» » » » Максим Коломиец - Танки на Халхин-Голе


Авторские права

Максим Коломиец - Танки на Халхин-Голе

Здесь можно купить и скачать "Максим Коломиец - Танки на Халхин-Голе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Яуза, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Максим Коломиец - Танки на Халхин-Голе
Рейтинг:
Название:
Танки на Халхин-Голе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-699-64969-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танки на Халхин-Голе"

Описание и краткое содержание "Танки на Халхин-Голе" читать бесплатно онлайн.



Боевым крещением советских бронетанковых войск стала «необъявленная война» 1939 года на Халхин-Голе, где наши танки и бронеавтомобили впервые применялись массово, вынеся главную тяжесть боев. Это их контрудар предотвратил катастрофу и спас войска Жукова от окружения, ликвидировав опаснейший японский прорыв в районе горы Баин-Цаган. Именно танковые и мотоброневые бригады сыграли решающую роль в генеральном наступлении Красной Армии и разгроме вражеской группировки. Не случайно среди Героев Советского Союза, удостоенных Золотой Звезды за Халхин-Гол, больше всего танкистов, а в качестве памятника той войне на пьедестале установлен танк БТ-5. Но за победу пришлось заплатить очень высокую цену — 253 сгоревших танка и 133 бронеавтомобиля. Впрочем, и японские потери были велики — всего за три дня «самураи» лишились 44 из 73 своих танков, после чего оба их танковых полка были выведены в тыл и в боевых действиях больше не участвовали…

В новой книге ведущего военного историка вы найдете исчерпывающую информацию о боевом применении бронетехники на Хасане и Халхин-Голе — о первой громкой победе советских танкистов, маршала Жукова и сталинской Красной Армии. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных фотографий.






ВООРУЖЕНИЕ ЧАСТЕЙ 57-ГО ОСОБОГО КОРПУСА. Основной боевой машиной, находившейся на вооружении частей корпуса, был танк БТ-5. К весне 1939 года их эксплуатация в войсках выявила массу проблем, связанных с особыми климатическими условиями Монголии. Зимой, при морозах до -40°, танки с трудом заводились, а при движении по снегу буксовали из-за плохого сцепления гусениц. Летом, при температурах до +40°, двигатели, работавшие на авиационном бензине, сильно грелись, в танках было невыносимо жарко, от паров бензина часто возникали пожары. Однако равнинный ландшафт Монголии позволял полностью использовать высокие динамические качества БТ-5. Они могли передвигаться по степи с максимальной скоростью, причем не только на гусеницах, но и на колесах.

Средние бронеавтомобили были представлены машинами БА-3, БА-6 и БА-10. Первые два различались главным образом типом шасси (БА-3 — на базе «Форд-Тимкен», БА-6 — на базе ГАЗ-ААА). По конструкции бронекорпуса эти машины были полностью идентичны, за исключением отсутствия двери в корме у БА-6 (у БА-3 дверь была) и ряда мелких отличий. Но из-за того, что шасси «Форд-Тимкен» имело большую базу и массу по сравнению с ГАЗ-ААА, бронеавтомобиль БА-3 имел меньший запас хода и меньшую скорость. Существенным недостатком БА-3 и БА-6 являлось наличие бензобака на крыше корпуса, над местами водителя и пулеметчика. При малейшем пробитии горящий бензин выливался на людей.


Японский средний танк Тип 89 «Ко» из состава 4-го танкового полка Квантунской армии. Снимок сделан в мае 1939 года в Кунгчулинге. Первые два иероглифа дословно переводятся как «Любовь к родине». В скобках написано название города, выделившего деньги на постройку танка — «Фукуока» (ЯМ).


С конца 1938 года в части 57-го Особого корпуса стали поступать бронеавтомобили БА-10 на специально разработанном укороченном шасси ГАЗ-ААА. По сравнению с БА-3/6 эта машина имела более совершенную форму броневого корпуса, большую скорость и запас хода. По вооружению все три броневика были одинаковы — 45-мм пушка и два 7,62-мм пулемета ДТ. БА-10 имел более толстую броню в 6—10 мм (у БА-3, БА-6 до 10 мм). К началу боев на Халхин-Голе примерно половину средних броневиков составляли БА-3, БА-6 и столько же БА-10.

Легкие броневики были двух типов — ФАИ («Форд-А Ижорский») и БА-20. Первый был разработан на шасси легкового автомобиля Форд-А (или его советского лицензионного аналога ГАЗ-А), имел броню до 6 мм, экипаж из двух человек и вооружался пулеметом ДТ. На БА-20 в качестве базы использовалось шасси «эмки» (ГАЗ-M1) с более мощным двигателем (50 л.с. против 40 л.с. у ГАЗ-А). За счет этого была увеличена броневая защита до 9 мм и экипаж до трех человек. Вооружение машины осталось прежним. По своим боевым качествам ФАИ и БА-20 были практически равноценны, однако за счет меньшей массы ФАИ имел чуть лучшую проходимость по песчаному грунту.

Матчасть артиллерии частей 57-го Особого корпуса была представлена 45-мм противотанковыми пушками обр. 1932 года, 76-мм полковыми пушками обр. 1927 года, 76-мм полевыми орудиями обр. 1902/30 года, 107-мм пушками обр. 1910/30 года, 122-мм гаубицами 1910/30 года и 152-мм гаубицами 1909/30 года.

В ходе боев в небольшом количестве поступили 122-мм пушки А-19 и 152-мм пушки-гаубицы MЛ-20.


Японский средний танк Тип 89 «Ко» из состава 4-го танкового полка Квантунской армии. Маньчжурия, предположительно 1938 год (ЯМ).


Кроме того, в составе 11-й танковой бригады имелось 12 самоходных орудий СУ-12. Они были разработаны на Кировском заводе в Ленинграде в 1933 году и представляли собой 76-мм полковую пушку обр. 1927 года, установленную на шасси американского грузовика «Мореланд». Орудие имело броневой щит, задняя часть кабины автомобиля тоже защищалась бронелистом. Осенью 1933 года опытная батарея СУ-12 прошла испытания на маневрах 11-го механизированного корпуса на Украине. По их результатам Управление моторизации и механизации Красной Армии принимает решение о включении установок СУ-12 в состав артиллерийских дивизионов формируемых механизированных бригад. Всего в 1934–1935 годах Кировский завод изготовил 99 таких машин (48 на базе грузовиков «Мореланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА). К середине 1938 года СУ-12 на «мореландах» имелись в составе танковых частей Ленинградского, Московского, Белорусского и Киевского военных округов, а СУ-12 на ГАЗ-ААА — в составе частей Ленинградского, Забайкальского, Московского, Киевского военных округов и Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. Опыт эксплуатации СУ-12 в войсках показал, что она значительно повышает мобильность артиллерии поддержки танков на поле боя, но обладает низкой проходимостью на местности.

Монгольская Народно-революционная армия

Создание монгольской армии началось сразу же после освобождения страны от власти Китая в 1911 году. Правительство Монголии обратилось за помощью к России и, после переговоров, было подписано соглашение об обучении монгольских цириков (по-монгольски «цирик» — солдат, воин) при помощи русских военных инструкторов. В 1912 году в Хужир Булане открылась военная школа. В ней 17 русских офицеров и 42 унтер-офицера обучали военному делу 2000 цириков для двух кавалерийских полков, пулеметной роты и артиллерийского взвода.

Летом 1921 года власть в Монголии перешла в руки Народного правительства во главе с Д. Сухэ-Батором. При помощи частей Красной Армии, отряды Сухэ-Батора к концу 1921 года освободили территорию Монголии от частей белогвардейских войск под командованием Р. Унгерна и Бакича.


Трофейная японская танкоремонтная мастерская на базе трехосного грузовика Тип 94 во время испытаний в подмосковной Кубинке. Зима 1939 года. Машина была захвачена в боях на Халхин-Голе, фара с правой стороны отсутствует (РГВА).



Трофейный японский мотоцикл Тип 97 (с приводом на колесо коляски) во время испытаний на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке, осень 1939 года. Мотоцикл был захвачен в ходе боев на Халхин-Голе (РГВА).


Создание монгольской Народно-революционной армии велось при активной помощи Советской России, а впоследствии Советского Союза. Дело в том, что Монголия не имела своей промышленности и не могла снабжать свою армию вооружением и техникой. Осенью 1921 года между РСФСР и Монголией было подписано Соглашение об установлении дружественных отношений, которое предусматривало и военное сотрудничество. После этого Народному правительству Монголии было передано 3 тысячи винтовок, 3 тысячи сабель, 150 револьверов, 40 пулеметов, 4 орудия, 2 самолета, 1 бронеавтомобиль, 2 легковых и 2 грузовых автомашины, а также необходимое количество боеприпасов и денежный кредит. Кроме того, в Монголию направлялись советские военные советники.

К 1933 году монгольская Народно-революционная армия имела 4 кавалерийские дивизии, отдельный транспортный полк и Объединенное военное училище. Кроме того, имелись и территориальные войска, представлявшие собой небольшие гарнизоны мирного времени. В случае войны они могли быть преобразованы в кадровые части.

К этому времени была сформирована и первая танковая часть — отдельный бронетанковый полк. На его вооружении находилось 10 танкеток Т-27 и 10 бронемашин БА-27, полученных из СССР. Кроме того, в качестве учебных использовались броневики, переданные РСФСР еще в начале 1920-х годов — ижорский «Фиат», «Остин» 3-й серии и «Армстронг-Уитворт-Фиат» (эти машины использовались в России в годы Первой мировой и Гражданской войн). В последующие годы объем поставок бронетанковой техники из СССР постепенно возрастал. Так, в 1936 году в Монголию было отправлено 35 броневиков БА-6, 15 ФАИ, 6 цистерн на шасси ЗИС-6, 1 автомастерская типа А (на шасси ЗИС-6) и 5 типа Б (на шасси ГАЗ-АА).


Бойцы стрелковопулеметного батальона 9-й мотоброневой бригады. Монголия, 1938 год. Слева на фото штабной автобус на базе ГАЗ-АА (АСКМ).


К весне 1939 года в составе монгольской Народно-революционной армии имелось 8 кавалерийских дивизий, бронебригада, а также транспортные, саперные и авиационные части.

По штату, монгольская кавалерийская дивизия состояла из двух кавалерийских полков (2 сабельных и пулеметный эскадроны), артиллерийского дивизиона, броневого дивизиона (эскадрон легких и эскадрон средних бронемашин), эскадрона связи, транспортной роты и дивизионной школы, всего 1591 человек, 4 76-мм полевых орудия обр. 1902 года, 4 76-мм полковых орудия обр. 1927 года, 6 45-мм противотанковых пушек обр. 1932 года, 24 7,62-мм пулемета «Максим», 44 7,62-мм пулемета ДП, 1279 винтовок, 180 револьверов, 1060 шашек, 9 бронеавтомобилей БА-6, БА-10, 9 бронеавтомобилей ФАИ, 18 грузовиков ЗИС-5, 4 грузовика ГАЗ-АА, 6 грузовиков ГАЗ-АА с зенитными установками (пулеметы «Максима»), 1 водомаслозаправщик ЗИС-5, 1 цистерна ЗИС-6, 2 санитарных автобуса, 1 радиостанция 11АК, 1 радиостанция 5АК, 24 тачанки, 42 зарядных ящика, 17 походных кухонь, 13 двуколок, 1723 лошади, 198 верблюдов. Однако не все дивизии были укомплектованы по полному штату: не хватало подготовленных кадров, стрелкового оружия, артиллерии и броневиков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танки на Халхин-Голе"

Книги похожие на "Танки на Халхин-Голе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Коломиец

Максим Коломиец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Коломиец - Танки на Халхин-Голе"

Отзывы читателей о книге "Танки на Халхин-Голе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.