» » » » Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае


Авторские права

Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае

Здесь можно скачать бесплатно "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Альба плюс, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае
Рейтинг:
Название:
Татары в Тверском крае
Издательство:
Альба плюс
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-98403-003-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Татары в Тверском крае"

Описание и краткое содержание "Татары в Тверском крае" читать бесплатно онлайн.



Историко-этнографический очерк, написанный на основе архивных изысканий, рассказывает об истории татар Тверского края. В книгу также включены архивные материалы о строительстве мечети в г. Твери.






В 4 часа прибыл губернатор. Началось богослужение, и по окончание его местный мулла совершил молебен за здравие Государя Императора, Императрицы, Наследника и за весь Августейший дом. На поздравление губернатора С.-Петербургский ахун Баязитов от имени местных магометан принес благодарность начальнику города и всем содействующим этому доброму делу, призывая магометан не забыть доброе расположение начальства и города, безвозмездно отведшего место для мечети на одной из главных улиц города. Долг чести требует не забыть таких благ и быть признательным. Затем начальник гарнизона прочитал телеграмму от военного министра, который сообщает, что по Высочайшей воле приказано отпустить на нужды мечети 2000 рублей и просить по случаю освящения передать в войска магометанам о таковой Высочайшей милости. По прочтении таковой радостной телеграммы невольно вырвалось у всех оглушительное "Ура!". Затем все присутствующие были приглашены в зал общего собрания наследником Алышевых, Фатихом Алышевым, положившим много хлопот и денег на постройку мечети.

Во время обеда генерал от кавалерии Чингис-Хан стоя предложил тост за Государя Императора, и музыка заиграла русский гимн, одновременно неудержимое «Ура!» оглушило весь зал. Затем городской голова в теплых прочувственных словах от имени города выразил свое сочувствие тому радостному духовному торжеству магометан, к которым он всегда питал самое дружеское расположение. В ответ на приветствие доктор философии и мусульманского права ахун Баязитов сказал следующее: «Высказанное вами от имени города теплое сочувствие нашему духовному торжеству тронуло нас, магометан, до глубины души и я не могу удержаться — выразить призыв моего сердца этому доброму делу, которому ныне покойный голова, и вы, и город оказали большое содействие. Покойному царство небесное скажем мы, а вам многия лета, счастливо работать в пользу общества и народа, а городу процветание.

Храм Божий есть дом Господа, убежище всех; там есть и радость, и утоление печали; какая-то тайна необъяснимая призывает людей придти в церковь и выложить свою душу, особенно сильно это проявление замечается у человека, когда его постигает несчастье в жизни. Это психологическое явление каждый из нас испытывал на себе. В природе много тайн, которые еще не доступны для человечества и, вероятно, многие так и останутся неуловимыми, но в жизни и истории народа, в их религии психология одинакова. Мы видим одно великое ее проявление; люди искали и ищут кого-то, называйте Его как хотите: Верховное существо, Верховная сила, или Аллах, или Всевышний Господь, или тысячами имен, всеми его качествами, но от этих тысячи имен, Он, Верховная сила, неизменно единая для всех.

Итак, у всех искомое одно. Магометане в поисках Его пошли по мечетям, христиане посредством церкви, евреи через синагогу, тысяча путей ведут к одной цели и к одному источнику.

Итак, не будем создавать в этих различных храмах рознь, будем искать в них объединяющее звено, и это мы там найдем. Один источник света всего земного шара, солнце светит в равной мере для всех без ущерба другому. Ваше сочувствие и участие всех присутствующих христиан является знаком уважения к религии и совета иноверных народов. В сердцах их должно запомниться глубоко и послужить дружбою между иноверцами и русскими собратьями. В наш XX век мировоззрение у народов, без исключения, пришло совершенно к крутому изменению; в такой век, какой переживаем мы, задачей духовенства всех вероисповеданий должно быть исключительно поднятие нравственности и борьба против пустого равнодушия к религии. Зло это есть начало многих преступлений. Вместо проповедуемого Кораном и Евангелием мира на земле мы видим одни смуты и раздоры, — часто за личные расчеты. Не того ждет человечество от культуры, от науки. Мир, проповедуемый религией, не настанет, если человечество не позаботится поднять нравственность, а для этого надо принести хоть немного в жертву наши материальные интересы. Телесные наслаждения, погоня за удовлетворениями, погоня за комфортом всецело поглощают нашу духовную работу. Итак, мечеть, церковь, синагога, храм Будды — все это должно соединиться, бороться против материализма и дружно призывать человечество вспомнить высшие идеалы, идеалы вечные, а не тленные, прощение и братство, по тем благим заповедям, какие проповедовали Коран и Евангелие.

Что такое нравственность, знает каждый; не лгать, не воровать, не убивать — одним словом, не причинять обиды ближнему. Были же такие благие времена, когда магазины в шумных городах оставались без замков, а векселя и документы заменяло честное слово. Итак, будем молиться и просить Бога, да и сами работать на этом пути, кто как может.

Наука и религия должны дружно работать в этом направлении, иначе человечество мало отличится от животных и не увидит высших небесных благ. Усердно помолитесь за «мир на земле...»

Эта речь Ахуна Баязитова произвела сильное впечатление, и каждый в отдельности подходил к Ахуну и пожимал руки, благодарил его за мысли и высокие идеи.

Вестник «Русский мусульманин», 9 ноября 1906 г., с. 291. Париж.


Эскиз с проекта 1906 года. Арх. Б.Г. Поляк


Соборная мечеть во Владикавказе. Построена в 1906–08 годы, арх. Плошко И. Г.


Мечеть в Потсдаме. Построена в 1860-е годы. Садовый архитектор Петер Йозеф Ленне.


ГЛАВА III. ИЗВЕСТНЫЕ ТАТАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ ТВЕРИ

Особого внимания заслуживают две примечательные фигуры, жившие в Твери в конце XIX–начале XX века — мулла Хусаин Сеид-Бурхан и купец Фатих Алышев.

Хусаин Сеид-Бурхан получил блестящее образование в Казани и своим упорным трудом и природными способностями достиг высокого положения в обществе, возглавив тверскую общину мусульман.

Фатих Алышев — предприимчивый купец, выходец из зажиточных крестьян, копивших капитал не один десяток лет, — был человеком, неравнодушным к судьбе татарской нации и много сделал для ее развития.

И Сеид-Бурхана, и Алышева объединяло уважение к своему народу, к религии своих отцов, стремление духовно и материально помочь мусульманам, живущим вне исторической родины. Плодом их благих побуждений и стала тверская мечеть, построенная благодаря инициативе этих подвижников.

Автор счел нужным также включить в данную главу материалы, касающиеся истории происхождения рода Сеид-Бурхана. Хотя утверждение, что мулла Хусаин Сеид-Бурхан является потомком касимовских царей, основано на косвенных данных, не подтвержденных документально, тем не менее гипотеза эта достаточно любопытна и имеет право на существование.


1. МУЛЛА ХУСАИН СЕИД-БУРХАН

Первое упоминание о мулле Хусаине Сеид-Бурхане мы встречаем в документах Тверского архива за 1906 год в связи со строительством мечети в городе Твери. По существовавшему тогда законодательству при строительстве культовых зданий иноверцы обязаны были проводить перепись верующих. Для этого в места их службы или работы подавались специальные запросы. Доверенным лицом от мусульман, пославшим первый запрос командиру расквартированного в Твери 8-го гренадерского Московского полка, значится «тверской магометанский мулла X. Сеидбурханов».[43] Таким образом, муллу Хусаина Сеид-Бурхана можно считать инициатором строительства мечети и объединения в общину татар- мусульман Твери.

Хусаин Сеид-Бурхан родился 28 апреля 1877 года в деревне Пица Сергачского уезда Нижегородской губернии. Учился в русском классе при медресе Новотатарской слободы города Казани. В 1896 году за успехи в изучении русского языка получил похвальный лист.[44] Затем продолжил занятия в медресе № 10 Малокаменной Соборной мечети, где учился до призыва на военную службу в январе в 1899 году.

В конце 1902 года, после прохождения военной службы в 8-м пехотном Эстляндском полку, Хусаин Сеид-Бурхан переехал с семьей из Нижегородской губернии в Тверь. Он поселился в доме Комкова по улице Вокзальной, 32, где прожил вплоть до своего ареста весной 1931 года.[45] Кстати, в этом же доме, только этажом ниже, проживал и муэдзин Шигабетдин Абдулгафуров. Ныне это район пятиэтажек напротив сквера, примыкающего к мечети.

Официально в должности муллы Хусаин Сеид-Бурхан был утвержден 7-го июля 1905 года.[46]

В 1909 году его выдвигают на должность муллы Московского военного округа.[47] Этому назначению предшествует переписка между Департаментом духовных дел иностранных исповеданий и Тверским генерал-губернатором. В ГАТО хранится короткая характеристика, адресованная Департаменту за подписью и.о. старшего советника В.И. Плетнева:


«Вследствие отношения от 23 марта сего года за № 1833 уведомляю Департамент духовных дел иностранных исповеданий, что Тверской магометанский мулла Хусаин Сеид-Бурханов поведения хорошего, под судом и следствием не состоял и не состоит и ни в чем предосудительном как в нравственном, так и в политическом отношениях не замечался, и что к назначению его на штатную должность муллы Московского военного округа с моей стороны препятствий не встречается.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Татары в Тверском крае"

Книги похожие на "Татары в Тверском крае" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фарит Батыргарей

Фарит Батыргарей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае"

Отзывы читателей о книге "Татары в Тверском крае", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.