БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать бесплатно онлайн.
На определённом этапе высшей фазы коммунизма будут ликвидированы социально-экономические различия между умственным и физическим трудом, а уровень общих и специальных знаний, которые получат трудящиеся, будет столь высоким, что отпадёт нужда в сохранении групп людей, исключительной специальностью которых было бы руководство производственной и др. общественными сферами. Функции управления обществом и производством останутся и при развитом коммунизме, но они будут выполняться высококвалифицированными людьми поочерёдно. Ленин предсказывал, что в будущем обществе «... все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял» (там же, т. 33, с. 116, см. также т. 38, с. 320). В Программе КПСС отмечается, что следует «... вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией»(1974, с. 105).
Решение исторической проблемы устранения существенных различий между умственным и физическим трудом возможно лишь при коммунизме.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Полное собрание соч., 5 изд., т. 33; его же, Речь на 1 Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919, там же, Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики, там же, т. 44; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, [М.], 1924; Бебель А., Будущее общество, М., 1959; Маневич Е. Л., Труд умственный и труд физический в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Ельмеев В. Я., Полозов В. Р., Рященко Б. Р., Коммунизм и преодоление различий между умственным и физическим трудом, Л., 1965; Капелян Е. Х., Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, Минск, 1966; Смольков В. Г., Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, М., 1968; Социальные различия и их преодоление, Свердловск, 1969; Курылев А. К., Преодоление социально-классовых различий в СССР в процессе строительства коммунизма, М., 1971; Новоселов Н. С., Умственный труд, его сущность и некоторые тенденции развития, Свердловск, 1972.
Е. Л. Маневич.
Противоположные числа
Противополо'жные чи'сла, два числа, равные по абсолютной величине, но имеющие разные знаки, например 5 и —5.
Противопоставление
Противопоставле'ние в силлогистике, преобразование формы суждения путём последовательного применения операций превращения и обращения .
Противопригарные покрытия
Противоприга'рные покры'тия, вспомогательные материалы (краски, пасты и др.), применяемые при формовке для уменьшения пригара формы и стержней к отливке. Краски содержат склеивающие вещества и огнеупорные добавки и увеличивают поверхностную прочность, уменьшают осыпаемость форм и стержней. Пасты применяют преимущественно в качестве покрытий металлических форм. См. также Формовочные материалы .
Противоракетная оборона
Противораке'тная оборо'на (ПРО), см. в ст. Противовоздушная оборона .
Противоречие
Противоре'чие 1) диалектическое — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей , категория П. занимает центральное место в материалистической диалектике: по мысли В. И. Ленина «... диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 203).
В истории диалектики первая значительная концепция П. принадлежит Гераклиту : «вечное становление», возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий для всего сущего закон. Платон , воспринявший диалектические идеи элеатов (см. Элейская школа ) и Сократа , развивает учение о П. в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и т.д. противоречивы по необходимости, по своей внутренней природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно , у которых П. трактуется как внутреннее соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П. получает в немецкой классической философии (И. Кант , И. Фихте , Ф. Шеллинг ), в особенности у Г. Гегеля , для которого основные черты П. — всеобщность и объективность. Рассматривая П. как «... корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М. — Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектическими моментами для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности с логическим содержанием категории П., а также истолкование в некоторых случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что было обусловлено исходными идеалистическими и метафизическими посылками его системы.
Подлинно научная и последовательно материалистическая разработка и обоснование учения о П. как универсальном принципе всякого развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие — В. И. Ленину.
Развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определённое и составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектический принцип П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей — абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что П. есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта. Энгельс писал: «... если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность между „пребыванием одной и той же” и „изменением”, заключается противоречие» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 640).
Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует П., не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько ступеней. На первоначальной ступени, существуя ещё в возможности, П. выступает как тождество , содержащее несущественное различие. Следующая стадия — существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (там же, т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П., их разрешение и в то же время возникновение новых П.
Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и социальная борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П., которые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путём развития — к более высокой форме, или путём разрушения — к более низкой форме бытия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (Пр)", комментарии и мнения людей о произведении.