Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
В Полинезии охота на сухопутных животных, а также "собирание" даров природы не имели сколько-нибудь заметного значения. Исключение составляли древние маори в Новой Зеландии, особенно жители Южного острова, так называемые "архаики", которые добывали пропитание охотой на страусов моа, о чем уже говорилось выше.
В богатых лесах Новой Зеландии росло много съедобных плодов и ягод (карака, хинау, тава, поро поро, пто тара и др.), дополнявших меню маори. Естественно, что их пища несколько отличалась от пищи обитателей тропической и субтропической Океании.
В преданиях маори конкретно говорится, какие из южноморских растительных культур, привезенных большой экспедицией колонистов, вынесли несравнимо более холодный климат Новой Зеландии. Это кумара (батат), таро, ухи (ямс) и, наконец, хуз (тыква).
Приготовление пищи во всей Полинезии (за исключением населенной маори Новой Зеландии) было весьма сходным. Полинезийцы, как правило, ели горячую пищу, вареную или жаренную в иму - открытом земляном очаге, своеобразной печи.
Сооружалось иму довольно просто. Сначала в земле выкапывали неглубокую яму. В нее опускали дерево, предназначенное для сожжения. Сверху помещали большие камни. Затем зажигали огонь, и постепенно горящее дерево раскаляло камни докрасна. На эти камни клали большие листья (на Гавайских островах их называют хоно хоно) и жарили различные блюда - бананы, батат, таро, в особенности плоды хлебного дерева. Некоторые растения, например таро, в сыром виде вообще несъедобны.
В полинезийской земляной печи - иму - пеклись и мясные блюда. Самой лакомой едой в Южных морях считалось (и до сих пор считается) свиное мясо. Животное свежевали, солили и клали в иму. При этом несколько раскаленных камней помещали внутрь туши, очищенной от внутренностей. Таким образом свинина пропекалась одновременно извне и изнутри. Куриное мясо обычно пекли в иму аккуратно завернутым в листья местного растения ти. Жарят в иму и рыбу. На многих архипелагах, например на Гавайских островах, сырая рыба в пищу совершенно не употребляется. В других местах, особенно на Таити, напротив, сырая рыба, выдержанная в "маринаде" из кокосового молока и различных пикантных приправ, считается большим лакомством. Рыбу также солили или вялили на солнце. Кстати, такие примитивные "рыбные консервы" всегда брали с собой команды прославленных полинезийских морских экспедиционных судов.
Земледелие, рыболовство и ловля морских животных, а в Новой Зеландии охота на бегающих птиц и собирание лесных плодов в целом давали жителям полинезийских островов достаточное пропитание. Результаты труда этих людей - земледельцев, рыбаков и охотников, и прежде всего сельскохозяйственная продукция, были основой, решающим условием дальнейшего развития полинезийского общества, развития духовной и материальной культуры обитателей островов Южных морей.
Ремесленники и художники
Развитое сельское хозяйство давало возможность полинезийцам все более и более посвящать себя деятельности, не связанной с поисками средств пропитания. Постепенно у них возникало четкое разделение труда, способствующее и вычленению художественного ремесла. Подобного рода свидетельства материальной культуры мы обнаруживаем в экспозициях многих музеев, что позволило изделиям полинезийских ремесленников приобрести широкую известность.
Поразительно, но к приходу "белых" полинезийцы не знали металлов и, следовательно, искусства их обработки. Точнее, они утратили навыки, некогда приобретенные на их азиатской прародине. Оказавшись в Океании, где никакой руды не было, они заменили металл материалами, которые можно было найти на островах: камнем, костью, деревом, скорлупой кокосового ореха и панцирем черепахи. Некоторые древнейшие предметы, найденные в Полинезии (прежде всего палицы с островов Самоа), сделаны из местных материалов, однако по форме они удивительно напоминают соответствующие древнеазиатские металлические изделия. Так, полинезийцы заменили металлическое оружие деревянным, глиняную утварь, которую научились изготовлять к началу нашего летосчисления, - сосудами из кокосовой скорлупы, ткани - материей из отбитого колотушкой луба[175].
Из материалов, которые давал им мир растений и животных, полинезийцы производили орудия труда, предметы повседневного обихода, домашнюю утварь и одежду. Основной их инструмент - топор. Они делали каменные четырехгранные лезвия, укрепляли их на изогнутом топорище. С помощью топора полинезийцы возводили четырехугольные или овальные хижины. Крыши держались на деревянных балках, причем главная из них покоилась на двух сооружаемых в центре постройки столбах. На большинстве архипелагов, особенно на Маркизских островах, лучшие дома строили на каменном фундаменте. Кроме довольно примитивных обычных жилых построек на многих архипелагах Полинезии возводили и большие общественные дома.
Строительство жилищ в Полинезии было специализированным ремеслом. Полинезийские плотники, в основном имевшие дело с материалами из древесины, пользовались большим уважением. Ремесло строителя передавалось от отца к сыну. В большинстве областей ремесленники объединялись в своего рода корпорации.
Как и ремесленники, строители за свою работу получали вознаграждение. Полинезийцы еще не знали денег, и потому ремесленники получали плату натурой: продовольствием, а также редкими раковинами.
На разных архипелагах основной тип полинезийской постройки несколько варьируется. На островах Тонга жилой дом с одной открытой боковой стороной имел прямоугольные очертания.
На Гавайских островах строили удлиненные хижины с крышей из травы или листьев. Весьма характерны "фале" - открытые овальные хижины на Самоа, их высокие крыши держались на многометровых столбах по бокам.
Маори умело пользовались изобилием и высоким качеством новозеландской древесины, создавая из нее множество построек самых разнообразных типов и различного назначения. Характер построек заслуживает нашего особого внимания, поскольку это подлинные сокровища полинезийского искусства. Таковы вхаре вхакаиро - большие, украшенные великолепной резьбой деревянные строения, служившие жителям целой деревни или главам маорийского племени в качестве общественных домов.
Боевая палица, украшенная искусной резьбой.
Само слово "вхакаиро" (на языке маори - вид любого декоративного искусства) поясняет, что речь идет о весьма богато украшенных постройках. Да, маори в самом деле считали, что искусство строителей вхаре вхакаиро имеет сверхъестественное происхождение.
Местная легенда повествует, как бог Тангароа пришел в гости к родоначальнику маорийских резчиков по дереву, человеку по имени Руа. Этот старейший мастер полинезийского изобразительного искусства пригласил бога в свой дом, украшенный резьбой по дереву, изображавшей человеческие фигуры. Они были так похожи на людей, что Тангароа принял их за живых и уже собирался приветствовать по обычаю маори, потеревшись носом о нос. И только прикоснувшись к одной из фигур, бог понял, что она деревянная.
Вхаре вхакаиро - общественный дом маори - всегда строился на четырехугольном фундаменте. Главный опорный столб - поу токоманава - устанавливали в центре постройки. Он нес на себе высокую крышу. Коньковый брус украшался деревянной скульптурой (текотеко). Обычно это было изображение воина. Наружные и внутренние стены вхаре вхакаиро отделывали рельефами по дереву, изображавшими прародителей племени. Двухскатная крыша возвышалась не только над залом собраний, но и над своеобразной верандой, в центре которой стоял столб, изображавший старейшего прародителя племени или рода. Маори такие резные деревянные фигуры называли поу таху. Деревянная скульптура маори - и это было в Полинезии исключением - изображала человека не только анфас, но и в профиль. Этим деревянным предкам племени или рода посвящали все вхаре вхакаиро - лучшие образцы полинезийской архитектуры и резьбы по дереву. Так отдавали долг священным предкам. Но немало почтения оказывали полинезийцы и творцам "деревянных чудес". Они считали, что эти резчики и архитекторы - как и вожди - обладают маной. Такой художник, как, например, Руа, мог быть наделен ею даже щедрее, чем сам великий бог Тангароа. Большего уважения к истинному художнику нельзя себе и представить.
Дерево и камень
Среди полинезийцев самого высокого уровня в искусстве резьбы по дереву и архитектуре достигли маори Новой Зеландии. Наряду с деревом основным материалом полинезийских умельцев и ремесленников оставался камень. Он служил главным образом для создания статуй, наскальных рельефов и гравюр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.