» » » » Юлия Черняховская - Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней


Авторские права

Юлия Черняховская - Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней

Здесь можно купить и скачать "Юлия Черняховская - Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юлия Черняховская - Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней
Рейтинг:
Название:
Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-8041-0752-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней"

Описание и краткое содержание "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней" читать бесплатно онлайн.



Мало кто станет спорить с тем, что крымские события 2014 г. стали самыми значимыми для мировой геополитики и обозначили новую развилку в мировой истории. Будущее всего человечества после возвращения Крыма в Россию стало неопределенным – как это бывало уже много раз в истории.

Будущее трудно предвидеть. Но иногда это удается тем, кто, погружаясь в глубины истории, может понять ее закономерности, проводить параллели между прошлым и настоящим и делать на основании этого выводы о вероятном будущем.

Именно это и делают доктор политических наук, действительный член Академии политических наук Сергей Феликсович Черняховский и кандидат политических наук, историк, политический философ Черняховская Юлия Сергеевна в своей новой книге, посвященной истории Крыма с древнейших времен и до наших дней.

В этом капитальном труде авторы показывают цивилизационно-смысловое значение Крыма для русской истории: и как одного из трех очагов европейской государственности наравне с Элладой и Римом, и как древнейшего очага русской государственности, наравне с Новгородом и Киевом, и как фундаментальной социокультурной модели интеграции этносов и религий для тысячелетнего Российского государства, и как свидетельства суверенитета и силы новой России.

Крым всегда был и остается особым геополитическим регионом, хотя и равноудаленным географически, например, от Америки или Китая, но оказывающий – и оказывавший в древности! – огромное влияние на судьбы многих стран Европы и Азии.

Как сложился такой баланс сил? Почему древняя земля Тавриды стала играть столь большое значение в политике великих держав – от Римской империи и Киевской Руси до США и новой России? Ответ – под обложкой этой книги.






Его независимость относительна – сохраняя внутреннюю автономию, Херсонес теряет право участия во внешней политике и принимает обязательство предосталять Риму возможность размещать войска и флот на своей территории. В то же время, присутствие римских легионов обеспечивало Херсонесу безопасную торговлю как на суше, так и на море.

Одновременно город превращается в форпост римской военной оккупации в Крыму: в середине II в. н. э. в Херсонесе снова был размещен римский гарнизон. В разное время там несли службу воины V Македонского, I Италийского, XI Клавдиева легионов и моряки Равеннской эскадры.

Римляне заняли в этот период значительную часть побережья. Еще одна их крепость располагалась на мысе Ай-Тодор и называлась Харакс. Римские войска стояли на территории современной Балаклавы. В среднем течении реки Альмы XI Клавдиев легион захватил у скифов Альма-Кармен и владел им около 30 лет. Таким образом, имея несколько форпостов в стратегически важных точках, Рим во второй половине II – первой половине III в. н. э. получил контроль над всем югом и юго-западом Тавриды. Однако ставка римских войск располагалась именно в Херсонесе.

Римские легионеры стояли в Херсонесе, но не смешивались с местным населением. Они жили в казармах, имели собственные мастерские, подчинялись только своим командирам, закончив службу – покидали Крым и возвращались на родину. Конфликты между командованием гарнизона и городскими властями разрешались в Мезии, откуда и прибывали в Крым легионеры.

Примером такого разбирательства может служить дело о налогах на публичные дома, открытое в конце II в. н. э. Эти заведения получали значительную часть дохода, обслуживая римских солдат, и доход этот традиционно делился между городом и гарнизоном. Когда римляне попытались присвоить себе большую долю, городские власти отправили жалобу в Мезию, и Мезия признала правоту херсонеситов.

Все время римского протектората Херсонес сохраняет эллинскую культуру.

Остается прежней планировка города, хотя увеличиваются площади отдельных домов и кварталов.

Однако появляются и римские постройки – как минимум, два здания терм – знаменитых римских бань.

В юго-восточной части города возводится защищенная со всех сторон стенами цитадель, где, возможно, и размещался римский гарнизон.

Среди захоронений херсонесского некрополя со II в. н. э. начинают встречаться сделанные по сарматским обрядам.

В середине III в. империя Рима подвергается новому внешнему натиску – начинается германская экспансия готов – и римский гарнизон оставляет Херсонес.

Однако Херсонес либо атакам готов не подвергался, либо вышел из них победителем – он сохраняет свою независимость и в конце III в. н. э. отношения с Римом возобновляются.

Зато примерно к этому времени относится действие многих херсонесских легенд о новом этапе противостояния с Боспором. Тогда же, по-видимому, здесь появляются первые христиане.

Во второй половине IV в. Херсонес торгует с Константинополем, экспортируя туда хлеб, соленую рыбу, соль. Сюда же доставлялись вино, оливковое масло, цветные металлы, железная руда с южного побережья Крыма, одежда, украшения и другие предметы роскоши – из Константинополя.

Город уже не подчинялся Римской империи, и становится убежищем для эмигрировавших из Рима. Когда же римская власть была восстановлена – Херсонес превращается в место ссылки политических противников действующих императоров.

При распространении христианства новая религия встретила яростный отпор, о чем свидетельствуют многочисленные жития мучеников и подземный храм, переделанный из цистерны и найденный на главной улице города, (там были обнаружены обломки посуды позднеримского времени), т. е. христианство было подпольным в буквальном смысле.

В конце III – начале IV в. Херсонес оказывается втянутым в войну с Боспором. В IV в. благополучно переживает нашествие гуннов.

В 370–375 гг. в Херсонесе снова был расквартирован римский гарнизон, состоявший из баллистариев, – то есть легионеров, управлявших баллистами. Возможно, это позволило Херсонесу выстоять против гуннов, которые тогда же появились в Северном Причерноморье.

В IV в. н. э. после провозглашения христианства государственной религией Рима, оно затрагивает и херсонеситов: язычество начинает препятствовать карьерному росту, и в первую очередь их лидеров. Херсонесское духовенство не участвовало в I Вселенском соборе в Никее, но во II, Константинопольском, в 381 г. уже принимает участие епископ Херсонеса Эферий.

При этом есть основания полагать, что утвердившийся среди большей части христиан культ Богородицы, Девы Марии оказался результатом воздействия именно религиозных традиций Херсонеса, с его верховным значением Богини Девы.

Однако требования к религиозной принадлежности в Херсонесе были не так суровы, как в Константинополе. В конце IV–V в. н. э. в городе существовала иудейская община и достаточно богатая синагога, но в V в. она оказалась разрушена.

В конце V в. город окончательно теряет автономию и становится частью наследовавшей Риму Византийской империи. В V–VI в. в Херсонесе возводятся первые христианские храмы.

Несмотря ни на что, после падения античной цивилизации Херсонес просуществовал еще около тысячи лет.

Византийский период: вторая столица империи – соперник Константинополя

Третий период жизни Херсонеса характеризовался резким ухудшением экономического и политического положения города, по времени совпадающим с великим переселением народов. Очевидный упадок в искусстве и технике проявился в примитивности надгробий III–IV веков н. э. Однако к концу IV века город вошел в состав Византийской империи, и положение улучшилось: были исправлены оборонительные стены (3-й ярус), достроены башни.

В склепе в окрестностях Херсонеса на внутренней стене обнаружен рисунок города, каким, по всей видимости, являлся Херсонес того времени. Он был идеологическим центром православия и торговым посредником между Византией и Черноморскими степями (сырье).

К V–VI векам относится энергичное монументальное строительство в городе: возводится множество открытых больших храмов.

В VI в. н. э. в Херсонесе разворачивается строительство христианских храмов византийского типа, базилик. Это были вытянутые в длину помещения, разделенные рядами колонн на продольные части, с восточной стороны имевшие пристройку в виде сводчатой ниши, где помещались алтарь и престол. Возможно, это строительство стало инициативой императора Юстиниана.

При Юстиниане храмы строились и в других частях Крыма. Был вновь присоединен к Риму Боспор, заключен мирный договор с крымскими готами. Был, кроме того, построен ряд укреплений вдоль Южного берега – Алустон на месте современной Алушты; Горзувитах там, где теперь располагается Гурзуф.

Кроме того, Херсонес дважды служил местом ссылок высокопоставленных лиц: одного из первых римских пап Климента и императора Юстиниана II в VII веке. Когда Юстиниан узурпировал власть, Херсонес вызвал его гнев, но избежал мести при помощи хазар, а затем поднял восстание и первым провозгласил императором Филиппика (711 г.).

В годы правления преемников Юстиниана – Юстина II (565–578 гг.) и Маврикия (582–602 гг.) византийская благожелательная политика по отношению к Херсонесу продолжалась. Управление полуостровом перешло в руки дукса – ставленника Византии, резиденция которого располагалась в Херсонесе.

Хотя в конце V в. Херсонес окончательно потерял автономию и стал частью наследовавшей Риму Византийской империи, после падения античной цивилизации он просуществовал еще около тысячи лет и вошел в историю как центр восточного христианства.

Более того, в последующие столетия он выступает как влиятельный политический центр Византийской империи, становящийся подчас оплотом оппозиции и соперником самой столицы в борьбе за власть в империи.

В 695 г. император Византии Юстиниан II, позже получивший прозвище Риномет – Безносый – был свергнут его же полководцем Леонтием. Юстиниану сохранили жизнь, но публично изувечили (ему отрезали нос) и с позором отправили в ссылку в Херсонес. Такое наказание было достаточно типичным для политических преступников в Византийской империи. По-видимому, Херсонес, с одной стороны, был достаточно лоялен к византийской власти, с другой, находился достаточно далеко от центра империи.

Оказавшись в Тавриде, Юстиниан открыто заявил о своем желании вернуть утраченную власть, и принялся собирать союзников для своей борьбы.

В 698 г. в Константинополе произошел новый переворот, Леонтий был свергнут, и на его место встал Апсимар Тиверий III. Херсонеситы обратились к новому правителю с просьбой вернуть бывшего императора в столицу для повторного и окончательного суда.

Узнав об этом, Юстиниан, не дожидаясь ответа из центра, бежал, и укрылся в одной из крепостей, защищавших херсонеситов от кочевников, – Доросе (Мангупе), намереваясь в дальнейшем укрыться у хазар.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней"

Книги похожие на "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юлия Черняховская

Юлия Черняховская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юлия Черняховская - Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней"

Отзывы читателей о книге "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.