» » » Коллектив авторов - Як-38


Авторские права

Коллектив авторов - Як-38

Здесь можно скачать бесплатно " Коллектив авторов - Як-38" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство ООО "Де Агостини", год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Як-38
Рейтинг:
Название:
Як-38
Издательство:
ООО "Де Агостини"
Год:
2011
ISBN:
2219-620Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Як-38"

Описание и краткое содержание "Як-38" читать бесплатно онлайн.








Модернизированный Як-38М спроектирован согласно Постановлению СМ СССР от 27 марта 1981 года. Первый из двух прототипов выполнил первый полет по полному профилю в феврале 1983-го. Государственные испытания самолета Як-38М завершены в 1985 году. На самолете установлены подъемно-маршевый двигатель Р-28-300 с горизонтальной тягой 71 00 кгс и два подъемных двигателя РД38 тягой по 3250 кгс. За счет прироста тяги максимальную взлетную массу удалось увеличить на 500 кг. В ассортимент вооружения введены УР «воздух-поверхность» Х-25МР. В серийном производстве Як-38М сменил Як-38 в 1983 году.

Як-38У

Двухместный учебно-тренировочный Як-38МУ предназначен для обучения и тренировок летчиков самолетов Як-38 и 38М. Летные испытания прототипа спарки начались в марте 1973 года, Государственные испытания завершены в 1977 году. От одноместного Як-38 спарка отличается удлиненной на 1.4 м носовой частью фюзеляжа, в которой оборудовали кабину для второго члена экипажа. Построена ограниченная серия двухместных Як-38М, до ноября 1978 года самолет обозначался Як-ЗбМУ. Всего построено порядка 230 серийных самолетов Як-38, Як-38М и Як-38МУ.

Як-39

В первой половине 1980-х годов в ОКБ А. С. Яковлева велись работы по глубокой модификации СВВП Як-38М — самолету Як-39, предназначенному для использования, прежде всего, в качестве истребителя. Як-39 унаследовал основные конструктивно-компоновочные особенности Як-38, но отличался крылом увеличенной площади, а в носовой части фюзеляжа предполагалось установить РЛС С-41Д, смонтировать встроенную пушку калибра 30 мм. Силовая установка Як-39, согласно проекту, состояла из подъемно-маршевого двигателя Р28В-300 и двух подъемных двигателей РД-48. Разработка самолета не вышла из проектной стадии отчасти по причине ограниченных возможностей в части поражения воздушных целей, отчасти из-за приоритетности работ по самолету Як-41.

Формально самолеты Як-36 и Як-41 (Як-141) ничего общего с Як-38 не имеют, но без упоминания этих машин история Як-38 полной быть не может.


Як-36

Экспериментальный СВВП, послуживший отправным моментом для разработки легкого штурмовика Як-ЗбМ (Як-38). Построено четыре самолета — два для летных и два для наземных испытаний. Один летный прототип в настоящее время находится в музее ВВС в Монино.

Як-141

Самолет трагической судьбы Як-141 стал первым в мире полноценным сверхзвуковым СВВП. Разработка палубного перехватчика вертикального взлета и посадки Як-41 началась на яковлевской фирме в 1978 году. Первый полет был запланирован на 1982 год, но по ряду объективных и субъективных причин Як-41 впервые поднялся в воздух только в марте 1987 года (летчик-испытатель А.А. Синицын).

Первый полет по полному профилю состоялся 13 июня 1990 года. К этому времени проект видоизменился от перехватчика Як-41 к многоцелевому Як-41М. Самолет сохранил схему силовой установки Як-38 — один подъемно-маршевый Р79 и два подъемных двигателя РД41, однако имел совершенно иную аэродинамику с двухкилевым оперением и новым крылом. Установка многорежимной РЛС «Жук» позволила использовать УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» с радиолокационными ГСН. За период испытаний на Як-41 установлено 12 мировых авиационных рекордов, превышена скорость М=1,8. Впервые публично Як-41 под «экспортным» обозначением Як-141 продемонстрировали на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году. Российская действительность 1990-х годов не позволила довести самолет и начать его серийное производство, хотя Як-41 опережал пресловутый мировой уровень минимум на десять лет и обладал огромным потенциалом. США официально купили документацию на поворотное сопло подъемно-маршевого двигателя СВВП Як-41 и использовали отечественный опыт при разработке многоцелевого истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг II».

Построено четыре Як-41, два для летных и два для наземных испытаний. Третий прототип потерпел аварию по вине летчика при посадке в октябре 1991 года на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов», самолет был отремонтирован и передан сначала в музей ОКБ им. А. С. Яковлева, а затем в Музей техники Вадима Задорожного. Второй прототип (первый летный) в настоящее время находится в музее ВВС в Монино.

До 85 % была доведена постройка двухместного учебно-тренировочного Як-41У.


Эксплуатация

Легкие штурмовики Як-38 базировались на 4 тяжелых авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). Формирование первого в истории отечественного флота корабельного авиаполка (279-й отдельный корабельный штурмовой авиаполк, ОКШАП) началось в Саках в 1973 году. Первые посадки на Як-36М на палубу крейсера «Киев» выполнили 18 мая 1975 года летчик-испытатель МАП О.Г. Кононенко и летчик-испытатель НИИ ВВС В.П. Хомяков. Построенный в Николаеве крейсер «Киев» предназначался для Северного флота. Переход на север «Киев» выполнил в июле 1976 года. В это время на корабле провели семь летных смен, в ходе которых летчики 279-го ОКШАП выполнили 45 полетов.

Второй корабль проекта 1143, «Минск», предназначался для Тихоокеанского флота и был сдан ВМФ в 1978 году. Под «Минск» сформировали 311-й ОКШАП. В феврале 1979-го «Минск» вышел из Севастополя во Владивосток. Переход выполнялся вокруг Африки в экваториальных широтах. Испытания высокой температурой и влажностью Як-38 не выдержал. Очень часто подъемные двигатели не запускались перед взлетом, но еще хуже, когда они не запускались перед посадкой — по этой причине упал в море Як-38У, оба летчика катапультировались. В условиях жары падала тяга двигателей, из-за чего пришлось ограничить максимальную взлетную массу за счет снижения запаса топлива и отказа от боевой нагрузки. Заливаемого в баки топлива хватало чуть больше, чем на выполнение круга в районе корабля. Тем не менее полеты продолжались, и в районе острова Сокотра был выполнен 500-й полет Як-38 с крейсера «Минск». В июле 1979 года корабль прибыл к месту своего постоянного базирования — во Владивосток.



Переход «Минска» наглядно продемонстрировал необходимость принятия мер в части повышения боевых возможностей первого советского серийного СВВП. Проблему пытались решить двумя способами — реализацией взлета самолета с коротким разбегом и оборудованием крейсера «Новороссийск» огромными газоотводными устройствами, которые в теории сулили прирост тяги силовой установки самолета при вертикальном взлете. Хотя западные эксперты считали короткий взлет Як-38 практически нереализуемым, он стал реальностью — в 1980 году его вслед за летчиками-испытателями стали выполнять пилоты строевых частей. А вот установка газоотводных устройств не имела положительного результата монтаж и демонтаж этих не принесших практического результата устройств задержал сдачу «Новороссийска» на три года (вместо 1979 года крейсер вошел в строй в 1982-м). Как и «Минск», «Новороссийск» предназначался для Тихоокеанского флота. Четвертый корабль, «Баку», строился по измененному проекту, на стадии разработки предполагалось, что на «Баку» будут базироваться не Як-38, а Як-41 М, но новая «вертикалка» не успела — «Баку» вошел в строй в 1987 году.

Боевая эффективность Як-38 ставилась под сомнение многими, а командующий ВМС США вообще считал главным оружием советских ТАКР не самолеты, а противокорабельные ракеты П-500 «Базальт». Тяжелые авианесущие крейсеры регулярно выходили в дальние походы, нередко заходили в Средиземное море, долгое время считавшееся «внутренним водоемом» НАТО. Естественно, в противоборстве с мощнейшей палубной авиацией ВМС США у Як-38 шансов в реальной войне не оставалось, но СВВП были способны решать задачи, подобные нынешней борьбе с пиратством у берегов Сомали.

Боевая работа Як-38 ограничилась «совместным маневрированием» с самолетами НАТО во время дальних походов. Однако советским «вертикалкам» довелось принять участие и в настоящей войне.



Британские СВВП «Харриер» использовались как ВМС, так и ВВС. Попытки заинтересовать отечественные ВВС вертикальными Яками предпринимались неоднократно. В 1980 году был сформирован специальный отряд, перед которым поставили задачу проверить Як-38 делом в Афганистане. В Шиндад транспортными «Антеями» доставили четыре Яка. Афганская командировка заняла полтора месяца, за которые были выполнены 107 полетов, включая 12 боевых вылетов. В условиях жары и высокогорья радиус действия СВВП с боевой нагрузкой всего из двух 100 кг бомб не превышал 50 км.

Наиболее интенсивный период эксплуатации Як-38 на флоте пришелся на 1974–1988 годы, за этот период «вертикалки» налетали около 30 000 часов, уровень аварийности Яков примерно соответствовал уровню аварийности британских «Харриеров», что опровергает тезис о большей надежности зарубежных СВВП, хотя по боевой эффективности «Харриер» превосходил Як-38.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Як-38"

Книги похожие на "Як-38" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Як-38"

Отзывы читателей о книге "Як-38", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.