БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (ГА)" читать бесплатно онлайн.
Подъём национально-освободительного движения против американской оккупации (1915—34) оказал решающее влияние на литературу Г. Возникло литературное движение «эндиженизм» (журнал «Ревю эндижен» — «La Revue indigene», 1926—27), утверждавшее национальное самосознание через новые социальные темы, образы героического прошлого и национальные фольклорные формы. Эта тенденция негризма, или африканизма, у одних (Ж. Румен и др.) была связана с социальным протестом, у других переходила в этнографическую экзотику (К. Бруар и др.). Поэты этого поколения — Ж. Бриер (р. 1909), Э. Румер (р. 1903), Р. Камиль (1915—61). Крупнейшей фигурой был Ж. Румен (1907—44), основатель компартии Г. (1934), поэт и прозаик. Его проза — сборник рассказов «Добыча и тень» (1930), повести «Заколдованная гора» (1931) и «Марионетки» (1931) оказали значительное влияние на литературу Г. Крестьянская тема развита в романах Ж. Синеаса 30-х гг., в романе «Канапе вер» (1944) братьев Филиппа Т. и Пьера Марселенов. К. Сент-Од Маглуар (р. 1912) написал роман из жизни низов «Парии» (1949). Общественный подъём в конце 2-й мировой войны пробудил новые силы в литературе Г. Молодая поэзия развивалась под знаменем социализма. Выступил Р. Депестр (р. 1926; сборникн «Чёрная руда», 1956, «Дневник морского животного», 1964). Социалистические идеи выразились в романе 40—50-х гг., показывающем трагедию нищего крестьянства: роман Ж. Румена «Хозяева росы» (1944), где впервые дан образ героя-революционера; «Господь-бог смеется» (1952) Э. Сент-Амана, «Семена гнева» (1949) А. Леспеса, «Жатва» (1946) Ф. Мориссо-Леруа (р. 1912). Ж. С. Алексис (1922—61) стремился отразить социальные проблемы страны; его романы «Добрый генерал Солнце» (1955), «Деревья-музыканты» (1957), «В мгновенье ока» (1959) получили международную известность.
В начале 60-х гг. в условиях реакционного террора выступили прогрессивные поэты — Р. Филоктет (р. 1932; поэма «Барабаны солнца», 1962. и др.). Давертиж (р. 1940; сб. «Idem»), Ж. Р. Лафоре (р. 1940) и др. А. фелпс (р. 1928) — автор сборников стихов и поэм (сборник «Ты, страна моя», 1968). В 60-х — начале 70-х гг. большинство прогрессивных писателей Г. вынуждено жить в эмиграции (Ж- Бриер, Р. Депестр и многие др.).
Поэзия и театр частично развиваются на креольском языке. Успехом пользовались постановки на креольском языке писателя и театрального деятеля Ф. Мориссо-Леруа.
Е. Л. Гальперина.
Архитектура и изобразительное искусство . От древней культуры индейцев Г. сохранились орнаментированная керамика, примитивные изображения людей и животных, деревянные изделия. Архитектура пережила известный подъём после установления независимости Г., когда между 1808—16 близ г. Кап-Антьен были построены крепость Ла-Ферьер с циклопическими стенами и дворец Сан-Суси в духе французских дворцов 18 в. В 19—20 вв. построены собор и Национальный дворец в Порт-о-Пренсе. Народное творчество негров и мулатов, представленное деревянными масками и росписями стен, послужило основой для живописи художников-самоучек (Ф. Обен, Э. Ипполит, Л. Пуассон), наивной и яркой по цвету, любовно передающей черты быта и природы Г.; развита и деревянная скульптура (Ш. Нормиль, А. Лафонтан — автор жанровых сцен из жизни негров, и др.). Современная архитектура представлена постройками А. Мангоне, Р. Боссана и др.
Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959: Томас А. Б., История Латинской Америки, пер. с англ., М., 1960; Слезкин Л. Ю., Революция негров-рабов на острове Сан-Доминго в 1791—1803, «Уч. зап. по новой и новейшей истории», в. 2, М.. 1956; Гонионский С. А., Очерки новейшей истории стран Латинской Америки, М., 1964; Мартынов М. В., Гаити, М., 1969; Madion Th., Histoire d'Haiti, v. 1—3, Port-au-Prince, 1847—48; Davis H. P., Black democracy. The story of Haiti, N. Y.,_ 1928; Pierre-Audain J. J., Espanola, Saint-Domingue. Haiti, Мех., 1961; Vera P. J., Haiti, La Habana, 1967; Logan Rayford W., Haiti and the Dominican Republic, L., — La. o.], 1968 (bibi., p. 205—13); Historiade la Revolucion de Haiti, Habana, 1966: PierreCharles G.. Haiti. Radiografia de una dictadura, Мех., 1969: Мартынов М. В., Аграрные проблемы Гаити, в сборнике: Аграрный вопрос и проблемы освободительного движения в странах Латинской Америки, М., 1968, с.164—69; P. i. erre-Charles G,, L'economie haitienne et sa voie de developpement, P., 1.1967] (bibl.); Алексис Ж. С., Современные проблемы гаитянской литературы, «Иностранная литература», 1960..№ 2: его же, Дорогой живых традиций, там же, 1961, № 2: Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов. [Предисл. Е. Гальпериной], М., 1961; Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Сост. и послесл. Е, Гальпериной, М., 1968]; Lubin М., Poesies haitiennes, Rio de J., 1956; Morisseau-Leroy F., La litterature haitienne d'expression Creole, «Presence africaine», 1958, № 17; Gouraige G., Histoire de la litterature haitienne (de l'independance a. nos jours), Port-au-Prince, 1960; его же, Les meilleurs poetes et romanciers haitiens (Pages choisies), Port-au-Prince, 1963; Manuel illustre d'histoire de la litterature haitienne, Port-au-Prince, 1.1961]: Trouillot H., Les origines sociales de la litterature haitienne, v. I, Port-au-Prince, 1962; Sylvain G., A travers la poesie haitienne, «Conjonction», 1965, № 99; Selden Rodman. Renaissance in Haiti, N. Y., 1948.
Л. Пуассон. «Туалет крестьянки». 1940-е гг. Музей Художественного центра. Порт-о-Пренс.
Казнь Анакаоны, предводительницы одного из племён острова Гаити. Гравюра Теодора де Бри. 16 в.
Э. Ипполит. «Загородный дом». 1940-е гг. Американо-английский художественный центр. Нью-Йорк.
Национальный дворец и памятник Ф. Д. Туссен-Лувертюру (скульптор Э. Лафорестьер) в Порт-о-Пренсе.
Дворец Анри Кристофа Сан-Суси близ г. Кап-Аитьен. 1811—12.
Государственный герб Гаити.
Порт-о-Пренс. Вид части города.
Гаити. Флаг государственный
Гаички
Га'ички, общее название нескольких видов синиц рода Parus отряд воробьиных. Г. — маленькие птички с пушистым оперением буровато-серого цвета. На голове тёмная «шапочка» — чёрная или тёмно-серая, на горле чёрное или серо-бурое пятно. Распространены в Европе, Азии (к югу от лесотундры до Средиземноморья, Ирана и Китая) и в Северной Америке. Населяют леса различного типа, пойменные заросли и сады. Гнёзда в дуплах, в кладке 6—10 яиц. Питаются насекомыми; поедая вредных, приносят пользу лесному хозяйству. В СССР 4 вида: пухляк, или буроголовая Г. (Parus montanus), болотная, или черноголовая Г. (P. palustris), сероголовая Г. (P. cinctus) и средиземноморская Г. (P. lugubris).
Гай Александр Дмитриевич
Гай Александр Дмитриевич [р. 26.7(8.8).1914, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], украинский советский актёр, народный артист СССР (1977), профессор (1977). Член КПСС с 1939. В 1936 окончил школу МХАТа 2-го, в 1938 — Московское музыкальное училище им. А. К. Глазунова, в 1958 — Львовский университет (исторический факультет). На сцене с 1936. Работал в Московском театре им. Ермоловой, в ансамблях и фронтовых бригадах. С 1947 в Украинском драматическом театре им. М. К. Заньковецкой (Львов). Среди ролей: Гамлет («Гамлет» Шекспира), Нил («Мещане» Горького), Прохор («Васса Железнова» Горького), Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина), Гнат («Бесталанная» Карпенко-Карого). Исполнил роль В. И. Ленина в спектаклях: «Кремлёвские куранты» Погодина, «Между ливнями» Штейна. Снимается в кино. Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1971). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.
Гай Гая Дмитриевич
Гай (настоящее имя и фамилия — Гайк Бжишкян) Гая Дмитриевич [6(18).2. 1887, Тебриз, — 11.12. 1937], герой Гражданской войны, комкор (1935). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье учителя. В революционном движении с 1903. В 1918 во главе сформированных им частей вёл борьбу против белочехов и белоказачьих войск Дутова, командовал 24-й стрелковой дивизией, освободившей Симбирск и получившей наименование «Самаро-Ульяновской Железной дивизии». В декабре 1918 — июне 1919 командовал 1-й армией Восточного фронта, затем 42-й стрелковой и 1-й Кавказской дикой кавалерийской дивизиями на Южном фронте. Во время советско-польской войны 1920 командир 3-го конного корпуса, успешно действовавшего на правом фланге Западного фронта. В августе 1920 корпус прикрывал отступление 4-й армии и был интернирован в Восточной Пруссии. В 1922 наркомвоенмор Армении, затем на военно-педагогической и научной работе. С 1933 профессор и начальник кафедры истории войн и военного искусства в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Награжден 2 орденами Красного Знамени.
Соч.: На Варшаву! Действия 3 конного корпуса на Западном фронте, М. — Л., 1928: В боях за Симбирск, Ульяновск, 1928; Первый удар по Колчаку, Л., 1926.
Г. Д. Гай.
Гай (город в Оренбургской обл.)
Гай, город (до 1970 — посёлок), центр Гайского района Оренбургской области РСФСР. Расположен в Губерлинских горах, в 40 км к северу от Орска. Соединён железнодорожной веткой с линией Оренбург — Орск. 28 тыс. жителей (1970). Возник в 1959 в связи с освоением месторождения медноколчедановых руд. Горнообогатительный комбинат, завод железобетонных изделий, молочный завод, птицефабрика. Начато (1970) строительство завода по производству радиаторной ленты. Филиалы: Орского индустриального техникума и Орского медицинского училища, Новотроицкого строительного техникума.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (ГА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (ГА)", комментарии и мнения людей о произведении.