» » » » Хенрик Фаркаш Фаркаш - Животный мир легенд и сказок


Авторские права

Хенрик Фаркаш Фаркаш - Животный мир легенд и сказок

Здесь можно скачать бесплатно "Хенрик Фаркаш Фаркаш - Животный мир легенд и сказок" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биология, издательство «Кайнар», год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Хенрик Фаркаш Фаркаш - Животный мир легенд и сказок
Рейтинг:
Название:
Животный мир легенд и сказок
Издательство:
«Кайнар»
Жанр:
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Животный мир легенд и сказок"

Описание и краткое содержание "Животный мир легенд и сказок" читать бесплатно онлайн.



Историю загадочного и дикого мира животных, окружавшие наших далеких предков, поведает вам эта книга. Обожествляемые людьми животные — дельфины, гигантские спруты, сказочные кони, морские змеи и другие — вошли в многочисленные легенды и сказки, в которых причудливо переплетаются истина и вымысел.Автор подробно исследует историю возникновения мифических преданий, дошедших к нам из глубины веков. Животные в них являются главными персонажами. Рассчитана на массового читателя.






РЫБАЛКА С РЫБОЙ-ПРИЛИПАЛОЙ

Путешественники, издалека наблюдавшие такую рыбалку, могли принять этих птиц за змей.»И все-таки гравюра, пожалуй, соответствует действительности. Ронделе писал: «Это удивительная рыба. Подобно слону, она поддается дрессировке и понимает, что ей говорят. Поэтому индейцы используют ее для рыбной ловли. Ремору (одно из названий прилипалы) привязывают тонким шнурком, на котором нацеплены кусочки пробкового дерева. Ласковыми словами уговаривают ее поймать рыбу и отдать добычу людям, после чего опускают в воду. Ремора так и делает, как ее просили, за что ее благодарят и отпускают на свободу...»Конечно, это преувеличение. Однако рыбалка с реморой, вероятно, не легенда. В одной из хроник 1504 года упоминается, что Христофор Колумб видел, как индейцы привязывали рыбу-прилипала бечевкой за хвост и отправлялись охотиться на морских черепах. Такой способ охоты не вышел из моды и в наши дни. Во многих местах так ловят морских черепах.Рыбу-прилипала иногда путают с рыбой-лоцманом. Образ жизни этих рыб схож лишь тем, что и те и другие сопровождают суда и крупных хищных рыб. Однако рыбы-лоцманы не прикрепляются к судам или рыбам, а, полагаясь на свои силы, плывут рядом, что не так-то просто. Отметим только, что 8—9-метровая акула плывет с очень большой скоростью и проходит сотни километров.Согласно народному поверью, рыба-лоцман ведет акулу. У акулы будто бы плохое зрение, и эта маленькая рыбка наводит ее на добычу. Одну из таких историй о «рыбьих поводырях» рассказывает Жофруа Сент-Илер: «По пути в Египет мы попали в штиль. К нашему кораблю приближалась акула. С обеих ее сторон на определенном расстоянии плыли две рыбы-лоцмана. Лоцманы дважды проплыли вокруг корабля и, не найдя ничего съедобного, удалились, уводя с собой акулу. Тем временем матросы закинули за борт крючок, наживленный большим куском сала. Рыбы были уже довольно далеко, но услышав всплеск, повернули назад. Увидев сало, лоцманы вернулись к акуле, ожидавшей на поверхности, и привели ее. Хищница не заметила сало, и тогда лоцманы начали подталкивать ее к приманке. Сначала она откусила небольшой кусок, затем схватила всю приманку и в следующее мгновение уже билась на крючке. Акулу вытащили на палубу. Лоцманы же уходили от корабля, и через два часа один из них тоже попался на крючок.»В целом Сент-Илер верно описал увиденное, за исключением одной неточности, где говорит, что лоцманы подталкивали акулу к приманке. Акула в этом не нуждается. У нее отличное зрение, хотя она больше доверяет сильно развитому обонянию. Но простим автору эту ошибку. Рыбы-лоцманы многих вводили в заблуждение.Уильям Биб, выдающийся океанолог, так описывает случай, связанный с рыбами-лоцманами:«Члены экспедиции «Арктурус» на полпути между Панамой и Галапагосскими островами развлекались ловлей акул: на крюк с длинной ручкой насаживали рыбу и размахивали ею перед носом акулы. Морды акул двигались в такт с качающейся приманкой. Бестии были прямо перед нами, у поверхности воды. Мы хорошо видели также и блестящих, синеватых рыб-лоцманов, которые в точности повторяли движения акул и даже предвосхищали их. У одной большой акулы было три таких форейтора, и они строго выдерживали строевой порядок: один плыл несколько впереди головы акулы, двое других — на уровне ее нижней челюсти. Движения этой флотилии были настолько согласованными, что невозможно было понять, кто кого ведет: акула лоцманов или наоборот».Так как лоцман плывет впереди акулы, у наблюдателя может сложиться впечатление, что акула следует за ним. Ганс Хасс — известный водолаз-исследователь — признается, что у него «кровь стыла в жилах», когда он видел, что к нему направляется рыба-лоцман, плывущая впереди огромной хищницы.

Сегодня мы точно знаем, что акула сама выбирает жертву. Остается, однако, загадкой, каким образом плывущий впереди лоцман с такой поразительной уверенностью предугадывает направление движения акулы. Одни исследователи считают, что лоцман определяет возможное направление движения акулы с помощью углового зрения. Есть и более смелое предположение, согласно которому рыба-лоцман обладает телепатическими способностями и таким образом угадывает, куда намеревается направиться следующая за ней хищница. Но это вряд ли возможно.

Раковины-жемчужницы

«Жемчужные улитки живут преимущественно в Персидском море; очень удивительно рождение драгоценных жемчужин: весной улитки выползают на берег — погреться на солнце; отогревшись в повинуясь извечному закону природы, они становятся похотливыми, полностью раскрываются и спариваются на берегу, где и остаются ночевать; ночью их покрывает небесная роса, капельки росы проникают в тела улиток, и с ними они снова уходят в море; по воле непостижимого божьего провидения улитка согревает, взращивает капельки росы, и всячески заботится о них, подобно тому, как заботятся о своих личинках; когда приходит время их созревания и наступает пора разрешения от бремени, рождается шесть драгоценных жемчужных зерен.»Такую легенду о рождении жемчуга мы можем прочитать в книге Мишкольчи. Подобные красивые, поэтичные легенды о жемчужницах были созданы многими народами, и они на протяжении тысячелетий передавались из.поколения в поколение. Самая ранняя из них это, пожалуй, индийская легенда, согласно которой жемчужницы иногда поднимаются к поверхности, раскрывают свои раковины и в них тогда попадает капелька росы (в других вариантах — капелька розового масла). Эту легенду упоминает Плиний. Найдем мы ее и в «Венгерской энциклопедии» Яноша Апачаи, вышедшей в свет в 1665 году. В греческом варианте легенды говорится, что жемчуг происходит от капель воды, упавших с волос родившейся из морской пены Афродиты. Древнеримский автор Элий утверждает, что жемчуг зарождается в раковинах от молнии.У Мишкольчи читаем: «В некоторых местах Индии твердокожие улитки плавают стаями, и у них, как у пчел, тоже есть свои королевы, которые от остальных отличаются формой и силой. Рыбаки очень хорошо знают их повадки и поэтому стараются прежде всего поймать королеву, потому что без нее других поймать не смогут — они быстро уплывают вслед за королевой. Но как только поймают королеву, вся стая останавливается.»Здесь имеется одно серьезное недоразумение. Жемчуг образуется не в улитках, а в ракушках. Примечательно, что для многих нет разницы между улиткой и ракушкой. А дело, между прочим, обстоит очень просто. Всем знакомы улитки и все знают, что раковина у них цельная. Знаем мы и озерную ракушку (прудовая беззубка), раковина которой состоит из двух частей. Так что эти две характерные группы мягкотелых легко отличить одну от другой. В море живут и улитки, и ракушки, и вряд ли нужно говорить о том, что они не плавают «стаями» и что королев у них нет. Что касается жемчужницы, то это довольно малоподвижное существо, которое лишь иногда ползает по дну. Впрочем, Мишкольчи, конечно, имел в виду ракушку, когда писал «улитка», так как улитка просто не может «полностью раскрыться», даже «становясь похотливой».В старину люди, как и Мишкольчи, верили, что жемчужницы действительно рождают жемчуг. «Улитки роняют жемчужины, которые падают на дно морское; хорошие ныряльщики спускаются за ними в море на глубину до пятнадцати метров, и довольно неплохо живут своим ремеслом собирания жемчуга.»Сегодня мы знаем, что жемчужницы не рождают и не роняют на дно драгоценные жемчужины, и, конечно же, ныряльщики не находили рассыпанный по дну жемчуг. Жемчужину можно добыть, только погубив ракушку.Похоже, что к концу семнадцатого века начали догадываться, что жемчуг рождается не от росы и не от розового масла. Мишкольчи пишет: «Некоторые ученые полагают, что жемчуг образуется в теле улитки подобно тому, как образуются те багровые бляшки, которые мы находим в мясе забитой свиньи (автор имеет в виду эхинококки ленточного глиста), или как образуются камни в почках. Это кажется более вероятным.»Это представляет интерес и с научно-исторической точки зрения. Брем писал: «В 1852 году туринский учитель Филиппи высказал предположение, согласно которому ядром жемчужных зерен являются личинки паразитов, а именно — сосальщиков и ленточных червей. Это предположение получило широкое распространение, тем более, что позднее оно было подтверждено (или, по крайней мере, так казалось) данными многих исследований.»Эта теория, связывающая происхождение жемчуга с ленточными червями, была принята большинством натуралистов. Уж очень правдоподобной казалась она ученым. Прежде всего потому, что, как оказалось, в цейлонских жемчужницах черви-паразиты просто кишмя кишат. Плохо было только то, что в самом жемчуге не было обнаружено и следов паразитов. Так была развеяна еще одна, на этот раз уже «научная» легенда.Скоро выяснилось, что жемчуг образуется под влиянием инородных тел. Жемчужницы обычно держатся на одном месте и постоянно пропускают через себя воду, извлекая из нее пищу. Вместе с потоком воды внутрь раковины попадают песчинки, которые иногда задерживаются между раковиной и так называемой мантией. Инородное тело раздражает мантию. Песчинка все глубже и глубже внедряется в мантию до тех пор, пока на ее поверхности не образуется углубление, которое изнутри выстилается эпителиальными клетками, образующими внешнюю поверхность мантий и являющимися также материалом, из которого состоит раковина. Вокруг инородного тела постепенно образуются концентрические слои из эпителиальных клеток и так, наконец, образуется жемчужина.Так что же нужно для рождения драгоценной жемчужины? Раковина и песчинка. Поскольку на дне моря много ракушек и еще больше песчинок, то напрашивается мысль: нужно в раковину внедрить песчинку и тогда останется только подождать, пока не «вырастет» жемчужина, До этого додумались еще в Древнем Китае и весьма вероятно, что именно таким образом и выращивали искусственный жемчуг. По крайней мере, до нас дошли сведения о «жемчужном Будде». Китайцы следующим образом изготовляли жемчужные фигурки Будды: в раковину жемчужницы помещали крохотную статуэтку из соответствующего материала и затем ракушку на определенное время снова опускали в море.Итак, все кажется очень просто. «Возьми раковину и песчинку, и получишь жемчуг.» Куда проще, чем получение золота по рецептам средневековых алхимиков. Это казалось само собой разумеющимся и многие пытались разбогатеть на выращивании жемчуга.Карл Линней — основатель систематической зоологии — изобрел свой способ производства драгоценных жемчужин и предложил его шведскому правительству. Долго велись переговоры. Линией открыл свой секрет тайному советнику его королевского величества. Однако переговоры окончились безрезультатно — шведское правительство не выдало ученому патент. И все же Линней сумел заработать на своем изобретении, продав его одному ювелиру. За сколько, неизвестно. Мы лишь знаем, что по способу Линнея не было получено ни одной жемчужины. В семье ювелира рукопись изобретения передавалась по наследству. Наконец, в семидесятых годах прошлого столетия ее приобрело Линнеевское общество, и секрет был предан гласности. Мы не знаем, удалось ли Линнею самому получить жемчуг по собственному рецепту. Скорее всего, нет.По методу Линнея, в раковине жемчужницы нужно проделать небольшое отверстие и через него ввести между раковиной и мантией мелкие круглые известняковые камешки. В своем рецепте Линней отмечает, что для того, чтобы камешки не вросли в раковину, между ними и раковиной нужно поместить серебряные проволочки.Теперь зададимся вопросом, можно ли вообще получить жемчуг с помощью древнекитайского метода или по рецепту Линнея? И да, и нет. В небольшой части обработанных таким образом ракушек, действительно, образуется жемчуг. Но предприятие это очень трудоемкое, и результат малоутешителен — нужно обработать очень много ракушек, и лишь в некоторых из них образуются жемчужные зерна, которые, однако, в большинстве своем мелкие и имеют неправильную, «нетоварную» форму.И все-таки проблема получения или, точнее, выращивания искусственного жемчуга была со временем решена. Японец Кокичи Микомото в течение многих лет проводил эксперименты по выращиванию искусственного жемчуга, и его усилия в конце концов увенчались успехом. Он начал с древнекитайского способа, но ему удавалось получать лишь малоценные, очень мелкие жемчужины. Наконец, ему пришло в голову, что не безразлично, куда попадет песчинка, и что не каждая песчинка непременно должна превращаться в драгоценную жемчужину. Многое зависит от удачи, счастливого случая. Оказалось, что такой счастливый случай можно вызвать искусственно. Жемчужницу для этого нужно подвергнуть небольшой, но очень точной операции. Мелкие перламутровые шарики заворачивают в кусочки эпителия мантии, взятые у ракушки-донора, в результате чего получаются небольшие мешочки с перламутровыми шариками внутри, Затем такой мешочек хирургическим путем вживляют в подэпителий другой жемчужницы. Эта операция, требует большой ловкости рук и немалого опыта. Опытный хирург может за один день сделать не более пятидесяти таких операций. Прооперированных жемчужниц помещают в специальные корзины из стальной сетки и опускают в море. Через шесть-семь лет собирают урожай. За это время вокруг вживленного в тело жемчужницы перламутрового шарика образуются хорошие, красивые жемчужины.Открытие, сделанное Микомото, вызвало переполох в кругах ювелиров и владельцев естественного жемчуга. Многие боялись, что естественный жемчуг потеряет всякую цену, когда можно будет за гроши покупать украшения из жемчуга Микомото. Однако время показало, что для таких опасений нет оснований. Во-первых, искусственный жемчуг можно легко отличить от естественного с помощью специальных оптических приборов, а опытные специалисты могут это сделать и без приборов. Во-вторых, искусственный жемчуг совсем не «грошовая» подделка — его производство очень трудоемко, и стоит он довольно дорого. Так что он не может составить серьезной конкуренции естественному жемчугу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Животный мир легенд и сказок"

Книги похожие на "Животный мир легенд и сказок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Хенрик Фаркаш Фаркаш

Хенрик Фаркаш Фаркаш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Хенрик Фаркаш Фаркаш - Животный мир легенд и сказок"

Отзывы читателей о книге "Животный мир легенд и сказок", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.