» » » » Вера Курская - История лошади в истории человечества


Авторские права

Вера Курская - История лошади в истории человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Вера Курская - История лошади в истории человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Ломоносовъ, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Курская - История лошади в истории человечества
Рейтинг:
Название:
История лошади в истории человечества
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-91678-305-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История лошади в истории человечества"

Описание и краткое содержание "История лошади в истории человечества" читать бесплатно онлайн.



Уже несколько тысячелетий лошадь служит человеку. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, их выращивали на мясо. Но самое главное — лошади связывали земные пространства: без них невозможно было бы возникновение первых империй, и вся человеческая история сложилась бы иначе. За обладание ими вели войны, их берегли пуще зеницы ока, но порой — как ценное имущество — уничтожали, дабы они не достались врагу. Историк и ипполог Вера Курская рассказывает о лошадях древних царств, скифов, греков, римлян, кельтов, византийцев, гуннов, монголов, Арабского Востока, европейского Средневековья, Индии, Китая, Японии, Древней Руси… И, конечно же, о величайшем разнообразии современных пород — от красавцев-скакунов и степенных тяжеловозов до карликовых аппалуза-пони. А также о приемах верховой и упряжной езды, конструкциях экипажей и традициях коннозаводства разных стран. Фактов, собранных в этой интереснейшей книге, с лихвой хватит на обширную энциклопедию.

Возрастных ограничений нет






В конце VI века до н. э. римляне изгнали этрусских царей и начали войну против их городов. С III века до н. э. можно говорить об исчезновении этрусков как народа.

Как и греки, римляне не были коневодческим народом, и лошадь в Риме была дорогим удовольствием, доступным далеко не всем. Привилегированным классом были всадники (equites), которые при царях и в раннереспубликанский период сражались верхом, поскольку могли позволить себе купить и содержать боевых коней. Видимо, отсюда и пошла пословица: omnis nobilitas ab equo — всякая знатность от лошади. Но, не будучи коневодами, римляне понимали важность коневодства как для армии, так и для транспорта и создавали конные заводы в провинциях. Следует сказать и то, что от этрусков римляне унаследовали отношение к лошади как к мистическому существу.

Изначально собственной кавалерии у Рима не было, и при столкновении с персидскими тяжеловооруженными всадниками (катафрактариями) римские легионы потерпели поражение. Во II веке н. э. в римской армии появились конные соединения, состоявшие из романизированных варваров с варварским же оружием.

В середине III века н. э. кавалерия стала самостоятельным родом войск, играющим существенную роль в стратегии и тактике. Позднеримские кавалерийские отряды можно разделить на легкие, тяжелые и сверхтяжелые (эскадроны панцирных всадников). Важную роль играла легкая кавалерия. С конца II века н. э. в римской армии служили мавританские всадники, вооруженные луками. В III веке они уже были как в регулярных, так и в нерегулярных частях. К IV–V векам их название, mauri, закрепилось за конными лучниками вне зависимости от их происхождения, и таких соединений было много. По мнению римского военного историка Вегеция (конец IV — начало V века), любой всадник должен уметь стрелять из лука и владеть пикой, поэтому этим видам подготовки уделялось первостепенное внимание. Во время похода императора Юлиана в Персию в 363 году конные лучники служили разведчиками. В 374 году отряд из 1000 конных лучников был послан преследовать армянского царя Папа. В боевом построении конные лучники обычно стояли на фланге рядом с тяжелой кавалерией: по Вегецию, во время боя они должны были вклиниваться в ряды противника и сеять там беспорядок.

Тяжелая кавалерия состояла из эскадронов далматов, промтов, скутариев, стаблесианов и гвардейских схол. Далматы — древний народ, живший на побережье Адриатического моря; изначально из них и состояли некоторые конные отряды. Позже, однако, слово «далматы» стало обозначать род войск, а не этнос. Промты и стаблесианы были конными легионерами. Название первых происходит от глагола «promovere» — «повышать в звании». Созданные императором Галлиеном (253–268 годы), промты получили такое наименование, так как считались выше по званию, чем рядовые солдаты. Скутариями называли конников со щитами-скутумами. Образование гвардейских схол приписывают императору Константину Великому (306–337 годы). Схолы не подчинялись общеармейскому командованию, а находились в ведении магистра оффиций, как и вся дворцовая администрация, поскольку охраняли особу императора. Из их числа выбирали личную охрану императора — кандидатов (от candida — «белая», так как они носили белую одежду).

Первые эскадроны панцирных всадников появились у римлян в III веке при императоре Александре Севере; они были созданы по персидскому образцу. Римские катафрактарии носили короткий панцирь до бедра; при этом их лошади не имели панцирной защиты, как это было принято у тяжелой персидской конницы. На вооружении римского всадника были щит и копье, у персидского — копье и лук. По мнению современных ученых, подразделения катафрактариев применялись главным образом для прорыва строя противника во время боя на равнине.


Римляне любили конные состязания. Между Авентинским и Палатинским холмами в Риме был построен Циркус Максимус где проходили праздники в честь Конса, бога-смотрителя запасов зерна и урожая. Как у греков и этрусков, у римлян состязания колесниц были частью религиозного церемониала. В середине II века до н. э. состязания проходили в один заезд, при Октавиане Августе в двенадцать заездов, при Калигуле и Нероне число заездов доходило до сорока восьми, а при Домициане их могло быть около сотни в день — правда, тогда количество кругов, которые должны были проехать колесницы за один заезд, сократили с семи до пяти.

Вокруг команд или отдельных ездоков, выступавших на ипподроме, объединялись их болельщики — совсем как в наши дни. Эти объединения возникли в I веке до н. э. как сугубо спортивные еще, но позднее, уже в Византии, превратились в социально-политическую силу. Их названия были связаны с обозначениями цветов и имели символический смысл: «зеленые», «синие», «белые», «красные», недолгое время просуществовавшие «золотые» и «пурпурные». Некоторые императоры принадлежали к определенным партиям. Так, Нерон был «зеленым», причем сам выступал в гонках колесниц.

Колесницы для гонок запрягались квадригами — по четыре лошади в ряд. Заезды проводились против часовой стрелки, лучшую лошадь запрягали крайней слева, внутри дорожки, и от ее скорости и способности маневрировать на поворотах зависела победа. Гонки были очень опасным состязанием: на большой скорости колесницы иногда цеплялись друг за друга колесами и переворачивались на полном ходу, лошади и возницы получали травмы или гибли. Лошадь, выигравшая более ста гонок, оценивалась по своему весу в золоте. По прославленным лошадям велась статистика. Некоторые проконсулы выводили на ипподромы лошадей из своих заводов.

Несмотря на большую популярность конных ристаний, в Древнем Риме не было засвидетельствовано имен с конным значением в отличие от Греции. Это связано, скорее всего, с консервативностью римского именослова. Так, число мужских собственных имен у римлян было ограничено, а женщины носили только родовые имена.


Интересно, что в 50 году до н. э. Цезарь запретил движение повозок по Риму в ночное время. Причиной были постоянные жалобы граждан на шум, который не дает спать по ночам. Этот факт говорит о том, что повозок в Риме в это время было уже много. Впрочем, не факт, что их везли лошади — для этого часто использовались ослы, мулы и быки.


Изначально у римлян были защитные приспособления для копыт из дрока (нечто вроде лаптей), а в I веке до н. э. появились гиппосандалии — прообраз подков. Античные авторы пишут о них как о чем-то обыденном, а значит, они использовались широко. Гиппосандалии надевались не всегда, а преимущественно для защиты уже поврежденных ног. У колесничных лошадей Нерона были серебряные гиппосандалии, у мулов его второй жены Поппеи золотые. Они были снабжены металлическими петлями, которые крепили сандалии к копыту в районе пута (ближняя к копыту фаланга), но такой тип крепления неудобен и мог натирать ноги. Увы, римляне так и не изобрели подковы, а потому римские конники сталкивались с теми же проблемами, что и конники Греции, — копыта стирались. С этим пытались бороться — например, на мощенной камнем Аппиевой дороге посередине проходила более мягкая дорожка из песка, отрубей и извести.

Прибиваемые подковы, скорее всего, появились в Европе в начале Новой эры. В основном их находят в Британии. Так, были обнаружены подковы в одном слое с монетами конца IV века в укреплении Мэйден-Касл в графстве Дорсет. Римское происхождение этих находок сомнительно. Известны также находки на местах поселений в Южной Германии. Эти подковы обычно невелики, что дает повод судить о размерах лошадей.


От римской цивилизации сохранилось много детализированных и реалистичных изображений лошадей, как скульптурных, так и мозаичных. На римских памятниках лошади более тяжелые и грубые, чем на греческих скульптурах VI–V веков до н. э. Верховые лошади были массивные, со щетками на ногах, с большой, но изящных очертаний головой и крупными глазами. Лошади для колесниц отличались более сухим телосложением.

После диктатуры Суллы (82–79 годы до н. э.) в Италию были завезены знаменитые парфянские кони, что способствовало развитию конных состязаний. При Цезаре парфянскими конями были укомплектованы некоторые части римской кавалерии. Другие лошади попадали в Рим с северного побережья Африки, из Германии и скифских земель. Фракийские лошади, как пишут римские авторы, были некрасивы и низкорослы, с низкими плечами и шеями как у овец. Поэтому для скачек приобретали коней из африканских провинций, сухого телосложения и выносливых. Славились испанские лошади, но они сопротивлялись воздействию удил, и управлять ими при помощи уздечки было трудно; поэтому римляне предпочитали не использовать их в бою. В северных провинциях были распространены мелкие и мохнатые местные лошадки. На них разъезжали фризы, охранявшие среди прочего стену Адриана, отделявшую Римскую империю от Шотландии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История лошади в истории человечества"

Книги похожие на "История лошади в истории человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Курская

Вера Курская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Курская - История лошади в истории человечества"

Отзывы читателей о книге "История лошади в истории человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.