Андрей Уланов - Первые Т-34

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Первые Т-34"
Описание и краткое содержание "Первые Т-34" читать бесплатно онлайн.
Танк Т-34 заслуженно считается легендарной машиной, одним из самых ярких символов победы СССР в Великой Отечественной войне. Однако начало биографии этих танков оказалось далеко не безоблачным и сопровождалось многочисленными проблемами. Испытания первых машин, развертывание серийного производства, непростая история освоения новых танков в армейских частях и драматическое «огненное крещение» летом 1941 г., на основе документальных материалов российских архивов — в книге А. Уланова и Д. Шеина.
По состоянию на конец марта 1941 г. около двух третей осмотренных «тридцатьчетверок» отработали пять и менее моточасов — чаще всего это означает, что мотор машины работал лишь при погрузке танка на платформу; разгрузке с платформы и марше от железнодорожной станции в часть.
«В среднем 7-10 моточасов» на подготовку экипажа, мягко скажем, все-таки далеко не достаточно: одно только обучение вождению среднего танка, согласно указаниям курса 1940 г., предусматривало 5 часов практического вождения, при этом указанный курс должны были пройти все члены экипажа — то есть один только курс обучения вождению всего экипажа предусматривал расходование 20 моточасов. И это, заметим, не считая тактической подготовки, огневой подготовки (стрельба танков с места и в движении на полигоне, на что также расходуется моторесурс), боевого слаживания во взводе-роте-батальоне — только упражнения курса обучения вождению: трогание с места и остановка, переключение передач, повороты, вождение танка в простейших полевых условиях и преодоление простейших препятствий[102].
В итоге по состоянию на момент подписания отчета — 29 марта 1941 г. — танки Т-34 выпуска ХПЗ отработали:
Таблица составлена по данным ЦАМО РФ, ф. 38 (ГАБТУ), оп. 11355 (танковое управление), д. 24 («Отчет БТУ о проведенной работе по наблюдению за поведением надрывов в бронедеталях машин Т-34, находящихся в эксплуатации в КОВО и ПрибОВО, переписка с НН по чертежам»), лл. 55–83.
Группа Т-34 из состава 32-й танковой дивизии 25 июня 1941 г. г. Язув Стары.
Помимо танковых соединений, в 1940 г. танки Т-34 успело получить несколько военных учебных заведений: по состоянию на 1 января 1941 г. 3 Т-34 имела Московская академия механизации и моторизации (и еще 2 танка должны были быть досланы), 3 машины — Ленинградские курсы усовершенствования комначсостава (еще 2 танка подлежали досылке), 2 «тридцатьчетверки» имели Казанские курсы (ожидалась досылка еще 1 машины), 1 Т-34 получило Орловское танковое училище (ожидалась досылка еще 15 машин), 3 танка состояло в Киевском танкотехническом училище (досылка еще 2 машин ожидалась), 5 «тридцатьчетверок» получило Харьковское училище (ожидалась досылка еще 11 машин)[103].
Следующим получателем «тридцатьчетверок» стала 7-я танковая дивизия 6-го мехкорпуса Западного особого военного округа, в адрес которой в январе 1941 г. было отгружено 30 танков. Кроме этого, еще 30 танков было отгружено в 8-ю танковую дивизию 4-го мехкорпуса Киевского особого военного округа[104], 2 Т-34 ушли в Киевское танкотехническое училище, 9 Т-34 были выданы в Харьковское и 15 — в Орловское танковые училища[105].
В феврале 1941 г. список частей, начавших освоение Т-34, вновь расширился: 30 Т-34 были направлены в 5-ю танковую дивизию 3-го механизированного корпуса Прибалтийского особого военного округа. Кроме этого, еще 20 танков были направлены в 7-ю дивизию 6-го мехкорпуса ЗОВО, по 20 машин в 8-ю дивизию 4-го мехкорпуса и в 12-ю дивизию 8-го мехкорпуса КОВО, 2 Т-34 в Харьковское танковое училище и 2 машины в Московскую академию механизации и моторизации[106].
В марте 1941 г. начались поставки «тридцатьчетверок» в Одесский военный округ — 30 машин получила 11-я танковая дивизия 2-го мехкорпуса. Кроме того, 20 Т-34 были направлены в 5-ю танковую дивизию в Прибалтике, 40 — в 8-ю дивизию 4-го мехкорпуса, 30 — в 12-ю дивизию 8-го мехкорпуса (первые поступившие в войска сталинградские машины), 20 машин получила 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса Киевского округа.
Группа Т-34 из состава 32-й танковой дивизии. 25 июня 1941 г. г. Язув Стары. На заднем плане видна та же группа танков, что и на с. 63.
Еще 22 машины были направлены в «г. Дарница», авторы не располагают информацией об их дальнейшей судьбе (никакие танковые части КОВО в Дарнице не дислоцировались, а данная отправка в «г. Дарница» фигурирует отдельной строкой в исполненных разнарядках ХПЗ до самого начала войны)[107].
По мере нарастания выпуска Т-34 расширялись и поставки танков армии. В апреле 1941 г. еще 20 харьковских «тридцатьчетверок» убыли в 11-ю танковую дивизию 2-го мехкорпуса Одесского округа[108], 102 харьковских Т-34 были направлены в 8-ю танковую дивизию 4-го мехкорпуса[109] и 20 сталинградских «тридцатьчетверок» пополнили 12-ю дивизию 8-го мехкорпуса Киевского округа, 24 сталинградских танка поступили в 7-ю танковую дивизию 6-го мехкорпуса Западного округа[110], 1 машина производства ХПЗ была отправлена Ленинградским курсам усовершенствования комначсостава[111].
Следует отметить, что в конце апреля — начале мая 1941 г. все мехкорпуса — и «старые», созданные еще летом 1940 г., и «новые», начавшие формироваться весной 1941 г., — составили достаточно подробные записки о ходе своего формирования, укомплектования, боевой подготовке, боевом и численном составе, и чуть позже мы к ним еще вернемся, чтобы понять, как происходило освоение «тридцатьчетверок» в войсках. А пока завершим рассмотрение истории поставок машин в войска перед войной.
Май 1941 г. оказался рекордным по количеству поступивших в войска и военные ВУЗы Т-34: 82 сталинградских и 72 харьковских «тридцатьчетверки» (итого 154 машины) поступили в 4-ю танковую дивизию 6-го мехкорпуса Западного округа, 110 харьковских танков поступили в Киевский особый военный округ (58 «тридцатьчетверок» прибыли в 32-ю танковую дивизию 4-го мехкорпуса, 52 машины поступило в 37-ю танковую дивизию 15-го мехкорпуса), кроме того, 29 машин получили военные учебные заведения (по 10 «тридцатьчетверок» Ульяновскому и 2-му Саратовскому бронетанковым училищам, 6 машин Киевскому танкотехническому училищу, 1 Т-34 Казанским и 2 машины Ленинградским курсам усовершенствования комначсостава)[112] и 1 машина была передана в распоряжение артиллерийского завода № 92 в Горький.
Наконец, за три предвоенных недели «грозового июня» 80 харьковских и 58 сталинградских машин убыли в Западный особый военный округ, имея пунктами назначения Белосток (4-я танковая дивизия 6-го мехкорпуса) и Гродно (29-я танковая дивизия 11-го мехкорпуса)[113].
Если свести всю приведенную выше информацию в график динамики численности «тридцатьчетверок» в войсках, получится примерно такая картина:
Из графика отчетливо видны две серьезные проблемы, оказавшие ощутимое влияние на применение бронетанковых войск Красной армии в первых сражениях Великой Отечественной войны. Во-первых, это крайне неравномерное распределение новейших танков по округам. И если с мизерным количеством Т-34 в Одесском военном округе, в свете основного противника — румынских войск — и их пассивности в первые дни войны, вполне можно смириться, то полсотни «тридцатьчетверок» Прибалтийского особого военного округа против группы армий «Север» и первоначально двух танковых групп вермахта[114] никакого оптимизма не внушают. Во-вторых, график, представляющий динамику изменения численности Т-34 в войсках, вплотную подводит нас к разгадке «загадки сорок первого года», ответу на вопрос, почему же без малого тысяча новейших танков, состоявших к началу войны на вооружении кадровой армии мирного времени, будто в воду канула, не задержав джаггернаут блицкрига: большинство «тридцатьчетверок» прибыло в войска слишком поздно, танкисты просто не успели научиться применять вверенную им технику. Особенно наглядно это видно на примере Западного особого военного округа: в первых числах мая округ имел 72 Т-34, а к началу войны уже без малого 370 штук!
Захваченный Т-34 12-й танковой дивизии. Машина приготовлена к отправке в Германию для испытаний. 0405-7 — заводской номер машины.
Впрочем, обо всем по порядку. Как мы уже упоминали чуть выше, в конце апреля — начале мая сорок первого все мехкорпуса Красной армии подготовили отчеты о ходе формирования, укомплектованности боевой и вспомогательной техникой, ходе боевой подготовки. Давайте пройдемся по этим документам в том же самом порядке, в котором мехкорпуса получали новенькие «тридцатьчетверки». Начнем с 4-го мехкорпуса, получившего Т-34 еще в конце 1940 г. (на 1 мая — момент составления отчета — корпус имел 140 Т-34 в 8-й танковой дивизии и 102 Т-34 в 32-й танковой дивизии). Что вы можете сказать о состоянии вверенного вам мехкорпуса, генерал-майор Андрей Андреевич Власов, будущий командующий 37-й, 20-й, 2-й ударной и Русской освободительной армиями?
«Управление корпуса, корпусные части, дивизии в основном сформированы. Корпус в целом сколочен. Окончательное формирование задерживается вследствие неполной укомплектованности частей ком-начсоставом и крайне медленного поступления материальной части, особенно для частей 32-й танковой дивизии.
В 32-й танковой дивизии некомплект:
Начсостава 984 чел.
Младшего начсостава 1268 чел.
Рядового состава 1080 чел.
Дивизиям и корпусным частям материальная часть, положенная по существующим штатам, поступила не полностью, особенно для частей 32-й танковой дивизии. Основные виды материальной части (танки, реммастерские, автобензозаправщики) поступают крайне медленно…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Первые Т-34"
Книги похожие на "Первые Т-34" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Уланов - Первые Т-34"
Отзывы читателей о книге "Первые Т-34", комментарии и мнения людей о произведении.