» » » » Фердинанд Опль - Фридрих Барбаросса


Авторские права

Фердинанд Опль - Фридрих Барбаросса

Здесь можно скачать бесплатно "Фердинанд Опль - Фридрих Барбаросса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Евразия, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Фридрих Барбаросса
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-591852014-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фридрих Барбаросса"

Описание и краткое содержание "Фридрих Барбаросса" читать бесплатно онлайн.



Монография современного австрийского историка Фердинанда Опля посвящена одной из самых известных личностей XII столетия и всего европейского Средневековья — правителю Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе. Труд, первое издание которого было приурочено к 800-летней годовщине со дня смерти монарха, сочетает в себе яркое и подробное изложение биографии императора (первая часть книги) с комплексным описанием своеобразия его политической деятельности, взаимодействия с разными сословиями и институтами средневекового общества (второй раздел). Барбаросса представлен как политик мирного времени и военный организатор, в борьбе за власть и на вершине своего могущества, на фоне разнообразных событий в немецких землях и во время шести походов в Италию, во главе III крестового похода, принесшего ему гибель, и как мифологизированный образ многовековой исторической памяти.






Отнюдь не свободные от взаимных трений отношения Штауфена с папством пережили новое ухудшение в понтификат преемника Люция, Урбана III, сохранившего в качестве папы и прежний свой сан архиепископа Миланского. Центральным пунктом противоречий стали в первую очередь события вокруг замещения кафедры Трирского архиепископства, где двойные выборы разрешились имперскими властями в пользу их кандидата Рудольфа[532]. Впрочем, вместе с тем надо учитывать и общую политическую обстановку — впечатляющий образ действий императора в надежно удерживаемой тогда Империей итальянской ее части и предпринятое штауфеновской политикой наведение мостов в Южной Италии. Барбаросса отреагировал на попытку папского вмешательства в трирские дела блокадой альпийских перевалов, преградившей путь папским легатам. Новый разрыв с папством казался неотвратимым. В отличие от ранних лет своего правления, теперь император пребывал на вершине своей власти и своего авторитета и был в состоянии держать в рамках дозволенного даже небезопасную внутригерманскую оппозицию вокруг архиепископа Филиппа Кёльнского, а в конечном итоге, весной 1188 года, полностью устранить ее, подчинив себе главу епархии. Ситуацию, однако, должна была полностью изменить проблема Святой земли, где в октябре 1187 года султан Саладин после победы над рыцарским христианским войском при Хаттине захватил Иерусалим. Смерть Урбана III осенью 1187 года, и в результате исключение из политической борьбы непримиримого противника Штауфена, также привела к уменьшению противоречий и открыла дорогу к примирению. Вскоре, в марте 1188 года, на «хофтаге Иисуса Христа»[533] в Майнце Фридрих принял крест, тем самым вторично, после 1146 года, обязавшись отправиться в крестовый поход. В процессе последних приготовлений к этому великому предприятию весной 1189 года было достигнуто согласие с папством.

Впрочем, трактовка связей Штауфена с папами его эпохи лишь частично раскрывает тему его отношения к церкви. Гораздо интенсивнее, несравнимо регулярнее были контакты с высшим духовенством Империи, к которым мы теперь обратим наше внимание. Государь фактически был окружен духовными лицами: ранним утром он был обязан посещать мессу[534], имперская канцелярия и придворная капелла были опорными составными частями его придворного государственного аппарата, представители высшего духовенства играли видную роль в совете и при обсуждении политических дел. Принципиальной основой для двусторонних связей был уже упоминавшийся Вормсский конкордат 1122 года, с избирательными предписаниями которого, впрочем, в реальности поступали по здравому политическому размышлению. Имеется много примеров из эпохи правления Штауфена, начиная уже с выборов в Утрехте, Магдебурге и Аугсбурге в 1152 году, которые свидетельствуют о том, каким образом он оценивал свое влияние на избрание епископов и с какими энергией и настойчивостью стремился при этом отстоять и провести однажды принятое решение. В Анналах Дизибоденберга под 1157 годом содержится интересное сообщение о том, что император тогда хитростью заставил аббатов, пробстов и самых знатных министериалов Майнцской церкви после смерти архиепископа Арнольда провести выборы преемника только в его присутствии. Хотя речь при этом не идет о собрании соборного капитула, непосредственно имеющем право голоса, и присутствие государя при избрании епископов было установлено уже в Вормсском конкордате, здесь уже отчетливо высвечивается те осторожность и осмотрительность, с которыми Штауфен, явно своевременно, стремился укреплять свое влияние.

Значение высшего духовенства для функционирования Империи в ее целостности можно видеть, наряду с выдающейся ролью отдельных представителей клира в совете государя, и тем самым в политическом планировании, особенно в выполнении ими порученных служб. В соответствии с нормами ленного права, они были обязаны подавать совет и помощь (consilium et auxilium), причем эти обязанности заслуживают более подробного описания. На первое место, без сомнения, следует поставить обязанность участия в военных походах[535], без которой были бы невозможны многочисленные военные предприятия Барбароссы. Освобождение от этой обязанности, какие-либо исключения вряд ли кому-нибудь полагались. Архиепископ Гамбург-Бременский и епископ Хальберштадтский за неявку для участия в коронационном походе Штауфена в декабре 1154 года в Ронкалье были присуждены к лишению их ленов. Церкви имперских областей взамен участия в походах часто вынуждены были принимать на себя тяжелые финансовые обременения: мы слышим о закладах, о продаже имущества, но также и об отчуждении церковной утвари ради доставки требуемых средств. Впрочем, в связи с этим надо указать и на заметные полководческие таланты многих представителей духовенства.

Затем следует обратить внимание на обязанность участия в придворных выездах, непременность посещения объявленных хофтагов, без соблюдения которой административная деятельность эпохи в конечном счете была бы доведена до абсурда. Осуществляемая таким образом обязанность участвовать в совете государя приводила, правда, также и к тому, что князья порой вынуждены были согласованно принимать весьма прискорбные для себя решения. Наконец, такое же решающее значение приобрела гостевая обязанность, то есть обязанность принимать на постой главу Империи и его свиту. Она представляла собой одну из важных основ столь характерного для Средневековья нестационарного способа правления. Изучение итинерариев[536] делает очевидным интенсивность, с которой при Фридрихе I привлекались для постоя государя прежде всего епископские резиденции, расположенные в Империи. Применительно к германским землям статистику итинерариев возглавляют Вюрцбург, Вормс и Шпайер. Остановки в монастырях, напротив, отмечаются намного реже, а впоследствии определяющее значение приобретает учащение постоя в собственных имперских пфальцах. Также и южнее Альп Штауфен подчеркнуто предписывает в одном из законов, сформулированных в Ронкалье в 1158 году, свою претензию на постой в епископско-городских пфальцах[537]. Для этой территории нам известно о нескольких случаях строительства собственно имперских пфальцев в городах (Лоди, Парма). Характерно, что там встречаются — как правило, за пределами городской застройки, перед воротами города — так называемые «монастырские пфальцы» (например, Сан-Сальваторе близ Павии)[538].

При желании еще детальнее описать отношение Барбароссы к духовенству нам придется порекомендовать несколько случайных примеров, которые, наряду с главными общими чертами, учитывают индивидуально-личностный момент отношений. Если мы выберем из большого числа случаев архиепископство Майнцское[539], то положение этой епархии будет характеризоваться прежде всего должностью эрцканцлера для германской части Империи, но также и ее выдающейся ролью в контексте избрания короля, при котором ей отводился «первый голос». При избрании самого Фридриха его отдал майнцский архиепископ Генрих, который использовал свое право против штауфеновского кандидата. Подоплекой этого обстоятельства были территориально-политические интересы Майнцской церкви, преимущественно в области Везера-Лайне[540]. Год спустя Барбаросса воспользовался присутствием папского легата, прибывшего в Германию для ратификации договора с папой Евгением III, для выступления против Майнца. На Вормсском хофтаге на Троицу 1153 года Генрих заодно с епископами Хильдесхайма, Айхштетта и Миндена был лишен своего сана. Проведенное сразу после этого новое избрание закончилось выдвижением — при определяющем воздействии со стороны короля — прежнего имперского канцлера Арнольда[541], происходившего из рода майнцских министериалов Зеленхофенов. Во время своего правления (1153–1160 годы) Арнольду пришлось столкнуться с большими проблемами, которые во многом были результатом его низкого происхождения. Когда он в момент отсутствия государя в 1155 году вступил в конфликт с Германом, пфальцграфом Рейнским, Барбаросса после своего возвращения из Италии решительно и жестко навел порядок, присудив обе стороны к позорящему наказанию «несения собаки», которое, однако, позволил себе заменить для архиепископа — из уважения к его сану.

Последовательное привлечение именно этого архиепископства к имперской службе, особенно мобилизация обильных финансовых средств для второго итальянского похода Штауфена, должно было ввергнуть власть Арнольда в тяжелый кризис, выход из которого оказался в конечном счете невозможен. В отсутствие задержавшегося в Италии государя архиепископ не мог действенно противостоять жесткому сопротивлению, исходящему не только из бюргерско-министернальной среды, но и из кругов духовенства. В июне 1160 года дело дошло до волнений, и Арнольд пал от руки убийц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фридрих Барбаросса"

Книги похожие на "Фридрих Барбаросса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фердинанд Опль

Фердинанд Опль - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фердинанд Опль - Фридрих Барбаросса"

Отзывы читателей о книге "Фридрих Барбаросса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.