» » » » Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий


Авторские права

Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наукова думка, год 1983. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий
Рейтинг:
Название:
История Украинской ССР в десяти томах. Том третий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1983
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Описание и краткое содержание "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" читать бесплатно онлайн.



В томе освещается история Украины второй половины XVII–XVIII в. В центре внимания — освободительная война украинского народа 1648–1654 гг. и воссоединение Украины с Россией, начало разложения феодального способа производства и зарождение капиталистического уклада. Исследуются проблемы политического и культурного развития украинского народа, раскрывается единение сил трудящихся Украины и России в совместной борьбе против феодальной эксплуатации и внешней агрессии.






Длительное время (1676–1682) в Коломыйском повете вели борьбу против шляхты отряды опришков во главе с Иваном Винником и Василием Глибом. В Жидачовском повете в течение 1671–1681 гг. действовал отряд в прошлом пастуха Андрея Дзыгановича.

Опришковское движение заметно усилилось к концу 90:х годов. На Поднестровье и в Покутье действовал отряд опришков во главе с Михаилом Скребетом. Народные мстители громили не только шляхетские имения, но и костелы в Рогатине, Стрые, Соколове, Долине, Калуше, Журове. В 1698 г. отряды галицких и закарпатских опришков вместе с местными крестьянами-повстанцами разгромили шляхту в Косове. Шляхта Покутья искала спасения от гнева народных мстителей в Снятине, Яблонове, Кутах, Болехове, Коломые и других городах-крепостях. Для борьбы с опришковским движением создавались объединенные польско-венгерские и польско-молдавские правительственные комиссии. Против народных мстителей направлялись военные отряды, численность которых увеличивалась из года в год.

Народные массы Украины не мирились с усилением социального и национального гнета, стремлением польских, венгерских и турецких феодалов разорвать его связи с братским русским народом. Нарастала антифеодальная и освободительная борьба на Правобережье, которая выливалась в крупные восстания крестьян, рядовых казаков и городской бедноты. Центром антифеодальных выступлений стали города Фастов, Богуслав, Брацлав, Корсунь. В своей борьбе против польско-шляхетского господства крестьяне и казаки Правобережья опирались на поддержку Русского государства, получая оттуда материальную помощь. В течение 80-90-х годов предпринимались неоднократные попытки воссоединить Правобережную Украину с Россией, но сложное международное положение Русского государства не позволило осуществить этот важный политический акт.

На западноукраинских землях борьба против феодального гнета приобрела специфические формы и вылилась в движение опришков. Основную силу в опришковских отрядах составляла беднейшая часть крестьянства, ремесленники и батраки.

Неоднократные выступления народных масс ослабляли феодальный гнет и господство шляхетской Польши, Венгрии и султанской Турции на Правобережье, в Восточной Галичине, на Северной Буковине и Закарпатье.

4. Общественно-политическая мысль

Лозунги и требования восставших. В борьбе против феодального гнета трудящиеся массы вырабатывали свои лозунги и требования, представлявшие собой своеобразное идеологическое содержание антифеодальных движений. Даже «стихийный элемент», — подчеркивал В. И. Ленин, — представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности…»[90]. На формирование идеологических основ антифеодальных движений народных масс в первую очередь влияли сложные явления социально-экономической и политической жизни Украины второй половины XVII в.

Среди крестьянских лозунгов на первое место выдвигались те, которые имели ярко выраженную антифеодальную окраску. Они направлялись против введения послушенства, увеличения денежных и натуральных поборов, призывали к физическому уничтожению старшин-феодалов. Крестьяне и казацкая голытьба вели борьбу за сохранение социальных завоеваний, добытых в кровопролитной освободительной войне 1648–1654 гг. против польских и украинских феодалов.

Одно из центральных мест в требованиях крестьянских масс занимали сословный и земельный вопросы. Крестьяне стремились к свободному переходу из одного сословия в другое, добивались права на неограниченное пользование земельными угодьями. Основой поземельных отношений они считали традиционное право займанщины. В народе широко бытовало мнение, будто «сталися все добра [земельные угодия. — Ред.] малороссіянам быть властными чрез займы»[91].

В процессе антифеодальной борьбы крестьянско-казацкие массы все больше осознавали несправедливость существующей системы. Нападая на имения старшины, монастырей, сотенные канцелярии, они стремились уничтожить бумаги и юридические акты, фиксировавшие феодальные повинности, законодательным путем закреплявшие зависимость крестьян от их владельцев.

Выступая против социального угнетения, крестьяне и казаки одновременно вели борьбу против предательских планов отдельных группировок старшины оторвать Украину от России. Об этом свидетельствует их самое активное участие в восстаниях, направленных против пропольской и протурецкой политики гетманов И. Выговского, Ю. Хмельницкого, П. Дорошенко. Крестьяне, мещане и казаки подтверждали свою верность историческим решениям Переяславской рады (1654), политике Богдана Хмельницкого, направленной на укрепление дружбы русского и украинского народов. Идея единства и дружбы братских народов проходит красной нитью через устное народное творчество — думы и исторические песни.

Лозунги и требования народных масс наиболее ярко прослеживаются во время крестьянской войны 1667–1671 гг. под предводительством Степана Разина. «Прелестные письма» и «памяти», разосланные руководителем крестьянской войны и его ближайшими соратниками по всей Украине, призывали истреблять дворян, бояр, воевод, подьячих, других «измеников… и мирских кравапивцев»[92].

Несмотря на ограниченность идеологии восставших, ее религиозную оболочку, «прелестные письма» содержат прежде всего антифеодальные мотивы. В своей грамоте разинский атаман Лекса Черкашенин (17 октября 1670 г.), например, призывал жителей Харькова к совместной борьбе против угнетателей, за права всей «черни». «Прелестные письма», «памяти», грамоты оказывали определенное влияние на практические действия восставших.

Таким образом, даже будучи весьма ограниченными, лозунги и требования восставших выдвигали наиболее важные и животрепещущие вопросы переустройства общества. Они были направлены на уничтожение существующих феодально-крепостнических отношений, введение крестьянско-казацких органов самоуправления.

Общественно-политическая мысль в Киевском коллегиуме. Полемика между православными и католиками. События освободительной войны и воссоединение Украины с Россией обусловили оживление общественно-политической мысли. Отношение общественно-политических деятелей к актуальным и злободневным проблемам определялось главным образом их классовыми позициями. Передовые мыслители выступали активными участниками происходящих событий, своей деятельностью способствовали делу укрепления единства Украины с Россией. В их трудах объективно находили отражение надежды и чаяния широких слоев населения Украины. Реакционные деятели были тесно связаны с частью старшинской верхушки, которая предавала национальные интересы, пытаясь оправдать отрыв Украины от России.

Лазарь Баранович.

Важным центром общественно-политической жизни на Украине в то время являлся Киевский коллегиум. Ему принадлежало ведущее место в борьбе против засилия католицизма и унии. В своих трудах и курсах лекций профессора коллегиума стремились дать прежде всего оценку главным политическим событиям того времени. Именно в стенах коллегиума появились стихи, возвеличивавшие победы крестьянско-казацких войск в сражениях освободительной войны. Преподаватели и воспитанники коллегиума своей деятельностью способствовали делу воссоединения Украины с Россией. Здесь сложился своеобразный кружок ученых, ведущее место в котором занимали Лазарь Баранович, Иннокентий Гизель, Иоанникий Галятовский, Антоний Радивиловский и др.

Среди них особенно заметную роль играл Лазарь Баранович — писатель, политический, церковный и культурный деятель. Он выступил как поборник укрепления связей Украины с Россией. Решающее значение в успешной борьбе народа Украины против иноземных захватчиков Л. Баранович придавал реальной помощи ему со стороны Русского государства, заявляя, что вместе «нихто их звитяжити не может»[93]. Л. Баранович был сторонником сильной централизованной государственной власти, отстаивал ее главенство над церковной.

Л. Баранович стал одним из православных идеологов и борцов против унии. Им написан ряд работ («Новая мера старой веры», «Меч духовный»), в которых подвергались критике католические догмы, осуждалась враждебная деятельность» униатской церкви. Однако как представитель господствующего класса Баранович в своих проповедях выступал за дальнейшее укрепление привилегированного положения феодалов в обществе, оправдывал эксплуатацию трудящихся масс.

Не менее значительной была личность Иннокентия Гизеля — церковного и культурного деятеля, историка, одного из самых образованных людей своего времени. В работах «Мир с богом человеку», «Об истинной вере» он отстаивал идею единства Украины и России, разоблачал враждебную деятельность иезуитов и униатов. Понимая историческую необходимость объединения двух братских народов, Гизель в меру своих сил и возможностей способствовал этому, решительно выступая против захватнической политики шляхетской Польши.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Книги похожие на "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Отзывы читателей о книге "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.