотрели здания и аэродром, а также на месте уточнили детали аренды и использования этих объектов немецкой стороной. К 20 марта 1925 г. все вопросы были окончательно урегулированы, и РККА и рейхсвер 15 апреля 1925 г. подписали соглашение об открытии авиашколы в Липецке. Согласно этому документу все расходы на оборудование и содержание своего секретного авиацентра Германия взяла на себя. От СССР договор подписал новый начальник ВВС П.И. Баранов, с германской — руководитель Центра «Москва» Лит-Томсен. Одновременно были утверждены договоры об организации на территории СССР немецкой танковой школы «Кама» и испытательного центра «Томка» по изучению возможностей применения отравляющих веществ[23].

Советский Союз предоставил рейхсверу аэродром в Липецке с так называемым «большим ангаром», достроенным советской стороной ударными темпами в 1924 г., а также кирпичные здания бывшей «винной монополии» и национализированного в 1918 г. кирпичного завода купца А. Русинова. (Из-за такого размещения немецкую авиашколу в советских документах 1920-х гг. иногда называли «эскадрильей кирпичного завода».)

Для хранения самолетов и авиационных принадлежностей использовались помещения бывшего кирпичного завода, а для проживания постоянного персонала немецкой школы и под учебный корпус — здания «винной монополии», к корпусам которой еще с дореволюционных времен была проложена железнодорожная ветка. Благодаря ей грузы, поступавшие из Германии, могли доставляться прямо к авиамастерским, что было очень удобно и обеспечивало условия для сохранения секретности. Одним словом, ядро «объекта» в Липецке оставляли дореволюционные кирпичные постройки, компактно расположенные вблизи от аэродрома. Их площадей вполне хватило для размещения основной инфраструктуры авиашколы, поэтому Германия смогла значительно сэкономить на строительных расходах при организации своей авиабазы в СССР.



Липецкая слобода. На горизонте — здания «винной монополии»

Разумеется, для создания современного авиацентра в Липецке необходимо было возвести ряд новых строений. В связи с этим РККА обязалась помочь в строительстве дополнительных помещений, необходимых для функционирования авиашколы. Наиболее слабым местом липецкого авиагородка было недостаточное количество складских помещений, расположенных рядом с аэродромом (часть технических складов Второй высшей школы красных военных летчиков находилась в центре города). В соглашении между рейхсвером и РККА оговаривалось, что немецкая сторона построит склады для горючего и боеприпасов.

Жилое здание «винной монополии» нуждалось в серьезном ремонте, а остальные корпуса — во внутренней перепланировке под учебные помещения и мастерские, поэтому РККА взяло на себя обязательство оказать немцам содействие в перестройке складов и квартир. Ремонт производился за счет немецкой стороны и должен был завершиться до 30 июня 1925 г.[24]



Жилое здание бывшей «винной монополии»

На модернизацию липецкого аэродрома рейхсвером при открытии авиашколы отводилась львиная доля всех расходов. Состояние взлетно-посадочных полос не соответствовало европейским нормам, а в единственном ангаре не могли поместиться несколько десятков немецких самолетов. Чтобы ликвидировать эти недостатки, рейхсвер решил построить в Липецке три ангара (18×18 м каждый) и одноэтажный домик для управления полетами (ныне — перестроенное после Великой Отечественной войны здание военной прокуратуры).

Аэродром должен был использоваться совместно немецкими пилотами и летчиками советской 40-й авиационной эскадрильи, под 4-го авиаотряд которого и была замаскирована германская авиагруппа. Денег за пользование аэродромом и постройками с немцев не брали. Вопросы, связанные с эксплуатацией аэродрома совместно с советским авиаотрядом, согласовывались между командиром советской эскадрильи и начальником немецкой авиашколы.

После решения всех юридических вопросов наступил период обустройства германской авиашколы, которую по имени ее начальника в документах рейхсвера называли «школой Штара». Делалось это не только для сохранения секретности, но в знак признания заслуг этого опытного и волевого офицера в создании германского авиацентра в Липецке.

Майор Вальтер Штар в годы Первой мировой войны был командующим авиасоединением 7-й кайзеровской армии во Франции. За время боевых действий на Западном фронте он приобрел богатый боевой опыт и хорошо узнал командный состав немецких ВВС, поэтому все вопросы, связанные с набором персонала для авиашколы и обучением летчиков-ветеранов в Липецке, решались только с его ведома.

Несмотря на крайне нелестные отзывы местных чекистов о политическом лице этого человека («приверженец Гинденбурга, нацист весьма крутого нрава, <…> требователен и беспощаден, к советской власти настроен исключительно враждебно, не мог переваривать русских»)[25], Штар находился на посту руководителя школы целых пять лет. Такую нехарактерную для большевиков терпимость можно объяснить только острой заинтересованностью в то время в военном сотрудничестве с рейхсвером.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг."

Книги похожие на "Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Соболев

Дмитрий Соболев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Соболев - Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг."

Отзывы читателей о книге "Секретная авиашкола. Немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.