» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская энциклопедия (ГЕ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)" читать бесплатно онлайн.








  Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и революционно-критического переосмысления действительности. Это переосмысление — с материалистических позиций — было осуществлено в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

  К. Маркс, подчёркивая, что его «... диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью», отмечал: «мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21, 22).

  Развитое в «Философии права» учение Г. об «объективном духе» оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии (с критики именно этого сочинения Г. началась выработка К. Марксом материалистического взгляда на общество и историю — см. там же, т. 1, с. 219—368 и 414—29). «Объективный дух» охватывает у Г. сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, которая в своей объективной закономерности возвышается над отдельными людьми и проявляется через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Г. отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда и т.д. Большое место отводил Г. анализу труда, который считал основным фактором процесса становления человека.

  Историю Г. рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», причём этот прогресс развёртывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла своё превратное отражение в гегелевском учении о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

  В эстетике наиболее важной для её последующего развития оказалась содержательная трактовка Г. прекрасного как «чувственного явления идеи», причём акцент в понимании эстетического был сделан Г. на том, что идея берётся здесь не в её «чистой», логической форме, но в её конкретном единстве с некоторым внешнем бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития («формах искусства»). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внешним образом: в символической художественной форме внешний образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит восточное искусство), в классической — идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (античное искусство), в романтической — над внешней формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства средневековое и новое европейское искусство).

  В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-философский процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отдельную философскую систему — как определённую ступень в этом процессе.

  Буржуазная философия послегегелевской поры не смогла усвоить действительные завоевания Г. в области логики. Гегельянство развивалось скорее по линии культивирования формальных и мистических тенденций гегелевской философии (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат диалектики Г. оказал сильное влияние на экзистенциализм (Ж. Ипполит, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер).

  Критически переработанная с материалистических позиций философия Г. является одним из теоретических источников марксистско-ленинской философии — диалектического материализма. В этом плане сочинения Г. до сих пор остаются лучшей школой диалектической мысли, на что не раз указывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

  Соч.: Werke, Bd 1—19, В., 1832—87: Sämtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1—26, Stuttg., 1927—40; Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1—30, Lpz. — Hamb., 1923—60—; Theologische Jugendschriften, Tübingen, 1907; Briefe von und an Hegel, Bd 1—3, Hamb., [1969]: в рус. пер. — Сочинения, т. 1—14, М. — Л., 1929—59; Эстетика, т. 1—2—, М., 1968—69—; Наука логики, т. 1—, М., 1970; Работы разных лет, т. 1—2, М., 1970—71.

  Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 219—368, 414—29; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3: их же, Из ранних произведений, М., 1956, с. 621—642; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гайм P., Гегель и его время, пер. с нем., СПБ, 1861; Кэрд Э., Гегель, пер. с англ., М., 1898; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем., СПБ. 1902—03; Ильин И. А., Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. т. 1—2, М., 1918: Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М., 1959; Бакрадзе К. С., Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958; Гулиан К. И., Метод и система Гегеля, т. 1—2, М., 1962—1963; Маньковский Б. С., Учение Гегеля о государстве и современность, М., 1970; Гулыга А., Гегель, М., 1970; Rosenkranz К., G. W. F. Hegels Leben, В., 1844; Dilthey W., Die Jugendgeschichte Hegels, B., 1905; Haering Th., Hegel, Bd 1—2, Lpz., 1929—38; Glockner H., Hegel, Bd 1—2, Stuttg., 1929—40; его же, Hegel-Lexikon, Bd 1—4, Stuttg., 1934—39; Hyppolite J., Génese et structure de la «Phénoménologie de l'Esprit» de Hegel, P., 1946; Kojeve A., Introduction a la lecture de Hegel, [P., 1947]; Lukacs G., Der junge Hegel, 2 Aufl., B., 1954: Litt Th., Hegel, Hdlb., 1953; Löwith K., Von Hegel bis Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg., 1964; Rosenzweig F., Hegel und der Staat, Bd 1—2, 2 Aufl., Aalen, 1962; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschižewskij, 2 Aufl., Bad Homburg, 1961; Hegel-Studien, [hrsg. von F. Nicolin und O. Pöggeler], Bd 1—5, Bonn, 1961—68; Beyer W. R., Hegel-Bilder, B., 1967.

  Э. В. Ильенков.

Г. Гегель.

Гегельянство

Гегелья'нство, обозначение идеалистических философских течений, исходивших из учения Г. Гегеля и развивавших его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по религиозным вопросам внутри гегелевской школы выделилось несколько направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе религиозной ортодоксии (К. Гёшель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его философскую систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах и др.), подчёркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому всемирному духу). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его «чистоте» (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути преодоления младогегельянства пошли Г. Гейне в Германии, А. И. Герцен и В. Г. Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в буржуазной философии 2-й половины 19 — начала 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства.

  М. Ф. Овсянников.

Гегемония

Гегемо'ния (от греч. hegemonia — предводительство, господство), преобладание, руководство; господствующая, руководящая роль какого-либо класса, государства по отношению к другим (например, гегемония пролетариата).

Гегемония пролетариата

Гегемо'ния пролетариа'та, руководящая роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими интересами в демократических и социалистических революциях, в национально-освободительном движении, в созидании социализма и коммунизма. Вопрос о Г. п. возникает в период превращения рабочего класса в самостоятельную политическую силу в середине 19 в. В. И. Ленин отмечал, что «... идея гегемонии... составляет одно из коренных положений марксизма... « (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 283), и подчёркивал, что «именно сознание идеи гегемонии, именно воплощение ее в жизнь своею деятельностью» являются необходимыми условиями превращения пролетариата в революционный класс (см. там же, с. 112, 308). Проблема Г. п. связана с местом рабочего класса в существующей общественной системе, его исторической ролью в преобразовании капиталистического общества и включает проблему отношений пролетариата с др. прогрессивными силами. Широта и форма классовых союзов пролетариата определяются характером исторической эпохи, задачами, возникающими на определенном этапе борьбы в отдельных странах, связанными со зрелостью самого рабочего класса, его способностью возглавить освободительную борьбу, развитостью др. классов и соотношением классовых сил, национальными особенностями той или иной страны. Неравномерность развития отдельных стран определяет и различие как непосредственных, так и более отдалённых революционных задач, которые необходимо разрешить в интересах прогрессивного развития той или иной страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"

Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ГЕ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (ГЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.