БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (ГА)" читать бесплатно онлайн.
Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.
В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.
Соч.: Collected works, v. 1—10, Delhi, 1958—63; Young India. 1919—1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924—1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. — Моя жизнь, М., 1969.
Лит . см. при ст. Гандизм .
А. М. Дьяков.
М. К. Ганди.
Гандизм
Ганди'зм , социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди . Г. — идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса ; в области социальных отношений — утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс.
Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.
В философии Г. исходит из идеи божественной реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, которая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физического вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит «закон любви» и «закон страдания», согласно которым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетического образа жизни. Из религиозно-этической концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия общественной жизни определяются уровнем нравственного развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политического действия.
Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политические и философские основы гандизма. Так, например Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т.п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939—45 он допускал необходимость использования вооруженных сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию).
После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. проблемам социального экономического и политического развития Республики Индии.
Некоторыми советскими авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.
Лит.: Дьяков А. М. и Рейснер И. М., Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии, «Советское востоковедение», 1956, № 5; Новейшая история Индии, М., 1959; Комаров Э., Литман А., Мировоззрение М. Ганди, М., 1969; Ульяновский Р., Предисловие, в кн.: Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1969; Мартышин О. В., Политические взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Роллан Р., Махатма Ганди, пер. с франц., Л., 1924; Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ., М., 1960; Fischer L., The life of Mahatma Gandhi, L., 1951; Tendulkar D. G., Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1—8, Bombay, 1951—54; Pyarelal, Mahatma Gandhi. The last phase, 1—2, Ahmedabad, 1956—58; Mukerjee H., Gandhiji. A study, 2 ed., New Delhi, l960; Deshpande P. G., Gandhiana. A bibliography of Gandhian literature, Ahmedabad, 1948; Sharma J. S., Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography, New Delhi, 1955; The Mahatma. A Marxist Symposium, New Delhi, 1969.
Л. М. Дьяков, А. Д. Литман.
Гандикап
Гандика'п (англ. handicap), 1) скачки и бега, в которых участвуют лошади различных возрастов и достоинств. 2) Спортивные соревнования, в которых более слабым противникам в целях уравнивания их шансов на успех предоставляется фора (определённое преимущество в условиях). Размер форы обусловливается заранее и зависит от разницы в степени подготовленности соревнующихся, в классе судов, в мощности двигателей и т. д.
Гандисышань
Гандисыша'нь, Трансгималаи, горная система в Китае, на Ю. Тибетского нагорья. Простирается почти параллельно Гималаям , от которых отделена продольным понижением, занимающим огромную тектоническую депрессию. Длина около 1600 км, ширина в центральной части до 300 км. Преобладающие высоты главных вершин 5000—5500 м. Самая высокая вершина — г. Алинг-Гангри, 7315 м. Перевалы (Динла, Конгбопа, Горинг и др.) лежат на высоте 5000 м и более. Сложены преимущественно мезозойскими гранитами, кварцитами, сланцами и известняками. Развиты толщи кислых лав, перемежающихся с красно-цветными отложениями. Система Г. состоит из нескольких хребтов широтного простирания. Наиболее значительные по протяжённости и высоте — Алинг-Гангри на С., Ньенчен-Тангла и Кайлас на Ю. Между ними находятся второстепенные хребты (Лапчунг, Канчунг-Гангри и др.). Внутренние районы Г. представляют собой чередование беспорядочно расположенных прерывистых цепей и межгорных котловин внутреннего стока на высоте около 4500 м. В котловинах имеются озёра (оз. Намцо и др.). Северные цепи отличаются слабым расчленением, плоскими или куполообразными вершинами, неглубокими межгорными долинами, интенсивным развитием процессов физического выветривания; склоны и подножия засыпаны рыхлыми продуктами выветривания. Южные ветви Г. являются водоразделом между Индийским океаном и бессточной областью Тибета; представляют собой почти непрерывную цепь снежных гор с высокими пиками, с которых к Ю. и к С. спускаются большие ледники. Поверхность южных цепей сильно расчленена глубокими ущельями с крутыми склонами, в которых текут короткие, но многоводные реки бассейна Цангно (Брахмапутры) и верхнего Инда. Климат в целом суровый, в северной части мало отличается от климата Тибетского нагорья . Южные хребты находятся в сфере влияния индийского муссона. На северных хребтах развиты ландшафты высокогорных щебнисто-галечниковых пустынь, местами — с малогумусными, иногда солончаковатыми пустынными почвами грубого механического состава. Растения не образуют сплошного покрова. В центральных котловинах Г. представлены ландшафты высокогорной низкотравной степи, на наветренных склонах появляются высокогорные луга с мятликом, типчаком и подушкообразными многолетними растениями. Леса отсутствуют; лишь у озёр встречается древовидный можжевельник. Почвы высокогорных степей маломощные, без иллювиально-карбонатного горизонта. Земли используются в основном как естественные пастбища. Земледельческие очаги имеются лишь в отдельных местах. В животном мире из копытных наиболее характерны яки, бараны, антилопа оронго, куку-яманы и др., из хищных — волки, тибетская лисица. На южных склонах Ньенчен-Тангла и Кайласа хорошо прослеживается высотная поясность ландшафтов. В верхних частях склонов преобладают ледники, снежники, голые скалы и высокогорные пустыни. В средней части склонов появляется лугово-степная растительность. Наиболее южные цепи покрыты преимущественно горными лугами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (ГА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (ГА)", комментарии и мнения людей о произведении.