» » » » Автор Неизвестен - Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине


Авторские права

Автор Неизвестен - Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине

Здесь можно скачать бесплатно "Автор Неизвестен - Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство МЧП "ЭЛМА", год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Автор Неизвестен  - Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине
Рейтинг:
Название:
Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине
Издательство:
МЧП "ЭЛМА"
Год:
1992
ISBN:
5-615-01260-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине"

Описание и краткое содержание "Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине" читать бесплатно онлайн.



Почти семь столетий смеется над человеческой глупостью бессмертный мудрец ходжа Насреддин. Нередко и сам попадает в дурацкое положение, когда окружающие хотят выставить его на посмешище. Однако хитрость, смекалка, находчивость и острый язык спасают великого притворщика в любых ситуациях.

Оптимизм, который несет в себе эта книжка, как нельзя кстати в нынешние времена, не богатые весельем.






У ходжи спросили: «Как сделаться настоящим человеком?» — «Когда знающие говорят, — наставлял ходжа, — нужно внимательно слушать, а если кто-нибудь тебя слушает, собственные уши твои должны слышать те слова, которые ты говоришь».


* * *

Лежа на смертном одре, ходжа сказал своей жене: «Ну-ка, женушка! Надень самые пышные платья, приведи в порядок волосы и заулыбайся. Постарайся приукраситься, как только можно, и приходи ко мне». А жена и говорит: «Как могу я бросить тебя в тяжелое время? Где уж мне думать о нарядах? Я ни за что не стану этого делать. Да и для чего? Неужели ты считаешь меня такой бессовестной, неблагодарной?» — «Нет, дорогая жена, — возразил ходжа, — напрасно приходят тебе в голову такие мысли. Цель у меня совсем другая: я вижу, что подошел мой смертный час. Азраил все время вертится около меня. Если он увидит тебя в нарядном платье, похожую на ангела, раскачивающуюся, как павлин, быть может, он возьмет тебя, а меня оставит в покое».

Жена от изумления смотрела на ходжу. А одна из женщин, бывших при этом, воскликнула: «Дай бог, чтобы так не было! Но видно, когда придет твой конец, ты и тогда не изменишь своему характеру».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Юмор и острословие были свойственны литературам Востока с древнейших времен.

Литературные произведения, написанные в первых веках н. э. на среднеиранских языках, содержали в себе иронию и отзвуки народного юмора.

Так, в одном из пехлевийских произведений приведен словесный поединок пальмы и козы. Пальма — козе: «Палку из меня делают, которой твою шею „целуют“, кол из меня делают, на который тебя вниз головой вешают». Коза — пальме: «Таковы мои золотые слова, что я слагаю перед тобою, подобно тому как мечут бисер перед свиньей или боровом или же играют на лютне перед бешеным верблюдом».

Ирония, юмор и сатира процветали на Востоке от века к веку в произведениях Рудаки и Фирдоуси, Ибн Сины (Авиценны) и Омара Хайяма, Саади и Хафиза, Навои и Джами. Несомненно, что в классической восточной поэзии и прозе своеобразно проявлялись фольклорные мотивы. Образ смелого и находчивого остряка, смехом побеждающего противника, встречается в сказках всех народов Востока.

Характерно, что в наиболее тяжелые и переломные моменты в жизни народов смех становился настоящим оружием. Так было во времена арабского завоевания и антихалифатских движений в VII–IX вв., во время монгольского нашествия и антимонгольских восстаний XIII–XIV вв., в Средней Азии в период завоеваний Шейбанидов и народных восстаний XVI–XVIII вв.

Сатира становилась распространенным жанром на восточных «окраинах» Российской империи в XIX–XX вв.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что образ Насреддина создан в народной среде в один из острых моментов — в период антихалифатских народных движений в Иране и Средней Азии.

В то же время очень многие, в том числе серьезные ученые, считают, что ходжа Насреддин не миф, не легенда, а реально существовавшее историческое лицо. Считается, что его могила находится в Акшехире, а его родина — Сиврихисар (Малая Азия).

В документах духовного архива Акшехира есть косвенное упоминание о Насреддине, ученике и последователе сейида Махмуда Хайрани и ходжи Ибрагима-султана. Скупые сведения о каком-то Насреддине, выступившем свидетелем при регистрации двух дарственных документов названных выше ученых, дополняются заявлением муфтия Хасана, который в 80-х годах XIX столетия исследовал архивы Сиврихисара и как будто бы установил, что ходжа Насреддин родился в 605 году хиджры в деревне Хорто близ Сиврихисара, а отец его Абдулла был имамом. В 635 году хиджры он ушел в Акшехир, где умер в 683 году хиджры (1284–1285 г. н. э.), т. е. ходжа Насреддин жил в XIII веке в монгольскую эпоху, захватив угасание династии Сельджукидов.

Как бы там ни было, несомненно одно: в процессе взаимообмена культурными ценностями все народы мусульманского Востока внесли свой вклад в развитие образа ходжи Насреддина. Это арабы, турки, иранцы, народы Кавказа, уйгуры, народы Средней Азии. Тип остряка, воплотившийся вначале в Джухе и Талхаке, затем трансформировался в ходжу Насреддина, а потом персонифицировался в таких общеизвестных притворщиках, хитрецах и острословах, как мулла Мушфики у узбеков, Алдар Косе у казахов.

Через материки — от Испании до Китая шагал этот народный герой, дурача и обманывая наивных и легковерных, меча стрелы сатиры в неправедных властителей, побеждая в спорах с религиозными догматиками и начетчиками.

Образ Насреддина противоречив. Он в анекдотах предстает то как мудрец, а то как простак и дурень. Но в фольклоре всех народов такое смешение до поры до времени было возможно, тем более, что «дурак» в народном творчестве часто незаметно переходит в притворщика, оставляющего в дураках других. Вспомним, хотя бы, Ивана-дурачка, непременного героя многих русских сказок. Насреддин сродни и Тилю Уленшпигелю, и Кола Брюньону.

Переводчик анекдотов, выдающийся тюрколог академик В. А. Гордлевский, старался точно передать турецкий текст. «Осовремениванию» текст анекдотов издателями не подвергался.

Издатели этого сборника надеются, что Вы получили разрядку смехом, а смех, как известно, продлевает жизнь…


Примечания

1

Ходжа — вежливое обращение к ученому, просвещенному наставнику.

2

Акшехир — город в Малой Азии.

3

«Белячок» — небольшая серебряная монета, имевшая некогда хождение в Турции.

4

Сарык — головная повязка вокруг фески.

5

Румом — (т. е. Римом — Восточной Римской империей) называлась Малая Азия.

6

Анекдот заключает агитационную мысль о превосходстве ислама над христианством.

7

Ленг — «хромой» — прозвище Тимура.

8

Миндер — подушка для сиденья.

9

Ходжа отвечает поговоркой. Плов с шафраном — пряное блюдо; плов — заключительное блюдо на званом пиру: на свадьбе, во время обрезания и т. д.

10

Хатыб — в его обязанности входит чтение в мечети молитвы — хутбы (молитва за предержащие власти). Опуская покойника в могилу, хатыб также наставляет его, как отвечать ангелам, которые будут допрашивать его после смерти.

11

Сиврихисар — небольшой городок в Малой Азии, родина ходжи Насреддина.

12

Кази — духовный судья, разбиравший гражданские дела.

13

Факих — законовед-богослов.

14

Талебэ — воспитанник медресе.

15

Долаб — шкаф, встроенный в стену.

16

Обычно муж и жена не зовут друг друга по имени, но, может быть, здесь слышатся искаженные отзвуки старого обычая, когда невестка, вступая в семью мужа, не смела звать свекра по имени.

17

Джуз — одна из 30 частей Корана, первая книга для чтения, дававшаяся ребенку в школе.

18

Мелами — дервиш-циник. В имени Шейяд заключен наме на лицемерие дервиша, обманывающего легковерных людей; с сельджукидским поэтом Шейяд-Хамзой связаны фривольные анекдоты.

19

Джуббэ — длинная верхняя одежда на Востоке.

20

Эзан — призыв в молитве.

21

Каук — высокая шапка на вате, вокруг которой наматывали сарык — белый платок.

22

Безестан — внутренняя часть крытого базара в Стамбуле, где торгуют старинными вещами (антиквариатом), а также старьем.

23

Биниш — широкое джуббэ, которое носили в торжественных случаях ученые.

24

Пара — медная монета.

25

Хаким — здесь — окружной судья.

26

Аба — верхняя одежда из грубой шерсти; род плаща или бурки.

27

Чарык — крестьянская обувь, сделанная из куска бычьей кожи.

28

Имена ангелов, допрашивающих покойника в могиле.

29

По-арабски значит «то, что за рекой», т. е. страна за Амударьей — на северо-восток; в средневековье соответствовало понятию «Средняя Азия».

30

Ока — старая мера веса, равна 3 фунтам, чуть более килограмма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине"

Книги похожие на "Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Автор Неизвестен

Автор Неизвестен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Автор Неизвестен - Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине"

Отзывы читателей о книге "Великий плут смеётся: Анекдоты о ходже Насреддине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.