БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)" читать бесплатно онлайн.
В середине 19 в. классицизм (который приобрёл черты интимности и уюта в городских домах стиля бидермейер и холодную парадность в официальных сооружениях Л. Кленце и Ф. Гертнера) сменился пышной претенциозной эклектикой (П. Валлот); стихийное развитие городов сопровождалось упадком градостроительной культуры. Одновременно Г. Земпер искал рациональные принципы архитектурной композиции. Развитие строительной техники позволило сооружать крупные металлические мосты, ж.-д. перроны и большие залы с каркасными перекрытиями. В изобразительном искусстве романтизм вырождался в академическую рутину (В. Каульбах, К. Пилоти). Ведущая роль в немецком искусстве перешла к реалистическому направлению. Наиболее широкое отражение немецкой действительность и история страны нашли в разностороннем творчестве А. Менцеля. Ярко типические характеры немецких крестьян воссоздал В. Лейбль, а в последней четверти 19 в. к образам трудового народа обратился М. Либерман. С сатирой на немецкое мещанство выступил В. Буш. Реализму и вместе с тем академической эклектике противопоставляли своё искусство «неоидеалисты» («немецкие римляне»), стремившиеся к монументально-декоративной или отвлечённо-пластической выразительности образов (А. Фейербах, Х. фон Марс, скульптор А. Хильдебранд). К концу века получили распространение импрессионизм (Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), символизм и стиль «модерн» (т. н. югендстиль — Ф. Штук, М. Клингер).
На рубеже 19—20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре (главным образом в оформлении интерьера) как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие промышленности, широкое внедрение металла и бетона в строительство сопровождались в 1910—1920-х гг. стремлением к функциональной оправданности и новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке исторических традиций (П. Беренс), то в романтической экспрессии и динамике архитектурных форм (Х. Пёльциг, Э. Мендельзон), то в решительной ломке традиций, последовательном утверждении принципов функционализма (В. Гропиус, Б. Таут, Л. Мис ван дер Роэ), широко применявшихся в промышленном строительстве, в застройке городов жилыми массивами, общественными, конторскими и промышленными зданиями. Центром новых архитектурных исканий стала школа «Баухауз». Существовало и направление, опиравшееся на традиционное строительное ремесло (Т. Фишер), принципы которого нашли продолжение в мрачной, тяжеловесной псевдоклассике фашистского периода. В конце 19 — начале 20 вв. выступила группа графиков — критических реалистов: сатирик Т. Т. Хейне, бытописатели пролетариата и городской бедноты Г. Цилле и Х. Балушек, тесно связанная с рабочим движением К. Кольвиц — крупнейший мастер немецкого революционного искусства 20 в. Реалистическое направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистического протеста против уродств буржуазного общества (объединения «Мост» и «Синий всадник»; живописцы и графики Э. Нольде, Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Ф. Марк, А. Макке, скульптор В. Лембрук); эмоционально-драматическое восприятие жизни, присущее этому течению, выражалось и в социальной критике, и в субъективистском искажении мира, мистике и абстракции. После 1-й мировой войны социально-критические и антивоенные устремления усиливаются в творчестве пролетарских художников (Кольвиц, О. Нагель, Х. и Л. Грундиг, К. Квернер, мастер фотоплаката Дж. Хартфилд), а также Ж. Гроса и О. Дикса, связанных с течением «новая вещественность», и некоторых экспрессионистов (М. Пехштейн, М. Бекман, К. Хофер); с гуманистическим призывом к братству людей выступал скульптор и график Э. Барлах. В 1910—20-х гг. получило развитие абстрактное искусство (В. Баумайстер, скульптор Р. Беллинг). При фашистской диктатуре, в условиях господства в искусстве грубой демагогии, ряд прогрессивных художников (Кольвиц, Барлах, Нагель, Х. и Л. Грундиг) продолжали работать нелегально, сохраняя верность гуманистическим идеалам. После разгрома фашизма возродились демократические традиции немецкого искусства, нашедшие развитие главным образом в искусстве ГДР, тогда как буржуазные художественные направления начали концентрироваться в Западной Г. (ныне ФРГ) и Западном Берлине, где, однако, работает и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное искусство 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесленных изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбундом для промышленного производства, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функционалистическом духе, которые проектировались «Баухаузом». Эти искания, прерванные в фашистский период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиционных видов народного искусства — резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66; Изергина А. Н., Немецкая живопись XVII века. Очерки, Л. — М., 1960; Либман М. Я., Искусство Германии XV и XVI веков, М., 1964; Dehio G., Geschichte der deutschen Kunst, Bd 1—4, В. — Lpz., 1919—34; Deutsche Baukunst in zehn Jahrhunderten, Dresd., 1952; Hempel Е., Geschichte der deutschen Baukunst, 2. Aufl., Münch., [1956]; Feulner A., Müller Т., Geschichte der deutschen Plastik, Münch., [1953]; Fischer O., Geschichte der deutschen Malerei, 3. Aufl., Münch., 1956; его же, Geschichte der deutschen Zeichnung und Graphik, Münch., [1951]; Kohlhaussen S., Geschichte des deutschen Kunsthandwerks, Münch., [1955]; Hütt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20. Jahrhundert, B., 1969.
А. М. Кантор.
V. Музыка
Музыка древних германцев не сохранилась. О её существовании свидетельствуют памятники средневековой письменности (главным образом «Песнь о Нибелунгах») и изобразительные искусства. Музыка играла большую роль в быту, при военных походах. Были распространены охотничьи и военные рога («лур») и лироподобные инструменты. Во взаимодействии с песенной культурой соседних, в том числе славянских, народов складывались самобытные черты нем. народной песни, отличающейся плавной напевностью, выдержанностью интонационно-ритмического строения, умеренным характером движения. Католическая церковь преследовала светские напевы. Они жили в устной традиции, в творчестве вагантов, шпильманов — исполнителей собственных, а также народных песен и плясок. Со временем и музыканты в монастырях и церквах стали включать в католическое богослужение элементы крестьянской музыки (монах Ноткер и др.). Народное песенное творчество в наиболее острые, переломные эпохи истории Г. насыщалось конкретным революционным содержанием (периоды Крестьянской войны, Тридцатилетней войны, освободительной войны против наполеоновского господства и др.).
В 12—13 вв. с расцветом феодализма в Г. возникло рыцарское искусство, школа миннезингеров, выдающимися представителями которой были Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах и Готфрид Страсбургский.
В 11—13 вв. с возникновением городов развивается бюргерская музыкальная жизнь, а с 14 в. — искусство мейстерзингеров, крупным представителем которого в 16 в. был Г. Сакс. К 14—15 вв. относятся многоголосные обработки народных песен (Лохамский, Шедельский, Глогауский песенники).
В 15 и в 16 вв. преобладала главным образом вокальная и вокально-инструментальная музыка, в 16 в. большое значение приобрела собственно инструментальная, преимущественно органная, музыка, авторами которой были К. Пауман, П. Хофхаймер и др. В придворных капеллах работали композиторы-полифонисты, представители франко-фламандской школы — Г. Изак, Л. Зенфль и выдающийся мастер нидерландской школы О. Лассо.
В 16 в. Крестьянская война и Реформация вызвали подъём народного песенного творчества. Сложился протестантский хорал, частично воспринявший интонации чешской гуситской песни. Лучшие мелодии протестантского хорала стали достоянием народной музыки, а некоторые из них — революционными гимнами своего времени, что дало основание Ф. Энгельсу назвать хорал «Einc feste Burg ist unser Gott» («Господь — наш истинный оплот»), «„Марсельезой» крестьянской войны» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 268). В отличие от католической церковной музыки, исполнявшейся на латинском языке, протестантские хоралы пелись на немецком языке.
Тридцатилетняя война (1618—48) задержала общее развитие немецкой культуры. Однако в это время выдвинулся ряд крупных музыкантов, в том числе Г. Шюц, соединивший разработанный в Италии концертный стиль с немецкими традициями (мотеты, духовные концерты, «Страсти» и др.), написавший первую немецкую оперу «Дафна» (1627) и первый немецкий балет «Орфей и Эвридика» (1638). Под воздействием Шюца в 17 в. создавался новый для Г. жанр светской сольной песни с инструментальным сопровождением. Значительна в этом отношении роль Г. Альберта. Одновременно развивался жанр клавирной (И. Я. Фробергер) и оркестровой сюиты (Г. Шейн). Популярны были хоральные увертюры, фантазии и вариации для органа (С. Шейдт). Большое значение приобрела деятельность органистов Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. Кунау, работавших в области полифонических форм, непосредственных предшественников крупнейших немецких композиторов И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество протекало в условиях феодальной раздробленной Г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.