БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Бо)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (Бо)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (Бо)" читать бесплатно онлайн.
Животноводство по структуре поголовья близко к другим южно-европейским странам. Поголовье (на 1 января 1970, тыс. голов): крупного рогатого скота 1255, овец 9223, свиней 1967, лошадей 182, ослов и мулов 300; птицы 29,6 млн. шт. По сравнению с довоенным периодом сократилось поголовье лошадей и буйволов, но втрое выросло поголовье свиней. Более чем вдвое вырос средний убойный вес крупного рогатого скота, в 4,5 раза — средний удой молока от 1 коровы (с 450 л до 2000 л и более), почти вдвое — настриг шерсти с овцы (до 3,2 кг ). Стойловое содержание скота на равнинах сочетается с отгонно-пастбищным в горах.
Рыболовство. Благодаря развитию океанского рыболовства улов рыбы резко возрос: с 5 тыс. т в 1939 до 77 тыс. т в 1969. Главный рыболовный порт — Бургас (вместе с Созополом).
Транспорт. В результате реконструкции транспортной сети и увеличения парка транспортных средств возрос грузооборот всех видов транспорта, причём произошло снижение доли ж.-д. транспорта (в расчёте на т/км с 73,8% в 1952 до 21,8% в 1969) и увеличение доли морского транспорта (с 11,9% в 1952 до 64,7% в 1969), осуществляющего основную часть внешних перевозок.
Доля автотранспорта в грузообороте в 1969 (в расчёте на т/км ) составила около 11%, но в общем объёме грузоперевозок (в расчёте на т ) — 84,6%.
Железные дороги, за исключением отдельных узловых участков, одноколейные. С 1962 начались электрификация и теплофикация наиболее грузонапряжённых магистралей; в 1969 электровозами и тепловозами перевозилось 55,6% общего объёма ж.-д. грузов. Длина железных дорог свыше 4 тыс. км (1969). Основу ж.-д. сети составляют 3 широтные магистрали, сходящиеся к Софии от Варны, Бургаса и Свиленграда. Ж.-д. линия от Русе (через Дунай по мосту, построенному в 1954) связывает Б. с Румынией и СССР. Длина шоссейных дорог 30 тыс. км.
Тоннаж торгового морского флота 640 тыс. брутто рег. т (1969). Основные грузоперевозки между СССР и Б. происходят по Чёрному морю (за 1966—70 Б. получила в основном морским путём из СССР около 19 млн. т каменного угля, 16 млн. т нефти, несколько млн. т нефтепродуктов). Основные порты — Варна и Бургас на Чёрном море, Русе, Свиштов и Лом на Дунае, специализированные порты — нефтяной порт «Дружба» в Бургасском заливе, угольный порт на берегу Варненского озера, соединённого каналом с морем и с Белославским озером, на берегу которого сооружается (1970) морской порт «Варна — Запад». Гражданский воздушный флот (1969) насчитывал 157 самолётов; длина воздушных линий 24 275 км, в том числе внутренние линии 3075 км, международные — 21 200 км. Перевезено (1969) 921 тыс. пассажиров.
Внешние экономические связи. По внешнеторговому обороту в расчёте на душу населения Б. в 1968 заняла 3-е место среди социалистических стран (после ГДР и Чехословакии). Объём внешнеторгового оборота в 1969 приблизительно в 16 раз превысил довоенный уровень (1939). В структуре внешней торговли за послевоенный период произошли коренные изменения; в импорте первое место заняли машины и промышленное оборудование (свыше 2 /5 в 1969), второе — промышленное сырьё и топливо (каменный уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, хлопок, целлюлоза, искусственное волокно, каучук и др.; около 1 /3 всего импорта); в экспорте возросла доля готовой промышленной продукции и сократилась доля необработанной с.-х. продукции (только около 8,5% экспорта): экспортируются свежие овощи — свыше 230 тыс. т (1969), главным образом помидоры —около 170 тыс. т; фрукты — свыше 300 тыс. т; виноград — 170 тыс. т; яйца — около 400 млн. шт., и др. Самая крупная статья экспорта (46,7%) — промышленные товары, производимые на базе с.-х. сырья (плодоовощные консервы, табак-полуфабрикат и табачные изделия, вино, эфирные масла). Резко увеличилась доля (с 0,4% в 1939 до 44,8% в 1968) промышленных товаров, не связанных с сельское хозяйством. При этом доля продукции машиностроения в экспорте выросла с 8% в 1958 до 28% в 1969: Б. вывозит электро- и мотокары, электротельферы, электромоторы, суда, станки, с.-х. машины, аккумуляторы, кабельные изделия; важное место в экспорте занимают листовой стальной прокат, цветные металлы, сода, лекарства. Б. экспортирует также продукцию деревообрабатывающей (мебель, фанера), текстильной, меховой и швейной промышленности. Если до 1939 почти 4 /5 внешнеторгового оборота приходилось на крупные капиталистические государства — Германию, Италию, Великобританию и США, то в послевоенный период свыше 3 /4 его (76—79% в 1965—69) падает на социалистические страны, в том числе свыше 1 /2 внешнеторгового оборота на СССР; другие крупные торговые партнёры Б. — ГДР, ЧССР, ПНР. Б. имеет торговые связи со многими капиталистическими странами — Италией, ФРГ, Австрией, Великобританией, Швейцарией, Францией, с арабскими странами, Индией и др.
Наряду с внешнеторговыми связями Б. осуществляет с другими, главным образом социалистическими, странами научно-техническое сотрудничество, совместное строительство хозяйственных объектов и использование природных ресурсов, сотрудничество в области образования и культуры, развития иностранного туризма и др. Первостепенное значение в экономических отношениях с социалистическими странами имеет взаимное согласование народно-хозяйственных планов Б. и стран — членов СЭВ.
В платёжном балансе значительно вырос доход от иностранного туризма и курортного дела. В 1969 страну посетило около 2,1 млн. иностранных туристов. Денежная единица — лев (1 лев равен 100 стотинкам); по курсу Госбанка СССР (на октябрь 1970) 100 левов = 76,92 руб.
Рост материального благосостояния. Высокий темп роста национального дохода (8,4% ежегодно за 1948—68) способствует повышению народного благосостояния. Абсолютный объём фонда потребления за 1952—69 вырос более чем в 3 раза; основная часть его приходится на личное потребление и обеспечивается главным образом путём увеличения заработной платы рабочих и служащих и трудового вознаграждения крестьян. Средняя заработная плата занятых в народном хозяйстве (без ТКЗХ) выросла за 1952—69 более чем вдвое. Темпы роста реальной заработной платы рабочих и служащих характеризуются следующими показателями (1952 = 100): 195 в 1960, 255 в 1968, а средние доходы кооперированных крестьян в трудоднях увеличились в 4,6 раза. Происходит процесс сокращения разницы в доходах городского и сельского населения (в 1968 средняя годовая заработная плата рабочих и служащих 1366 левов, крестьян — членов ТКЗХ 1342 лева), а также отдельных категорий трудящихся. Около 30% потребностей трудящихся удовлетворяется за счёт обществ, фондов. Реальные доходы населения за 1952—68 увеличились в 2,6 раза. Выросли вклады населения в сберкассах с 940 млн. левов в 1960 до 2725 млн. левов в 1969. Повышение покупательской способности населения способствовало росту розничного товарооборота (в соответствующих ценах) с 1,2 млрд. левов в 1952 до 5,2 млрд. левов в 1969. Каждая вторая семья в Б. живёт в квартире, построенной после 1944 (1,16 млн. новых квартир при средней жилой площади 11 м2 на человека). В конце 1969 было электрифицировано 92% населённых пунктов (в них живёт 99,4% населения) против 13% в капиталистической Б.
Государственное социальное страхование охватывает полностью и в обязательном порядке рабочих и служащих государственных, общественных, кооперативных, смешанных и частных предприятий, учреждений, организаций, работников свободной профессии и иностранцев, работающих в стране (в 1968 число застрахованных составляло 2,6 млн. чел., или 31% всего населения). Руководство осуществляет Центральный совет профсоюзов. Оказывается денежная помощь при временной нетрудоспособности, при беременности и родах, предоставляются отпуска по беременности и родам, выплачиваются пенсии по старости и инвалидности. Ассигнования на пенсии (1968) составляют 58,8% (634,2 млн. левов) от ассигнований на социальное страхование; по сравнению с 1952 они увеличились в 8,8 раза. В 1969 выплачивалось 1676 тыс. пенсий: а) за проработанные годы (3 категории: 15 лет трудового стажа и 50-летний возраст; 20 лет трудового стажа и 55-летний возраст для мужчин, 50-летний для женщин; 25 лет стажа и 60-летний возраст для мужчин, 20 лет стажа и 55-летний возраст для женщин). Размер пенсии — от 55 до 80% средней месячной заработной платы за 3 года, идущие подряд, по выбору, из последних 15 лет трудового стажа; б) по инвалидности (3 группы). Пенсии, за проработаные годы и пенсии по инвалидности получают также члены ТКЗХ (свыше 1,1 млн. чел.), члены трудовых промысловых кооперативов, частные ремесленники и лица свободной профессии.
Лит.: Валев Э. Б., Болгария. Эмико-географическая характеристика, 2 изд. М., 1957; География на България, т. 2 — Икономическа география, София, 1961; Проблеми на географията в HP България, т. 1—2, София, 1964—68; Икономическо райониране на НР България, София, 1963; Динев Л., Мишев К., България, София, 1969; 25 години социалистическа България, София, 1969; 25 години социалистическо селско стопанство в България. [Сборник], София, 1969; Атанасова Г., Савов С., Станчев С., Социалистическа България в цифри и факти, София, 1969.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (Бо)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (Бо)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Бо)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (Бо)", комментарии и мнения людей о произведении.