» » » » Г. Пруссаков - 16-я воздушная


Авторские права

Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Здесь можно скачать бесплатно "Г. Пруссаков - 16-я воздушная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Пруссаков - 16-я воздушная
Рейтинг:
Название:
16-я воздушная
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "16-я воздушная"

Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.

Рассчитана на широкий круг читателей.






Глава третья. На бобруйско-варшавском направлении

Подготовка к наступлению

К середине 1944 г. Красная Армия разгромила сильные группировки немецко-фашистских войск на северо-западном и юго-западном направлениях. Этим были созданы условия для нанесения удара в центре на кратчайшем пути к Германии.

Опасаясь этого удара, гитлеровское командование сосредоточило на территории Белоруссии крупную группировку войск — группу армий «Центр» — и создало глубоко эшелонированную оборону.

С целью разгрома этой группировки и освобождения Белоруссии советское Верховное Главнокомандование решило провести операцию под кодовым наименованием «Багратион». Для ее проведения планировалось привлечь во взаимодействии с соседними фронтами и войска 1-го Белорусского фронта.

В полосе фронта на протяжении до 700 км оборонялись 9-я (на бобруйском направлении) и 2-я (в Полесье) немецкие полевые армии, а также соединения 4-й танковой армии. В их составе было около 45 дивизий и значительное количество частей усиления. Немецко-фашистская авиация, действовавшая на этих направлениях, включала авиационные эскадры 6-го и частично 4-го воздушных флотов. Базировалась она в основном на аэроузлах в районах Минска, Барановичей, Бреста и Люблина. В своем составе имела 800–850 самолетов, в том числе около 500 бомбардировщиков.

Войска 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии (с 29 июня Маршал Советского Союза) К. К. Рокоссовского после зимних боев в середине апреля 1944 г. приступили к подготовке летнего наступления.

16-я воздушная армия также начала готовиться к боевым действиям в новых операциях. В это время в ее составе были 3-й бак (241-я и 301-я бад), 6-й сак (221-я бад и 282-я над), 271-я нбад, 2-я гвардейская и 299-я шад, 234, 283 и 286-я иад, 16-й одрап, 98-й окрап и 65-я окраэ. В результате непрерывных тяжелых боев в авиадивизиях оставалось по 40–60 самолетов. Всего в армии было 658 боевых самолетов. На основе указаний командующего воздушной армией генерал-лейтенанта (с 11 мая генерал-полковник) авиации С. И. Руденко в частях была развернута интенсивная боевая подготовка, в ходе которой совершенствовалось боевое мастерство летчиков и штурманов и приобретал опыт молодой летный состав.

В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. П. Полынин, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й воздушной армией, как члену Военного совета фронта[12].

К концу апреля в 6-ю воздушную армию входили: 3-я гвардейская шад (33, 70, 71-й гвардейские шап) — командир полковник Г. А. Сухоребриков, с июня подполковник А. А. Смирнов; 336-я иад (163, 265, 483-й иап) — командир полковник С. М. Петров, с июня — полковник С. П. Гращенков; 242-я нбад (661, 717, 997-й нбап) — командир полковник Д. А. Абанин, с мая — полковник П. А. Калинин; 72-й орап и 93-й окрап — командиры подполковники А. Я. Гаврильченко и К. М. Мясоедов. Армия имела 263 самолета.

В мае — июне в состав 16-й воздушной армии после доукомплектования возвратились 1-я гвардейская и 273-я иад. Кроме того, вновь прибыли 8-й иак, 4-й шак, 132-я бад, 300-я шад и 19-й иап.

8-й иак, которым командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А. С. Осипенко, находился на доукомплектовании. Его 215-й иад (156, 263, 813-й иап) командовал полковник М. Н. Якушин, отличившийся в боях с фашизмом в республиканской Испании. 323-ю иад (149, 246, 269, 484-й иап) возглавлял полковник П. П. Рыбаков. Обе авиадивизии имели немалый боевой опыт.

4-й шак прибыл под командованием Героя Советского Союза генерал-майора авиации Г. Ф. Байдукова. Авиакорпус только начинал боевую деятельность. 196-я шад (289, 657, 946-й шап) и 199-я шад (136, 569, 724, 783-й шап), возглавляемые подполковником К. К. Грищенко и полковником Н. С. Виноградовым, были сформированы из авиаполков, выведенных с фронта на доукомплектование. Вновь прибывшая 132-я бад (командир генерал-майор авиации И. Л. Федоров) была включена в состав 6-го сак. 300-я шад (106, 382, 724, 904-й шап), которой командовал полковник Т. Е. Ковалев, имела небольшой боевой опыт.

19-й иап, возглавляемый подполковником П. Ф. Чупиковым, в бой с немецко-фашистскими захватчиками вступил еще в первые дни войны. Полк находился в непосредственном подчинении командующего ВВС и был укомплектован сильнейшими летчиками.

Прибывшие на усиление армии 8-й иак, 4-й шак и 300-я шад были приняты на тыловых аэродромах в 200–300 км от линии фронта и включились в интенсивную подготовку к боевым действиям. С молодыми летчиками 4-го шак и 300-й шад на штурмовку вражеских войск дважды вылетали опытные командиры 2-й гвардейской и 299-й шад.

В мае — июне 1944 г. командиром 6-го иак был назначен генерал-майор авиации И. М. Дзусов, 6-го сак — полковник М. X. Борисенко, 271-й нбад подполковник К. И. Рассказов и 273-й иад — подполковник Н. В. Исаев.

Напряженно готовили летный состав заместитель командующего воздушной армией генерал-майор авиации М. М. Косых, командиры корпусов, дивизий, полков и их заместители по летной части, а также инспекторы по технике пилотирования подполковники К. И. Елочкин, Б. А. Морозов, майоры Р. Г. Емец, В. А. Ваценко, Г. П. Костанди, В. Н. Аверичев, В. П. Литвиненко, В. И. Бывшев, С. С. Маршалкович, С. М. Белявский и другие.

Много внимания совершенствованию мастерства летного состава уделял генерал С. И. Руденко. Обладая большим опытом и знаниями, организаторскими способностями и неистощимой энергией, он лично участвовал в организации подготовки летного состава и контролировал ее ход, требуя от каждого летчика высокой техники пилотирования и полного усвоения тактики действий авиации применительно к условиям предстоящей операции.

Одновременно с летной подготовкой во всех авиачастях проводились тактические конференции по обмену боевым опытом. На них анализировались сильные и слабые стороны вражеской авиации и вырабатывались рекомендации по тактике воздушного боя, методике нанесения бомбоштурмовых ударов по врагу и воздушной разведки. Затем во всех авиасоединениях были проведены летно-тактические учения.

Большое внимание уделялось подготовке руководящих кадров. В каждом авиасоединении проводились трехдневные сборы командиров авиаполков и командиров авиаэскадрилий, где проверялась техника пилотирования и обсуждались вопросы повышения боеспособности авиачастей. Командующим воздушной армией был проведен двухдневный сбор с командирами авиакорпусов и дивизий, на котором обсуждались оперативно-тактические вопросы в связи с предстоящей операцией.

При подготовке к наступлению (апрель — июнь) авиачастями воздушной армии было произведено до 48 тыс. небоевых самолето-вылетов, из них около 27 тыс. учебно-тренировочных.

Большую работу в ходе подготовки проводили офицеры авиационных штабов. Под руководством опытного и энергичного начальника штаба воздушной армии генерал-майора авиации П. И. Брайко отделы и службы штаба провели мероприятия по планированию боевых действий авиасоединений армии в операции, по взаимодействию их с объединениями сухопутных войск фронта и между родами авиации, а также по воздушной разведке и штурманской подготовке.

В разработке документации, в повседневном контроле боевой деятельности и подготовки, а также в обобщении боевого опыта авиасоединений активно участвовали начальник оперативного отдела штаба армии полковник И. И. Островский, его заместители и помощники полковник Л. М. Меринов, подполковник Д. М. Трифонов, майоры П. Т. Громадный, Д. Т. Дерюгин, Ф. П. Иванов, Н. Г. Пузырев, Г. С. Шиманов, лейтенант М. П. Васильев и другие.

Напряженная творческая работа шла и в штабах авиакорпусов, дивизий, полков. Высокой организованностью оперативно-разведывательной работы выделялись следующие офицеры: 3-го бак — начальник штаба полковник И. Л. Власов, полковник В. И. Голутвин и майор С. Д. Огородник; 2-й гвардейской шад — начальник штаба полковник И. Н. Лышенко, майоры М. Ф. Зиньковский и Е. А. Булыгин; 299-й шад — начальник штаба подполковник В. П. Токмаков, подполковник А. А. Хетагуров и майор И. П. Малютин; 283-й иад — начальник штаба полковник А. В. Рындин, подполковник Л. С. Окинчиц; 301-й бад — начальник штаба полковник И. М. Кузьмин, подполковник И. И. Волков; 271-й нбад — начальник штаба подполковник Г. В. Томшенков, майор М. Д. Гутниченко и капитан А. З. Гайнулин; 221-й бад — начальник штаба полковник Ф. А. Лукащук; 16-го одрап подполковник С. И. Скворцов, капитан И. С. Войков и другие.

Начальник политотдела армии полковник В. И. Вихров и офицеры политотдела подполковник Д. Н. Пугин, майоры И. М. Кришкевич, М. Е. Ясиновский, А. Г. Зотов, П. А. Катанаев, капитан Е. П. Говоров и другие были надежными боевыми помощниками командования армии. Всю работу как при подготовке, так и в ходе операции они под руководством заместителя командующего армией по политической части генерала А. С. Виноградова проводили в частях, оказывая помощь политработникам в политобеспечеиии боевых действий, повышении организованности и целеустремленности в патриотическом воспитании личного состава.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "16-я воздушная"

Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Пруссаков

Г. Пруссаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"

Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.