Вадим Массон - Первые цивилизации
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Первые цивилизации"
Описание и краткое содержание "Первые цивилизации" читать бесплатно онлайн.
Но главный прогресс проявился в совсем иных видах производственной деятельности. Таковы прежде всего гончарное дело, металлургия и металлообработка. Большинство керамических сосудов Алтын-депе изготовлено на гончарном круге быстрого вращения и превосходно обожжено. Преобладают сосуды вытянутых пропорций, основное внимание уделяется стройным изящным линиям, орнаментация практически отсутствует. Лишь в некоторых случаях носики-сливы дополнительно оформлялись как головы животных, так же как, видимо, существовали сравнительно редкие зооморфные сосуды. По существу лишь посуда кухонных наборов, в глину которой примешана дресва, изготавливалась ручной лепкой. Она представлена двумя основными формами — плоскими жаровнями с невысокими бортиками и котлами в виде приплюснутого сфероида, иногда с небольшим носиком-сливом под венчиком. Характерной особенностью керамического набора Алтын-депе является почти полное отсутствие ручек. Это специфическая черта местной культурной традиции, восходящей к раннеземледельческой эпохе.
О развитии металлообработки свидетельствует уже само разнообразие металлических предметов. Рубящие орудия представлены массивными теслами, одно целое тесло имеет две цапфы. К режущим орудиям относятся однолезвийные и двулезвийные ножи с небольшим черешком для насадки рукояти. Наиболее типичны ножи с клинком листовидной формы. Подтреугольные наконечники стрел имеют небольшой черешок. Сохраняются и кремневые наконечники стрел, но, как показал их трасологический анализ, в большинстве своем они использовались как сверла при изготовлении каменных сосудов. Известен бронзовый серп с рабочим лезвием, расположенным под прямым углом по отношению к рукояти. Из предметов туалета могут быть отмечены овальные зеркала с боковой ручкой, височные кольца, браслеты, бронзовые и серебряные кольца. Отдельную группу изделий представляют длинные стрежни-булавки, появившиеся еще в позднем энеолите, где их навершие обычно имело форму лопаточки. Теперь среди наверший отмечены также спираль, полулунье и головки копытных животных. Возможно, эти изделия имели двойную функцию — использовались при креплении одежды и одновременно являлись атрибутами лиц особого социального положения. Из золотой проволоки делались перстни и бусы, причем нередко на алебастровую основу накладывали золотую фольгу.
Рис. 40. Алтын-депе. Печати. Серебро, бронза (1—9).
Особую группу металлических изделий составляют печати из бронзы или низкокачественного серебра, отливавшиеся в форме по способу утраченной модели (рис. 40). Наиболее многочисленны печати геометрической формы — в виде креста, пирамидки, квадрата или овала. В центре печатей, как правило, помещены дополнительные детали, придающие оттискам значительное разнообразие. Зооморфные печати воспроизводят козлов и других копытных животных, кошачьих хищников, орлов, имеются и синкретические образы, как например фантастический трехглавый дракон с туловищем кошачьего хищника, одной головой хищной птицы и двумя — рептилий, возможно змей. Несколько печатей имеют очертания в виде полумесяца, внутри которого помещено изображение извивающейся змеи.
Характерным признаком рассматриваемого археологического комплекса являются глиняные статуэтки, среди которых первое место как по количеству, так и по яркости передаваемого образа занимают терракотовые фигурки женщин. Эти терракоты в подавляющем большинстве представляют собой плоские фигурки, изображающие сидящую женщину с расставленными в стороны руками. В единичных случаях концы рук слегка загнуты, свидетельствуя о том, что генетически этот тип восходит к терракотам эпохи энеолита с руками, опущенными вниз. Но, судя по всему, данный образ был забыт в бронзовом веке и заменен фигурками с призывным «жестом объятия» . Наиболее тщательно отделывалась верхняя часть скульптуры. Голова с преувеличенно большими ромбовидными глазами на длинной шее в первую очередь приковывает внимание зрителей. Лицо обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову. К числу тщательно проработанных деталей относятся головные уборы разных видов и охватывающие шею ожерелья. Туловище статуэток обычно лишено налепных или процарапанных деталей и тем самым оттеняет перегруженную деталями верхнюю часть фигурки. В нижней части тулова помещен треугольник, символизирующий женское начало, а выше иногда воспроизводилось дерево. На многих статуэтках поверх треугольника идут процарапанные поперечные линии, изображающие набедренные повязки или пояса (рис. 41).
Рис. 41. Алтын-депе. Женская статуэтка. Терракота.
Особый интерес представляет наличие на многих фигурках процарапанных знаков, наносившихся обычно на плечи, но иногда также на тыльную сторону статуэток (Массон, Сарианиди, 1973, с. 38 — 40, 114—119). Эти знаки условно объединяются в шесть групп, хотя не исключено, что детальный анализ позволит создать более дробную типологию. Примечательно наличие среди знаков ветви растения, зигзага и многолучевой звезды. Это, безусловно, особая система магических символов, в чем-то возможно близкая пиктографической письменности, устойчиво существовавшая в обществе Южного Туркменистана поры развитой бронзы. Наблюдается определенная связь отдельных знаков с деталями оформления головных уборов, шейных ожерелий и некоторых других элементов. Наличие нескольких вариантов терракот, формирующихся как устойчивые типы, отражает существование в пантеоне Алтын-депе целого ряда различных божеств или духов женского рода, постепенно приобретающих, как это характерно для этапа развивающихся цивилизаций, все более специализированные функции. Так, знак в виде ветви мог символизировать божество растительности, знак зигзага — божество водных стихий, знак многолучевой звезды, близкий, кстати, к символу Инаны-Иштари, — богиню неба. Во всяком случае эти терракоты как принципиально новое культурное явление составляют характерную черту культурного комплекса Алтын-депе.
Генетически комплекс типа Намазга V складывается на основе предшествующей ему культуры поры ранней бронзы, слои которой почти во всех случаях он перекрывает без сколько-нибудь значительных разрывов. Связь традиций может быть прослежена во всех видах объектов: и в керамике, и в металлических изделиях, и в строительном деле. Даже монументальный въезд, возведенный на Алтын-депе в конце периода ранней бронзы, продолжал функционировать в пору Намазга V. Однако во всех этих сферах налицо и культурное новаторство, утверждение новых моделей и эталонов. В одних случаях, как это наблюдается в керамическом производстве, новые стандарты утверждаются с распространением новой технологии, повлиявшей на выработку принципиально новых взглядов на форму сосудов. В других, как это имело место в области изготовления мелкой скульптуры, типологические инновации, скорее всего, были стимулированы новыми идеологическими установками. Существовало и культурное заимствование путем селекции, что можно видеть на примере монументальной архитектуры, использовавшей приемы месопотамских зодчих. Устойчивое соединение данных инноваций и определило качественно новый облик цивилизации, формирующейся в Южном Туркменистане на базе местных, в конечном итоге позднеэнеолитических традиций.
Таким образом, в обществе и культуре произошли качественные изменения, позволяющие говорить о наступлении новой эпохи, поры цивилизации древневосточного типа. Остановимся на этих новых чертах более развернуто. Созданная еще в раннеземледельческую эпоху система поливного земледелия, сочетавшаяся в конкретных условиях Южного Туркменистана с отгонным скотоводством, была надежной базой получения продуктов питания. Основная линия технологического прогресса шла по пути совершенствования отдельных производств, превращающихся в специализированные ремесла. Так, в металлургии и металлообработке на всех операциях, прослеживаемых методом технологического анализа, ощущается высокий профессионализм древних мастеров, хорошо знавших свойства металлов и различных сплавов. Например, для предметов, изготавливаемых с помощью ковки, они избегали брать высокосвинцовую медь, в то время как в литейных сплавах примесь свинца значительна. В результате были получены сплавы, имеющие высокие литейные свойства, используемые при производстве изделий, не рассчитанных на дополнительную кузнечную обработку. Таковы, например, печати, создававшиеся по утраченной модели с применением художественно выполненных формочек. Бурное развитие литейного производства, отделение литейного дела от кузнечного, возрастающая специализация мастеров явились технологическими предпосылками выделения металлургии в особое ремесло.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Первые цивилизации"
Книги похожие на "Первые цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Массон - Первые цивилизации"
Отзывы читателей о книге "Первые цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.








