» » » » Ирина Сергиевская - Пантеоны Кремля


Авторские права

Ирина Сергиевская - Пантеоны Кремля

Здесь можно купить и скачать "Ирина Сергиевская - Пантеоны Кремля" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлгоритм, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Сергиевская - Пантеоны Кремля
Рейтинг:
Название:
Пантеоны Кремля
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4438-0435-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пантеоны Кремля"

Описание и краткое содержание "Пантеоны Кремля" читать бесплатно онлайн.



Сегодня мало кто знает о том, что на территории Кремля века назад располагались кладбища. Неумолимое время стерло древние погосты с лица земли, и лишь случайные находки напоминают о них современникам. По словам исследователей, кладбища существовали и на Красной площади. Одно из самых известных и необычных кладбищ мира – мемориальный некрополь у Кремлёвской стены с Мавзолеем Ленина.

Московский Кремль иногда называют самым неизученным памятником России. Звучит парадоксально, но, кажется, это недалеко от истины. Ведь здесь, что ни исследование, то открытие, что ни открытие – то тайна, тем более, когда речь идет о кремлевских захоронениях и исторической памяти.

О тайнах кремлевских некрополей, мистических историях и легендах, связанных с ними, читайте в новой книге популярного автора Ирины Сергиевской.






Кроме того, судебные медики отмечают, что непропорционально маленькая, почти детская, голова царя Федора Иоанновича покоилась на ширококостном туловище. Отсюда новые вопросы: голова ли это Федора, его ли это туловище? Ведь могила царя тоже подвергалась вскрытию и разграблению, а его скелет был выброшен из могилы и валялся на полу среди других растерзанных скелетов.

И еще одно очень странное обстоятельство. Все покойники, в том числе и Грозный, были плотно спеленаты каким-то покровом и поверх повязаны еще и жгутом. Откуда взялись эти таинственные покровы и жгуты? Чтобы ответить на все эти непростые вопросы, необходима новая научная экспертиза с учетом событий, имевших место осенью 1812 года.


Царь Фёдор Иоаннович


Царское погребение

Смерть и погребение русских царей сопровождались специальными ритуалами. Усопшего государя обряжали, укладывали на погребальное ложе из черной траурной тафты и допускали придворных для прощания с умершим. По традиции погребение совершали на третий день и обязательно до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем. Гроб накрывали каменной плитой и возлагали на него загашенные после отпевания свечи – в знак погашения всякой вражды. На погребении царя обязательно присутствовала вдова и старший сын-наследник. По обычаю того времени царевны не присутствовали на погребениях сестер и братьев, а только родителей. В тот же день придворные и воеводы с войском присягали новому правителю.

Сразу по окончании сорокадневного траура начиналась подготовка к венчанию на царство нового государя. После проведения обряда коронации в Успенском соборе нововенчанный царь поклонялся гробам предков. Этот обычай был призван напоминать правителю о неизбежном конце земного величия.

Перед гробницами государей всегда теплились лампады и горели свечи. Иногда свечи достигали в высоту более полутора метров. Так было, когда в соборе стоял гроб с телом императора Александра I, около которого день и ночь горели гигантские, с человеческий рост, свечи. В Архангельском соборе регулярно происходили поминовения усопших. Ежедневная заупокойная служба отвечала древнему завету: «Чтить дела родителей, чтобы свеча над ними не угасала».

В старину был еще один замечательный обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили «мужество, храбрость и старание всего воинства». Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Государи посещали собор на Страстной и Пасхальной неделе, в дни памяти родных и на престольные праздники. По словам очевидцев, особенно торжественно здесь было на Пасху. После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, жаловал их к руке и дарил им красные яйца. Затем государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями».

Постепенно в народе возник славный обычай – класть челобитные (прошения) государю на царские гробницы накануне тех дней, когда он по обычаю сюда приходил. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки.

Каждый день перед началом служения к мощам страстотерпца царевича Дмитрия и Черниговских мучеников с благоговением прикладывался горячо любимый народом батюшка, московский утешитель Валентин Амфитеатров, который с 1892 по 1902 г. служил в Архангельском соборе. К его могиле на Ваганьковском кладбище тысячи верующих приходят за помощью и поныне.

Как настоятель придворного собора отец Валентин участвовал в больших церковных торжествах, часто связанных с событиями государственного масштаба. Батюшка встречал и провожал гроб с телом скончавшегося на юге России государя императора Александра III. Перед тем как царственные останки последовали в Северную столицу, они были поставлены в Архангельском соборе Кремля на поклонение народу. После вступления на престол царя Николая II отец Валентин встречал в соборе коронованную августейшую чету и сопровождал ее во время поклонения царственным предкам и святыням собора.

В 1917 году во время обстрела Кремля Архангельский собор был сильно поврежден. Его разрушения можно сравнить лишь с повреждениями, полученными от французских мародеров непобедимого Наполеона. Через год в связи с переездом правительства в Москву собор-усыпальница, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт. После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года Архангельский собор работает как музей.

В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви причислил великого князя Дмитрия Донского к лику святых. Через два года в Архангельском соборе было возобновлено богослужение. Оно совершается: в престольный праздник Архистратига Михаила, в дни памяти Черниговских чудотворцев, св. князя Дмитрия Донского и св. царевича Дмитрия. А также на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи) – день особого всеобщего поминовения усопших. Особый день поминовения предков приходится на Дмитриевскую родительскую субботу, которая была установлена в 1380 г. в память о воинах, павших в битве на Куликовом поле. Постепенно в этот день стали поминать всех почивших православных христиан.


В начале XVII века с восточной стороны к собору были пристроены две одноглавые церкви – Предтеченская и Покровская. В 1847 году Покровский придел был переосвящен в честь св. Уара, небесного покровителя царевича-мученика Димитрия Угличского. По традиции, этому мученику молились о здравии малолетних детей, а также за всех младенцев, умерших некрещеными


Таинственный некрополь

Вознесенский монастырь

Под покровом вечной тишины

С южной стороны Архангельского собора есть таинственная пристройка – бывшая Ссудная изба, прозванная москвичами «Правильной избой». В ней «правили» тех, кто уклонялся от уплаты податей (налогов). Злостных должников держали в подвалах, а дознание проводили в самой избе, где стоял внушительный дубовый «исправительный стул», к которому приковывали цепями провинившихся. Из ссудной избы можно попасть в таинственный подвал, где ныне хранятся белокаменные гробницы великих княгинь и цариц, перенесенные сюда, под прах их отцов и мужей, в 1929 г. при сносе женского некрополя – кремлевского Вознесенского собора одноименного монастыря, располагавшегося возле Спасских ворот Кремля. Сегодня это единственный в мире женский царский некрополь.

Вознесенскую обитель основала вдова Дмитрия Донского, великая княгиня Евдокия, в монашестве Евфросиния, на том месте, где она провожала мужа на Куликово поле и где встречала его с победой. После смерти любимого мужа Евдокия посвятила себя заботам о подрастающих детях и обустройству основанной ей обители.

Легенды и мифы

Согласно преданию, вступление великой княгини на иноческий путь было ознаменовано Божиим благословением. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель, слепой обратился к ней с мольбой об исцелении, с верою отер рукавом княгини свои глаза и тотчас прозрел! По преданию, в день пострига великой княгини Евдокии (в монашестве Евфросинии, что означает «радость») исцелились от различных болезней более 30 человек. После смерти великой княгини 7 июля 1407 года на протяжении нескольких столетий на глазах у многочисленных верующих у ее гробницы не раз чудесно возгорались свечи, исцелялись больные, с верою приходящие к ее святым мощам.

Святую Евфросинию стали почитать покровительницей Москвы, а основанный княгиней монастырь стал местом упокоения женщин из великокняжеской и царской семей. Здесь нашла упокоение ее невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, и легендарная Софья Палеолог, и Анастасия Романова, любимая жена Ивана Грозного, и его мать Елена Глинская. Здесь находились захоронения второй жены царя-многоженца – Марии Темрюковны, третьей – Марфы Собакиной и седьмой – Марии Нагой.

В Вознесенском монастыре упокоились: царица Евдокия Стрешнева, супруга царя Михаила Федоровича, и жены его сына, царя Алексея Михайловича, Мария Милославская и Наталья Кирилловна Нарышкина, а также малолетние царские дочери.

В Вознесенском монастыре провела остаток жизни Мария Нагая, мать несчастного царевича Дмитрия. Из Углича ее привез сюда Лжедмитрий I и устроил в обители с царскими почестями. Из фамилии Годуновых в усыпальнице лежала только одна царица Ирина, жена царя Федора Иоанновича, при котором Вознесенский собор отстроили вновь. По словам современников, Годунов всеми способами старался подчеркнуть свое родство с царским родом, а поскольку Архангельский собор был усыпальницей для царей, а Вознесенский – для цариц, царский шурин велел выстроить женскую усыпальницу как копию государевой, равной ей по статусу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пантеоны Кремля"

Книги похожие на "Пантеоны Кремля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Сергиевская

Ирина Сергиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Сергиевская - Пантеоны Кремля"

Отзывы читателей о книге "Пантеоны Кремля", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.