» » » » Г. Пруссаков - 16-я воздушная


Авторские права

Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Здесь можно скачать бесплатно "Г. Пруссаков - 16-я воздушная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Пруссаков - 16-я воздушная
Рейтинг:
Название:
16-я воздушная
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "16-я воздушная"

Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.

Рассчитана на широкий круг читателей.






Угрожающая обстановка, сложившаяся на юге нашей страны, вызвала большую тревогу у всего советского народа. 28 июля 1942 г. Народный комиссар обороны (НКО) Союза ССР И. В. Сталин отдал приказ № 227, в котором потребовал от советских войск любой ценой остановить продвижение врага. «Пора кончить отступление. Ни шагу назад!» — так требовал приказ Родины.

Вопрос о создании прочной и активной обороны на сталинградском направлении был в ту пору в центре внимания советского командования.

Приказом НКО 8 августа 1942 г. было положено начало формированию 16-й воздушной армии (ВА). Временно командующим был назначен генерал-майор авиации П. С. Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром полковой комиссар А. С. Виноградов, заместителем командующего — генерал-майор авиации С. И. Руденко.

Однако в связи с ухудшением обстановки под Сталинградом формирование новой воздушной армии замедлилось. К тому же, несмотря на разделение 5 августа Сталинградского фронта на два (Сталинградский и Юго-Восточный), оба фронта продолжали подчиняться командующему войсками Юго-Восточного фронта, а авиация — командующему 8-й воздушной армией. Все внимание их в это время было направлено на отражение штурма Сталинграда.

Только 1 сентября генералы П. С. Степанов и С. И. Руденко были вызваны в Камышин, где представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г. К. Жуков и А. А. Новиков объявили им окончательное решение об ускорении формирования 16-й воздушной армии. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, генералу П. С. Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С. И. Руденко — руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.

Возвратившись на командный пункт (КП) армии в совхоз Сталинградский, генерал С. И. Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й воздушной армии в составе войск Сталинградского фронта, которыми командовал генерал-лейтенант В. Н. Гордов.

28 сентября 1942 г. командующим 16-й воздушной армией был назначен генерал С. И. Руденко.

Сергей Игнатьевич Руденко прошел большой жизненный путь, прежде чем стать видным военачальником. Родился он в 1904 г. на Черниговщине в бедной семье кустаря. Девятнадцати лет по путевке комсомола добровольно поступил в авиационную школу и в 1927 г. получил звание военного летчика. В следующем году он был принят в ряды ВКП(б). С годами росло его летное мастерство, совершенствовалась оперативно-тактическая подготовка и искусство управления авиационными частями. В 1932 г. С. И. Руденко закончил командный факультет, а через несколько лет — оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был назначен командиром авиабригады. В 1936 г. за высокие успехи в боевой и политической подготовке он был награжден орденом Ленина.

В начале Великой Отечественной войны полковник С. И. Руденко командовал 31-й авиадивизией, которая уже с июля вступила в бой против немецко-фашистских захватчиков. В октябре 1941 г. за успешное руководство боевыми действиями ему присваивается звание генерал-майора авиации. Затем он последовательно был командующим ВВС 61-й армии и ВВС Калининского фронта, командующим 7-й ударной авиагруппой Ставки ВГК, заместителем командующего 8-й воздушной армией, заместителем командующего и командующим 16-й воздушной армией, пройдя с ней боевой путь до победного мая 1945 г. На этом посту особенно ярко проявился его организаторский талант.

Весь личный состав 16-й воздушной армии знал своего командующего как принципиального коммуниста, энергичного и инициативного, волевого и требовательного, но всегда тактичного, отзывчивого и общительного командира. Обладая высокой оперативно-тактической подготовкой, смелостью и решительностью, он творчески подходил к решению важнейших вопросов боевого применения авиации. В своей работе он всегда опирался на политический аппарат, на партийные организации.

В послевоенные годы С. И. Руденко командовал авиацией военного округа, был начальником Главного штаба ВВС, командующим авиацией дальнего действия, затем в течение многих лет — первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. На XXII съезде КПСС был избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили боевую деятельность и многолетнюю службу С. И. Руденко, наградив его Золотой Звездой Героя Советского Союза, пятью орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I и II степени, орденом Кутузова I степени и многими медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1955 г. ему было присвоено воинское звание маршала авиации. В настоящее время Герой Советского Союза маршал авиации С. И. Руденко возглавляет Военно-воздушную Краснознаменную ордена Кутузова академию имени Ю. А. Гагарина.

Алексей Сергеевич Виноградов родился в 1900 г. в Иваново-Вознесенске, в рабочей семье. Восемнадцати лет вступил в Красную Армию, активно участвовал в гражданской войне. В 1924 г. ушел в запас. В том же году он вступил в ряды РКП (б). В 1932 г. по окончании Комвуза он снова был призван в армию на политработу. В первый год войны полковой комиссар А. С. Виноградов занимал должности военного комиссара 40-й авиадивизии, 2-й резервной авиабригады и затем 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК. Будучи военным комиссаром, а затем заместителем командующего 16-й воздушной армией по политической части, он дошел до самого Берлина. Процесс формирования 16-й воздушной армии продолжался до 4 сентября. К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии — 220-я и 228-я. В 220-ю истребительную (иад) входили 43, 211, 237, 512, 581, 867-й авиаполки (иап) на самолетах Як-1 и позднее — 291-й иап на ЛаГГ-3 (командир авиадивизии подполковник А. В. Утин, военком полковой комиссар П. В. Барышев, начальник штаба полковник А. А. Семенов).

228-я штурмовая авиадивизия (шад) включала 688, 694, 783-й и позднее 285-й авиаполки (шап) на самолетах Ил-2 (командир полковник В. В. Степичев, а с октября — подполковник Г. О. Комаров, военком бригадный комиссар И. Д. Кобякин, начальник штаба полковник И. А. Трушин).

Одновременно из резерва Ставки в 16-ю воздушную армию прибыли еще две авиадивизии: 283-я иад в составе 431, 520, 563-го и позднее 812-го иап на самолетах Як-1 (командир полковник В. А. Катаев, военком старший батальонный комиссар Н. Л. Ходырев, начальник штаба подполковник А. А. Савинов) и 291-я смешанная авиадивизия (сад) под командованием Героя Советского Союза подполковника А. Н. Витрука (военком старший батальонный комиссар П. И. Петров, начальник штаба подполковник Ф. М. Седов). Последняя состояла из 243-го и 245-го шап на самолетах Ил-2 и 30-го бомбардировочного авиаполка (бап) на Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м шап. Прибыл еще 954-й шап, и дивизия стала именоваться штурмовой.

К началу сентября в воздушной армии также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (лбап) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.

Армия базировалась на полевых аэродромах севернее Сталинграда в сложных условиях, так как прифронтовая полоса до предела была насыщена войсками и различными тыловыми органами.

Прибывший на формирование воздушной армии личный состав был охвачен благородным желанием в кратчайшие сроки преодолеть все трудности, закончить формирование и принять участие в борьбе с ненавистным врагом. Всего в составе ВВС сталинградского направления (8-я и 16-я воздушные армии и 102-я иад ПВО) имелось 738 самолетов, в том числе 113 дневных бомбардировщиков, 71 ночной бомбардировщик, 241 штурмовик и 313 истребителей. Помимо них на это направление систематически привлекалось 150–200 бомбардировщиков авиации дальнего действия.

Авиация противника на сталинградском направлении насчитывала более 1200 самолетов, входивших в состав 4-го воздушного флота и 8-го авиационного корпуса. На вооружении их были бомбардировщики Ю-87, Ю-88 и Хе-111; истребители Ме-109, Ме-110 и в небольшом количестве ФВ-190; разведчики Хш-12б и ФВ-189. Превосходство в численности самолетов на сталинградском направлении было на стороне ВВС Германии. Фашистская авиация господствовала в воздухе.

Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15 августа в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н. Г. Белов (начальник штаба), А. С. Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В. И. Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В. И. Ребров (главный инженер), подполковник А. П. Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А. С. Черный (начальник разведывательного отдела), Е. И. Матов (начальник отдела связи) и Ф. С. Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "16-я воздушная"

Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Пруссаков

Г. Пруссаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"

Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.