» » » Ирина Сергиевская - Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья


Авторские права

Ирина Сергиевская - Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья

Здесь можно купить и скачать "Ирина Сергиевская - Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Алгоритм»1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Сергиевская - Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья
Рейтинг:
Название:
Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-906798-73-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья"

Описание и краткое содержание "Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья" читать бесплатно онлайн.



Что собой представлял самый крупный столичный клад? Как и когда были найдены уникальные юсуповские сокровища, редчайшие драгоценности Голицыных, изделия прославленной фирмы Фаберже, бесценная скрипка работы Антонио Страдивари и знаменитый «Демон» Врубеля? Где находятся знаменитые разбойничьи клады Москвы, проклятые ценности душегубицы Салтычихи, обагренное кровью золото помещика Баташева и огромный бриллиант Соньки Золотой Ручки? В каких секретных московских тайниках до сих пор хранятся сокровища «русского Фауста» и сакральные реликвии «вольных каменщиков» и тамплиеров? И можно ли отыскать знаменитую Либерию Ивана Грозного? Это лишь малая часть увлекательных исторических маршрутов, проложенных автором, хорошо известным читателю по изданиям «Москва таинственная», «Пантеоны Кремля», «Москва романтическая» и др.

Новая книга Ирины Сергиевской построена в форме исторического путеводителя по таинственным местам Москвы, где были или могут быть найдены уникальные клады и бесценные сокровища, магические колдовские предметы и сакральные мистические артефакты. Здесь собраны как точные исторические факты, так и легенды и предания, не попавшие в официальные хроники и архивы, истории, оставшиеся вне протоколов и научных отчетов.






Замурованные сундуки

Люди и их дома связаны между собою каким-то таинственным, никому не известным образом, и нередко имеют общую судьбу. С приходом большевиков Юсуповы были вынуждены навсегда покинуть Россию, а их родовой дворец был превращен в очередное советское учреждение с чередой бесчисленных служебных кабинетов и строгим вахтером у входа. Сразу после революции Феликс Юсупов перевез фамильные сокровища из Питера в Москву и спрятал их в тайнике своего родового дворца. Прятал их вместе с ним преданный семье человек Григорий Бужинский. Когда большевики пришли грабить дворец, то потребовали от него показать, где спрятаны княжеские сокровища. Верный слуга умер от пыток, но сокровищ так и не показал.

Через 8 лет, летом 1925 года, большевики нашли их совершенно случайно. Одного из сторожей заинтересовала искусно замурованная арка в подклете. Внимательный страж заметил, что штукатурка под ней немного отличается от основного тона. Кроме того, за кирпичной кладкой угадывалась пустота. Немедленно пригласили сотрудников ГПУ и представителей Наркомпроса. За замуровкой обнаружили стальную дверь. За ней – тайник, забитый мусором и старой одеждой. Но когда кто-то случайно толкнул ногой тюк с тряпьем, из него посыпались драгоценности… Глухая комната размером 2 на 3 метра вся была заставлена сундуками и ящиками, изделиями из серебра.


Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденные случайно в нише стены их фамильного особняка


Громкие находки

Из тайника извлекли семь сундуков и ящиков, в которых оказались блюда, ковши и кубки XVI века, рукомойники, кувшины, солонки, табакерки, украшенные бриллиантами, хрустальные графины, сервизы, кубки, выполненные знаменитыми мастерами Нюрнберга и Аугсбурга. Три деревянных ящика, обитые железом и обшитые кожей с тиснеными родовыми гербами Юсуповых, содержали бриллианты, крупные изумруды, сапфиры, рубины, частью оправленные в золото и серебро. Среди них было 255 бриллиантовых брошей, 18 диадем, 42 браслета и около 2 кг золотых изделий, являющихся уникальными произведением искусства.

Исследования показали, что бриллиантовые и жемчужные колье, цепи из сапфиров, изумрудов и бриллиантов, серьги из рубинов и бриллиантов, диадемы, браслеты, ожерелья, броши были преподнесены Великой княгине Ирине Александровне Романовой в день свадьбы с Феликсом Юсуповым. Здесь же были обнаружены 200 серебряных чарок, блюд, ковшей из серебра (XVI–XIX веков), большая серебряная фигура коня, три громадных лебедя работы XVII века.

Эксперты не смогли сохранить хладнокровие: «Многие вещи совершенно исключительного качества. Они не поддаются никакому денежному исчислению». Вес найденных серебряных предметов составил 70 пудов (1120 кг), золотых – 33 фунта (13,5 кг), не считая ювелирных оправ. Золото и серебро передали в Госбанк, уникальные изделия – в московские музеи, главным образом в Оружейную палату Кремля.

Конфискованы были и уникальные полотна западноевропейских художников, и собрание семейных портретов, выполненных художниками Лампи, Монье, Гро и Валентином Серовым. В 1919 году, согласно описи, княжеская галерея насчитывала более тысячи картин. Главными ценностями собрания скульптуры Юсуповых были шесть античных мраморов. Жемчужиной коллекции – скульптурой «Амур и Психея» – ныне гордится Эрмитаж.

Кроме всего перечисленного, в тайнике нашли подлинную скрипку работы прославленного мастера из Кремоны Антонио Страдивари. Эта находка заставила Губфинотдел и Главмузей создать комиссию для обследования дворцов Юсупова. Две недели члены комиссии осматривали каждый уголок от чердака до подвала и снова от подвала до чердака: простукивали, прощупывали, допрашивали. Им удалось отыскать 15 потайных мест, причем часть тайников была запроектирована еще при строительстве, в XVII столетии. Нашли кладовые под лестницами, несгораемые шкафы и камеры, вмонтированные в стены.

«Некоторые кладовые, – сообщали члены комиссии, – снабжены специальными механизмами, подъемными и раздвижными. Достаточно нажать кнопку или повернуть рычаг, где-нибудь поблизости расположенный, и механизм приводится в движение». К разочарованию членов комиссии, все найденные в Москве тайники были пусты.

Обширные юсуповские коллекции, за небольшим исключением, попали в недра государственных хранилищ, из которых их с большим удовольствием реализовывала на западном художественном рынке гражданская жена Максима Горького, бывшая актриса МХТ Мария Федоровна Андреева.


От некогда богатых юсуповских архивов в России также мало что осталось. «Пьяная матросня, – как вспоминал Феликс Юсупов, – искала прежде всего драгоценности, а попадавшиеся ей непонятные бумаги сжигала». Так погибла бесценная библиотека и архив А. Блока, сгорели в пожарах архивы почти всех дворянских семей России. Сохранились воспоминания князя об этих страшных днях, об ужасе красного террора в Крыму. «Банды матросов врывались во все дома, насиловали женщин и детей перед их мужьями и родителями. Людей замучивали до смерти. Мне случилось встречать многих из этих матросов, на их волосатой груди висели колье из жемчуга и бриллиантов, руки были покрыты кольцами и браслетами. Среди них были мальчишки лет пятнадцати. Многие были напудрены и накрашены. Казалось, что видишь адский маскарад».

Сотрудники ЧК, проводившие обыски в Юсуповских дворцах в Москве и Петрограде, результатами своей работы остались недовольны: золота и драгоценных камней обнаружили не так много, как ожидалось. Феликс Юсупов сумел вывезти ценности во Францию, и среди них – две лучшие картины Рембрандта: «Мужской портрет» и «Женский портрет». В советских газетах появились статьи, авторы которых дружно утверждали: Юсупов вывез картины после принятия декрета о национализации имущества буржуев, сбежавших за границу, следовательно, полотна ему принадлежать не могут.

После того как Феликс Юсупов продал бриллианты и ожерелье из 42 черных жемчужин, пролетарская пресса тут же откликнулась: «По утверждению многих, видевших этот жемчуг, ожерелье является собственностью бывшей царицы». А поскольку царское имущество национализировано, то и жемчуга наши, родные! На родине князю Юсупову немедленно присвоили новый титул – «вор, торгующий сокровищами, украденными из музеев СССР». Правда, картины и ожерелье ни одного дня в советских музеях не находились, но это было уже неважно. Газеты не случайно поливали Юсупова грязью, это был ответный демарш.

В начале 20-х годов до эмигрантов из России дошел слух, что нарком А. В. Луначарский подарил своей возлюбленной – актрисе Розенель – бриллианты расстрелянной императрицы. Затем стало известно о хищениях Романовских драгоценностей из Гохрана. Наконец, Юсупов, хорошо знавший сокровища царской семьи, увидел на нью-йоркской таможне изумруды из короны Александры Федоровны, которые советские торговые представители привезли на продажу. Князь поднял шум в печати, его поддержали соотечественники в Америке и Европе, так как сокровища царствующего дома всегда считались достоянием России, а не отдельного монарха, и не подлежали продаже.

В 1925 году, дабы доказать всему миру, что советское государство не растратило доставшихся от проклятого царского режима сокровищ и реликвий, Наркомфин в Доме Союзов устраивает выставку «бывших царских драгоценностей». После ее закрытия в Оружейную палату Кремля передается всего 46 предметов, а остальное пошло на продажу.


Любопытные факты

Прошло много лет, и состарившийся аристократ Феликс Юсупов доживал свой век в Париже. Как настоящий русский барин, он не умел считать деньги и не знал настоящую цену вещам. У него никогда не было бумажника, а деньги лежали повсюду в конвертах, и он раздавал их всем, кто ни попросит, не считая. Поэтому очень скоро старый князь оказался совершенно без средств. Тогда он взял заветную фамильную жемчужину, которую бережно хранил все эти годы, и отправился к знаменитому парижскому ювелиру. Увидев легендарную драгоценность, бедный француз от волнения лишился дара речи. В мире были только три такие жемчужины, и вот одна из них, таинственно мерцая, лежала сейчас перед ним.

Жемчужина Перегрина, которую еще называют блуждающей, прославилась своими романтическими историями. Так, раб, сумевший добыть ее в XVI веке в Панамском заливе, обрел свободу, о которой не смел даже мечтать. Королевские портреты с ее присутствием писались великими художниками чаще, чем портреты самих королей. Так, ее можно видеть на двух портретах кисти великого Веласкеса. Первой обладательницей Перегрины стала королева Англии – Мария I Тюдор, затем она перешла к испанским Бурбонам. Начав свое путешествие из Америки, жемчужина побывала в Испании, далее в Англии, затем ей опять пришлось вернуться в испанские земли, побывать во Франции и вновь возвратиться в Англию. Путешествуя четыре столетия, она полностью оправдала свое название «Ла Перегрина», что означает – «Странница».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья"

Книги похожие на "Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Сергиевская

Ирина Сергиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Сергиевская - Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья"

Отзывы читателей о книге "Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.