» » » » БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ТА)


Авторские права

БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ТА)

Здесь можно скачать бесплатно " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ТА)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ТА)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская энциклопедия (ТА)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская энциклопедия (ТА)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (ТА)" читать бесплатно онлайн.








  Искусство 5 — начала 20 вв. В 5 — начале 8 вв. на территории Т. возникли города, основу которых составлял укрепленный стенами с башнями шахристан, регулярно поквартально застроенный домами, сливающимися в большие, жилые массивы (Пенджикент ). Богатые дома разделялись на жилые комнаты и парадную часть с 4-столпным украшенным настенной живописью и резьбой по дереву залом, который освещался через люк брусчатого купола-рузана. Дворцы отличались большими парадными залами с тронными айванами, украшенными живописью и резьбой (колонны, балочные перекрытия, двери; Пенджикент, городище и замок Калаи-Кахкаха в Шахристане — предполагаемом средневековым г. Бунджикате). На линии городских стен либо вне города ставилась цитадель. В сельской местности вырастали отдельные укреплённые загородные усадьбы, караульно-сторожевые сооружения, замки — кёшки (Мунчак-Тепе, Чильхуджра, Тирмизак-Тепе, Урта-курган, Калаи-Муг, Гардани-Хисор). В культовом зодчестве раннесредневекового Т. различаются типы сооружений, принадлежащих разным верованиям (храмы в Пенджикенте, монастырь Аджина-Тепе , буддийский храм в крепости Калаи-Кафирниган около посёлка Исамбай Ленинского района).

  Раннесредневековое изобразительное искусство Т., которое развивалось в русле художественных культур Согда , Уструшаны и Тохаристана , характеризуется формированием местных стилей на основе локальных вариантов раннефеодальной культуры, переосмысления эллинистических и кушанских традиций и связей с искусством Северной Индии и Афганистана. Эти черты в разных вариантах проявились в скульптуре Аджина-Тепе, пластике Пенджикента (в обоих памятниках — лепные глиняные, часто окрашенные статуи и горельефы, размещенные в нишах или вдоль стен), в скульптурном резном дереве городищ Шахристана, Пенджикента, крепости Калан-Кафирниган. В живописи (нанесённые клеевыми красками на лёссовую штукатурку или ганчевую подгрунтовку настенные росписи) сильнее, чем в скульптуре, сказались местные среднеазиатские традиции. Для Согда (Пенджикент) характерны размещенные ярусами многофигурные фризовые композиции, в которых повествовательности и плоскостной линеарности изображений соответствует тщательная прорисовка деталей, а изобразительная канва предельно насыщается декоративными элементами. Буддийская стенопись Тохаристана (Аджина-Тепе, Калаи-Кафирниган) больше тяготеет к росписям храмов Афганистана и Восточного Туркестана. Живопись Уструшаны, отчасти впитавшая северо-афганские и восточно-туркестанские традиции, отличается приглушенным палево-голубым колоритом, тончайшим линеарным рисунком, полутоновой объёмной моделировкой.

  После арабского завоевания и распространения ислама в архитектуре Т. постепенно складываются новые типы сооружений, связанных с мусульманским культом, — мечети, минареты, медресе, мавзолеи, ханака . На смену небольшим городам приходят крупные торгово-ремесленные городские образования, развивающиеся, как правило, за счёт обрастания старого шахристана и цитадели новым торгово-ремесленным пригородом — рабадом. В крепостных (Калаи-Боло близ Исфары), дворцовых (Хульбук, 10—12 вв.) и мемориальных сооружениях долго сохраняются местные раннесредневековые черты, наиболее ярко воплощённые в бухарском Исмаила Самани мавзолее . Основными стройматериалами остаются сырец (минареты в селениях Верхнего Зеравшана — Айни, Рарз, Фатмев) и пахса. С 9—10 вв. употребляется жжёный кирпич (мощение полов, облицовки). В архитектурном декоре зданий со сводчато-купольными конструкциями (мавзолеи: Ходжа Нахшран близ Регара, 11—12 вв., и Хаджа-Мршад в селении Саят ) широко используется узорная кирпичная кладка, резная терракота и раскрашенный резной стук. Уникальный образец архитектурного декора — резной глиняный михраб 10—11 вв. из мечети в селении Ашт. В постройках с плоскими перекрытиями применялся местный деревянный ордер, основу которого составляла колонна, либо прямоствольная с выполненным глубокой наклонной резьбой орнаментом, либо фигурная, с пластичной желобчатой резьбой (резные деревянные детали колонн 9—12 вв. найдены в селениях Верховного Зеравшана — Оббурдон, Рарз, Фатмев, Урмитан). Резной декор, покрывавший сплошным ковром почти все элементы ордера, включал отражавшие местные доисламские верования изобразительные мотивы, растительные узоры, эпиграфические фризы (портик мавзолея Хазрати-бобо в с. Чорку близ Исфары, 12 в.). О достижениях таджикского монументального зодчества 14 в. свидетельствует портал Мухаммеда Башшара мавзолея с пышным декором (резная поливная терракота и др.). В конце 14—15 вв. монументальное зодчество Т., как и др. областей Средней Азии, пережило высокий расцвет, наиболее ярко воплощённый во всемирно известных памятниках тимуридской архитектуры Самарканда, Шахрисабза и др. городов. Одно из уникальных сооружений средневекового Т. — мавзолей Мир-Сеид-Хамадани (14—17 вв.) в Кулябе, первоначально 3-портальный с купольным залом и усыпальницей и резным декором (позднее обстроен несколькими купольными помещениями). В 16—17 вв. строятся культовые сооружения в виде одного или нескольких квадратных в плане купольных залов, иногда охваченных Г-образной купольной галереей (мечеть Абдулла-хана типа намазга в с. Наугилем, в 2 км к В. от Исфары; мечеть-мавзолей шейха Муслехеддина в Ходженте, ныне Ленинабад; мавзолей Махдуми Азама в Гиссаре; мечеть Кок-Гумбез, мавзолей Баба-Таго, мавзолей и здание Аджина-хана в ансамбле Сари-Мазар в Ура-Тюбе и др.).

  В 18 — начале 19 вв. города в основном сохраняют структуру, сложившуюся в 12 в.; культовые здания строятся по традиционному плану, но скромны по масштабам и декору (медресе в Гиссаре). Черты национального таджикского зодчества находят развитие в архитектуре массовых общественных зданий (квартальные и сельские мечети, бани) и народное жилище. Дома Северного Т. (2-комнатные, с передней и колонным айваном) отличаются повышенной декоративностью интерьера (резьба и роспись по ганчу и дереву, ниши с фестончатыми арочками). Для домов южных районов характерны глиняные оштукатуренные стены, травяные 2-скатные крыши и айваны на простых столбах. Жилища горцев — квадратная в плане постройка с люком-дымоходом в бревенчатом уступчатом куполе на столбах.

  В изобразительном искусстве мусульманского времени происходит процесс орнаментализации; изображение, теряя значение самостоятельного художественного образа, становится элементом орнаментальной композиции, в которой повышенное развитие получают растительные, геометрические и эпиграфические мотивы. В некоторых памятниках сохраняются традиции раннесредневекового изобразительного искусства (горельефная фигура льва с городища Саят, Кулябская область, стук, 9—10 вв.; резной стук из Хульбука с вплетённым в орнамент, канву изображением фантастических существ и зверей, 11—12 вв.; резные деревянные: капитель колонны из с. Оббурдон, 9—10 вв., и михраб из с. Искодар, 10—11 вв.). Новый расцвет изобразительности связан с развитием в 15 в. гератской школы , а в 16—17 вв. среднеазиатских школ миниатюрной живописи в Бухаре и Самарканде (Махмуд Музаххиб, Мухаммед, или Ходжа, Муким, Аваз Мухаммед, Мухаммед Мурад Самарканди и др., см. в ст. Узбекская ССР ). Искусство миниатюры, как показывают отдельные поздние памятники, вероятно, получило развитие в горном Т. (миниатюры рукописи «Юсуф и Зулейха», 1797—98, из Дарваза, Эрмитаж, Ленинград).

  Декоративно-прикладное искусство средневекового Т., развивавшее местные традиции, обогатилось соприкосновениями с художественными культурами стран мусульманского Востока, особенно Ирана и Афганистана. Широкое развитие получили: керамика поливная (саманидские изделия 9—10 вв.) или со штампов, орнаментом (сосуды 11—12 вв. из Лагмана — Вахшская долина, Хульбука, Исфары и Ходжента), художественные изделия из металла (преимущественно бронзы; клады из Калаи-Баланда близ Ура-Тюбе, Узуна — Гиссарская долина, Лагмана и Шахристана) и стекла, ювелирное дело, ткачество. В монументально-декоративном искусстве преобладали резной расписной стук, резьба по дереву (колонны, подбалки, двери), резная неполивная и поливная терракота, орнаментальная роспись яичной темперой по дереву и ганчу и живописно-пластическая роспись «кун-даль» (нанесение красок с позолотой и серебром на рельефную глиняную основу: широко применялась в архитектуре 17 — начало 20 вв.).

  18 — начало 20 вв. отмечены повсеместным развитием художественных ремёсел. В керамике северных районов, украшенной прекрасной подглазурной росписью, преобладают изображения цветов, распространены блюда с изображением кумгана или кинжала (селение Чорку). Керамика Южного Т. — лепная, с лощением или росписью красным и коричневым ангобом, сохраняет архаичные черты (Егид, Куляб, Файзабад). В Ходженте, Ура-Тюбе, Гиссаре и др. центрах изготовляют ручные хлопчатобумажные набивные (с контрастным рисунком, выполненным штампами-калыбами), шёлковые и полушёлковые ткани — полосатые, гладкие или узорчатые, в том числе с рисунком «абр» (облако), построенным на переливах расплывчатых радужных цветовых пятен. Узоры таджикских вышивок (детали одежды, тюбетейки, мужские платки-румолы, лицевые занавески-рубанды, покрывала, настенные панно) основаны на симметричной композиции элементов орнамента и контрастном сопоставлении предельно интенсивных пятен цвета, а также на сочетании стилизованных изображений (змей, следов животных, рогов козла или барана, луны, солнца, цветов, плодов) с геометрическими мотивами (розетки, зигзагообразные стебли, треугольники, арки), нередко дополненными символами (плод граната — символ плодородия), эмблемами (чайник — знак гостеприимства). Высоким мастерством исполнения отличаются ювелирные изделия из Ура-Тюбе и Куляба, отличающиеся декоративными и сложноузорными сочетаниями серебра и цветных камней или стекла, и чеканные сосуды из Ура-Тюбе. Своеобразно народное искусство Горно-Бадахшанской автономной области.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (ТА)"

Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (ТА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ

БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (ТА)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (ТА)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.