Автор Неизвестен - Польские народные сказки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Польские народные сказки"
Описание и краткое содержание "Польские народные сказки" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены народные сказки, поверья, легенды, сказки-шутки, сказки-анекдоты разных регионов Польши: мазовецкие, силезские, кашубские, оравские и др. Книга лишь в незначительной степени повторяет предыдущее издание польских сказок и легенд (Л., 1965). Основана на подлинно фольклорных текстах сказок. Большинство переводов — новые.
И поменялись. Взял мужик петуха под мышку и пошел на ярмарку.
Наступил вечер, и захотелось ему есть. Зашел он в корчму, за ужин платить нечем. Пришлось отдать корчмарю петуха. Сидит мужик в корчме и толкует:
— Вон оно, как я нынче поторговал: корову обменял на клячу, клячу на свинью, свинью на овцу, овцу на гуся, а гуся на петуха, а петуха за ужин отдал.
Сидел там в корчме богатый пан. Послушал он мужиковы слова, усмехнулся и говорит:
— Вот уж торговля так торговля! Интересно знать, что тебе на это жена скажет.
— А ничего не скажет. Что я ни сделаю, все ей хорошо. Мы с ней никогда не ссоримся.
— Хотел бы я на это посмотреть! По-моему, нет на свете такой жены, которая за такую торговлю не огрела бы мужа метлой. Пойду-ка я с тобой, погляжу, что будет.
Пошли они вместе к мужику домой. Пан остался за дверью послушать, а мужик вошел в дом и рассказал жене, как он торговал да проторговался. Говорит ему жена:
— Слава богу, сам цел-невредим вернулся, а что проторговался — невелика беда. Да если б никто на торговле не терял, так и торговли не было бы.
Услышал это пан, бросил мужику кошелек с деньгами и сказал, уходя:
— Это вам за то, что не ссоритесь. Вот бы все жены такими были!
МУЖИЦКАЯ ЖАЛОБА
В деревне, неподалеку от панской усадьбы, жил гураль в убогой хате. Была у него в хозяйстве одна-едннственная корова. И надо же случиться беде — забрела эта корова в господский клевер. Увидел это пан, схватил нож и собственной рукой мужицкую скотину зарезал.
Послала жена гураля к пану в усадьбу. «Проси, — говорит, — чтобы пан хоть немного убыток возместил». Пошел мужик, но ничего хорошего из этого не вышло. Разгневался пан, увидя мужика, и приказал слугам разложить его на лавке да всыпать десяток плетей.
Приплелся домой битый гураль, рассказал обо всем жене.
— Ежели так, — сказала жена, — пиши жалобу королю. Пусть он рассудит по справедливости.
Взяли они доску, остругали и вырезали на ней ножом все, как было. Видно было, где стоит мужицкая хата, а где господская земля; видно было даже, как корова зашла в клевер и как пан ее зарезал. А в самом низу вырезал мужик на доске лавку, на ней — себя самого и сделал рядом десять зарубок.
Навьючила жена этой доской мужика, и пошел он к королю. Идет он, в лес зашел, а навстречу ему идет богато одетый охотник. Говорит ему мужик:
— Слава Иисусу Христу.
— Во веки веков, аминь! — ответил охотник. — Куда путь держишь, человече?
— К королю.
— А зачем?
— Ас жалобой на пана.
— А что за жалоба?
Снял мужик доску с плеча и начал показывать:
— Вот моя хата, вот панская усадьба, а тут его клевер. Тут моя корова в клевер зашла, а это пан ее режет. А это лавка, и я на ней. А это зарубки — десять плетей, которые влепили мне по панскому приказу.
Слово за слово, рассказал мужик охотнику все дело.
— Ну, — промолвил охотник, — ступай к королю. Он рассудит по справедливости.
Пошел мужик дальше. И невдомек ему было, что этот охотник — сам король Ян.
На другой день явился гураль в королевский дворец, и его сразу впустили в большой пышный зал. Сидит на золоченом троне король, перед ним двенадцать министров стоят. На голове у короля корона, на плечах красная мантия, на ногах желтые сапоги со шпорами. Не узнал гураль короля в этой одежде. Подал он свою доску одному из министров и говорит:
— Здесь все сказано про мою обиду. Читайте.
Ничего не понял министр из той доски, не поняли и другие министры. Хотели они выгнать мужика, да король приказал подать мужицкую жалобу в собственные королевские руки. Тогда первый министр передал доску второму, второй — третьему, третий — четвертому, и так до тех пор, пока двенадцатый не вручил доску королю. Подозвал король гураля и спрашивает:
— Это что? Твоя хата?
— Она, она.
— А вот это панская усадьба?
— Да.
— И твоя корова зашла в панский клевер?
— Так оно и было.
— И вот тут ее пан зарезал?
— Так и было, ясновельможный пан!
— Тогда ты пошел к пану, а тебе там еще и десять плетей дали?
Хлопнул гураль короля по плечу и закричал?
— Сразу видно — умный вы человек!
Обернулся к министрам и говорит:
— А вы все — дурни!
Много было смеху во дворце. Потом король Ян сказал мужику:
— Ступай домой, а я распоряжусь, чтобы все было по справедливости.
Вернулся мужик домой, а вскорости пришел от короля указ. Приказано было пану просить у мужика прощения, построить ему новый дом, конюшню, хлев, ригу и еще прибавить к этому тридцать моргов панской земли.
Мужик и его жена не раз посмеивались над тем, как дорого обошлось пану мужицкое горе. И часто-часто повторял гураль своей жене:
— Король Ян — мудрый король. Взял мою жалобу в руки и сразу прочел. А вот его министры только рты разевали и ничего прочесть не могли. Ума не приложу; зачем король их возле себя держит, когда они даже читать не умеют…
КАК ЛЮДИ БОГАТЕЮТ
Жил в одной деревне бедняк. Никак не удавалось ему разбогатеть, хоть и работал он как вол, и денег попусту не тратил. Засела у него в доме нищета — палкой не выгонишь.
Однажды через эту деревню проезжал верхом святой. Петр. Ехал он в царствие небесное по всяким делам и остановился у корчмы коня покормить. Узнали про это люди и сбежались к корчме — и все с просьбами к господу богу, все хотят их передать через святого. Пришел и тот бедняк, тоже просит: пусть-де святой Петр узнает на небесах, отчего он так беден, хоть и трудится усердно и жизнь ведет примерную. Святой Петр стал было отказываться: мол, у него столько дел, а такую просьбу и позабыть недолго. Но бедняк молил его слезно, так что святой наконец сжалился, снял с лошади свое золотое седло с золотыми стременами, отдал ему и сказал:
— Держи. Сохрани это до моего возвращения. Я в царствии небесном увижу, что у меня нет седла, и вспомню тебя и твою просьбу. А когда буду проезжать здесь на обратном пути, ты мне седло вернешь.
С этими словами святой Петр уехал, а мужик спрятал у себя в чулане золотое седло с золотыми стременами и стал со дня на день с нетерпением ждать прихода святого и вестей с неба.
Покончил святой Петр со всеми делами в царствии небесном, решил, что пора обратно ехать, стал коня готовить, ан глядь — седла-то нет! Вспомнил тут святой Петр бедняка и его просьбу, вернулся к господу богу и спросил у него, отчего этот мужик гол как сокол, хотя человек он работящий и честный.
— Потому и беден, что не мошенник, — отвечал господь бог, — людей не обманывает, чужого не присваивает.
Святой Петр только-только вдали показался, а мужик навстречу уж бегом бежит, — так ему не терпится узнать, что же ему мешает разбогатеть. Святой Петр его сразу узнал и кричит:
— Неси седло, я дальше еду!
— А сказал тебе господь бог, почему мне никак из нужды не выбиться? — спросил мужик прежде чем бежать за седлом. Уж очень его любопытство разбирало.
— Потому что ты не мошенник, — ответил святой. — Ну, неси же скорее мое седло!
Мужик был не дурак, сразу все понял и, чтобы наука не пропала даром, решил не возвращать святому седла. Притворился он удивленным и спрашивает:
— Что за седло? У меня никакого седла нет.
— Как так нет! Забыл, что ли? По дороге в царствие небесное я у тебя седло оставил. Ступай скорей за ним!
— Да вы, может, у кого другого оставили?
Святой очень торопился, разбираться ему было некогда, махнул он рукой и поехал своей дорогой, так что золотое седло с золотыми стременами достались мужику безо всякого труда.
«Посмотрим, что дальше получится», — подумал мужик и пошел к перекупщику продавать свою добычу. Поторговались, как водится, и сошлись на том, что перекупщик даст за седло со стременами сто ренских и корову. Деньги он дал мужику тут же, а корову обещал привести когда ее пригонят с поля — тогда-де он и седло получит.
Приводит перекупщик вечерком корову, требует седло, а мужик говорит:
— Нет, за одну только корову я седла не отдам.
— Почему же за одну корову? Ведь ты ж получил уже с меня сто ренских!
— Какие сто ренских? Когда? Кто это видел? Убирайся ты со своей коровой и оставь меня в покое!
Присвоил мужик деньги, но это дело ему так просто с рук не сошло: перекупщик подал на него в суд, и судья назначил срок для разбора жалобы. Вот настал день суда, а мужик пошел в корчму, сел там и сидит. Люди его спрашивают, почему он в суд не идет.
— Как же я пойду в суд, когда у меня шубы нету? — отвечает он.
— Так я вам одолжу свою, — говорит один, снимает с себя шубу и отдает мужику.
Надел мужик шубу, но все сидит, не уходит. У него снова спрашивают, почему он не идет в суд — ведь уже пора.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Польские народные сказки"
Книги похожие на "Польские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор Неизвестен - Польские народные сказки"
Отзывы читателей о книге "Польские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.