БСЭ - Большая Советская энциклопедия (На)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (На)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (На)" читать бесплатно онлайн.
Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности средневековья на основе широкого развития исторической самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи народного творчество впервые отчётливо расходится с «учёным» искусством, ориентирующимся на «образованную» верхушку общества, но концентрирующим в себе основные потенции эстетического прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального искусства, которое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художественных завоеваний своего времени (Савонарола , Карлштадт , нидерландские «иконоборцы»). Однако на протяжении всей последующей истории народное творчество, непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетические вкусы, составляет важнейший пласт художественной культуры, который нередко служит источником и профессионального искусства. Вместе с тем формируются направления в искусстве, которые, не будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется Н. и., непосредственно или опосредованно связанного с демократическим освободительным движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково искусство Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, Р. Бернсан П. Б. Шелли, Л. Бетховена и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и М. П. Мусоргского, Лу Синя и Р. Тагора.
Н. и. проявляется и в творчестве таких художников, которые, не будучи связанными с освободительно-демократическим движением, благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его исторического творчества. В этом раскрывается внутреннее единство Н. и. и реализма, что отчётливо может быть прослежено у таких великих национальных поэтов, без которых немыслимо представить себе общественное самосознание отдельных наций: у итальянцев — Данте, у англичан — У. Шекспир, у немцев — И. В. Гёте, у русских — А. С. Пушкин, у грузин — Ш. Руставели.
Демократическое движения эпохи буржуазных революций дали возможность впервые осмыслить народный характер искусства, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, которую массы ведут за свободу. Основы теории Н. и. возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь «учёного» искусства с народным мышлением, с образным и метафорическим характером народного языка, с народным эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт и др.). Центральное место занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художественном творчестве. Однако большинство представителей романтической школы (В. Ваккенродер, А. Арним и К. Брентано — в Германии, С. П. Шевырёв — в России) подчёркивали преимущественно патриархальный характер народного искусства, противопоставляли его как нечто бессознательное и естественное профессиональному искусству как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание Н. и. высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Стендаль, которые видели основу Н. и. в народной жизни, в «духе» народа, преломляющем исторический опыт данной нации.
Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана русскими революционными демократами, особенно В. Г. Белинским и Н. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободительной борьбой трудящихся. Революционные демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобуржуазного эстетического сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художественных достижений широкими массами, преодоление той ограниченности распространения профессионального искусства только в среде «образованных классов», которая заставила Л. Н. Толстого подвергнуть острой критике отрыв искусства от народа.
Анализ и критика противоречий капиталистической цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали народной основы ряда художественных явлений (античной художественной мифологии, средневековой народной поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленности народных масс в сфере искусства в буржуазном обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистическая революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи искусства с интересами «низших классов» (критика романа Э. Сю «Парижские тайны», поэзии «истинного социализма» и т.д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Н. и. лежит объективное, глубоко правдивое художественное освоение действительности. Если буржуазная социология усматривает народность только в тех художественных явлениях, которые являются эстетическим «эквивалентом» определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали значение реалистического искусства как орудия пробуждения и революционизирования народного сознания.
Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистической революции и начального этапа строительства социалистической культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения искусства в общенародное достояние как один из центральных моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина — решающий критерий оценки во всех вопросах, как эстетической теории, так и художественной политики.
Буржуазная эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетического сознания, порожденных антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистической культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художественного творчества на основе метода социалистического реализма , характеризующегося последовательным осуществлением принципа Н. и.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1—2, М., 1967; Ленин В. И.. О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950; Горький А. М., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, Собр. соч., т. 27, М., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.], М., 1966.
Г. А. Недошивин.
Народнохозяйственный учёт
Народнохозя'йственный учёт, см. Учёт народнохозяйственный .
Народные библиотеки
Наро'дные библиоте'ки и читальни, общедоступные бесплатные просветительские учреждения в дореволюционной России, предназначенные для широких трудовых слоев населения (рабочих, крестьян, ремесленников и др.). Учреждались и содержались земствами, городскими думами, культурно-просветительскими обществами, кооперативными организациями, крестьянскими общинами и отдельными лицами. Первая Н. б. была открыта Петербургским комитетом грамотности в 1861 в с. Вязовка Саратовской губернии. В 70—80-х гг. возникло около 100 сельских Н. б. в Вятской, Пермской, Московской и др. губерниях. Первая городская Н. б. была учреждена в Томске в 1884, затем открылись Н. б. в Одессе, Тбилиси, Харькове и др. городах. В Москве функционировали народные читальни им. Тургенева (с 1885) и им. Островского (с 1888), в Петербурге — народная читальня им. Пушкина (с 1887). Царское правительство тормозило развитие Н. б., устанавливая множество ограничений в их работе. В 1890 были изданы «Правила о бесплатных народных читальнях»; фонды Н. б. должны были составляться в соответствии с каталогами, утвержденными министерством народного просвещения. По свидетельству современников, в Н. б. могла попасть 1 /10 часть всей выходящей в России литературы, разрешенной для приобретения платными публичными библиотеками. В Н. б. не допускались произведения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих др. Политика министерства народного просвещения в отношении Н. б. охарактеризована В. И. Лениным как «... вопиющая политика народного затемнения, вопиющая политика помещиков, желающих одичания страны» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 270). Революционная социал-демократия использовала Н. б. для политического просвещения и воспитания народных масс, организуя подпольные фонды марксистской литературы. Под влиянием Революции 1905—07 правительство вынуждено было отменить «Правила» 1890. Н. б. были уравнены в правах с платными публичными библиотеками. К 1914 насчитывалось 12 600 Н. б. и читален (около 9 млн. тт.). Обычно это были небольшие библиотеки (от 300 до 1000 книг); деятельность их по-прежнему находилась под надзором царского правительства. После Октябрьской революции 1917 Н. б. и читальни были преобразованы в массовые библиотеки. См. ст. Библиотека .
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (На)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (На)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (На)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (На)", комментарии и мнения людей о произведении.