Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская армия и флот в XIX веке"
Описание и краткое содержание "Русская армия и флот в XIX веке" читать бесплатно онлайн.
Еще более энергично сооружались корветы и клипера. В 1855 г. в Петербурге было заложено 14 корветов, спущенных в 1856 г., а в Архангельске — 6 клиперов. Машины мощностью в 200 индикаторных сил изготовляли заводы Берда и Нобеля.
Наряду с этим шло сооружение колесных пароходов. Так, для Балтийского флота было построено на петербургских заводах 15 пароходов, в Николаеве для Черноморского — 13 пароходов и для Беломорского флота — 9, для Каспийской и Камчатской флотилий — всего 9 (в Архангельске, Астрахани и на Шилке). Одновременно Морское ведомство разместило ряд заказов и на иностранных заводах; за это время было приобретено 18 железных пароходов для Балтийского флота и 17 — для Черноморского[1542].
Наряду с пароходами сооружались также пароходо-фрегаты, обладавшие машинами от 200 до 600 л. с. и имевшие на вооружении от 4 до 16 пушек. Для Балтийского флота был приобретен 1 пароходо-фрегат в Англии и 9 построены в России, для Черноморского — приобретено 3 и построено в Николаеве 6 пароходо-фрегатов[1543]. Главные измерения построенных пароходо-фрегатов представлены данными табл. 131.
Таблица 131[1544]
Суда Год спуска Водоизмещение Сила машины, в л. с. Скорость хода, в узлах Число орудий Балтийский флот «Богатырь» 1835 1 342 240 8 8 «Камчатка» 1840 2 124 540 10 16 «Отважный» 1843 1 450 300 8½ 10 «Смелый» 1844 1 504 450 9½ 10 «Храбрый» 1844 1 405 300 8½ 8 «Грозящий» 1844 1 500 400 9 8 «Владимир» («Железный») 1845 1 215 350 10½ 5 «Гремящий» 1851 1 501 400 11 9 «Рюрик» 1852 1 507 400 10 6 «Олаф» 1852 1 796 400 11 18 Черноморский флот «Херсонес» 1843 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Бессарабия» 1843 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Крым» 1843 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Громоносец» 1843 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Одесса» 1843 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Эльбрус» 1848 Нет сведений 260 Нет сведений 6 «Владимир» 1848 Нет сведений 400 Нет сведений 9 «Корнилов» 1853 Нет сведений 230 Нет сведений 10 «Северная звезда» 1856 Нет сведений 100 Нет сведений 7Опасность вторжения английского флота в Балтийское море вынудила Морское ведомство прибегнуть также к постройке винтовых канонерских лодок, механизмы для которых могли свободно изготовить русские и финские частные предприятия. Из намеченной программы в 75 лодок к началу 1854 г. было готово 40 лодок, что позволило усилить береговую оборону. Остальные были готовы в 1858 г.[1545]
В 1854 г. был образован Балтийский комитет для разработки защитных мер по обороне Петербурга и Кронштадта. Комитет признал, что Балтийский флот более не представляет боевой силы, некоторое значение имеют лишь 2 винтовых корабля и 9 пароходов. Было решено использовать для обороны 1-ю и 2-ю дивизии Балтийского флота, расположив парусные корабли на рейде так, чтобы прикрыть подступы к крепости с юга. Северный фарватер прикрывался блокшивным отрядом в составе трех линейных кораблей, пяти фрегатов и одного корвета. Отряд канонерских лодок получил задачу защищать мелководные районы залива. Защита Свеаборга возлагалась на 3-ю дивизию. Ригу, Або и фарватер к Выборгу должен был защищать отряд канонерских лодок[1546].
Таблица 132[1547]
Суда Балтийский флот Черноморский флот готовые строящиеся готовые строящиеся Линейные корабли 26 1 (винтовое) 16 2 Фрегаты и корветы (парусные) 16 2 (винтовые) 8 2 (винтовые) Пароходо-фрегаты 9 2 7 – Малые пароходы 13 2 24 – Бриги и шхуны (парусные) 12 2 25 – Транспорты 10 2 32 – Суда других классов 55 1 41 – Гребные суда 77 1 28 – Всего 218 13 181 4Накануне Крымской войны (к 1853 г.) в составе Балтийского и Черноморского флотов находилось следующее количество судов (табл. 132). Беломорская флотилия располагала одним бригом, двумя малыми пароходами в 120 индикаторных сил (третий пароход и пароходо-фрегат «Саломбала» были достроены уже после войны) и шестью малыми судами.
В составе Каспийской флотилии было 2 парохода, построенных во время войны, 6 малых пароходов (в 102 индикаторные силы каждый) и 30 малых судов. Все парусные суда имели на вооружении 32 орудия.
Сибирская флотилия состояла из паровой шхуны (8 орудий), 2 транспортов (4 орудия) и 10 малых судов (13 орудий). Для усиления этой флотилии в 1852–1853 гг. было направлено 3 фрегата («Паллада», «Аврора» и «Диана»), корвет («Наварин»), 2 транспорта («Неман» и «Двина) и винтовая шхуна («Восток»). Однако до места назначения дошли: фрегат «Аврора», транспорт «Двина» и шхуна «Восток». Остальные суда либо затонули в пути («Диана», «Неман»), либо возвратились назад («Паллада») или были проданы за непригодностью с торгов («Наварин»). На капитан-лейтенанта Истомина было наложено строгое взыскание «за неосновательность удостоверения в благонадежности корвета к плаванию в дальних морях»[1548].
Большая часть судов Балтийского флота была низкого качества. Глава Морского ведомства вел. кн. Константин Николаевич так оценивал его состояние: «Суда Балтийского флота были большей частью сосновые, из сырого леса, слабой постройки и весьма посредственного вооружения… не было возможности составить из них эскадры для продолжительного плавания в дальние моря… Совершить переход из Балтийского моря в Средиземное могут 11 кораблей, остальные в состоянии плавать не далее Немецкого моря, вблизи своих портов»[1549]. Собственно, боевая сила Балтийского флота состояла примерно из 25 парусных кораблей, которые могли противостоять противнику.
Значительно лучше был Черноморский флот. Корабли, построенные Лазаревым и Корниловым, были в отличном состоянии и укомплектованы опытными экипажами. Это признавали не только в России, но и в Англии[1550].
В первой половине XIX в. были сделаны попытки создать также подводные суда. 19 июля 1829 г. Казимир Черновский, отбывавший наказание в Петропавловской крепости по делу декабристов, предложил построить подводную лодку. «В 1825 г., — писал он Николаю I, — я изобрел подводное судно и до нонешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех перед другими доныне известными… И в военном искусстве оно будет полезно»[1551]. Черновский предложил соорудить опытный образец такой лодки за 60 дней. Его предложение было рассмотрено в Главном штабе. Комиссия под председательством генерал-майора Базена признала это изобретение важным и полезным. Николай счел возможным дать указание обеспечить арестанта материалами для изготовления чертежей. Однако генерал Клейнмихель всячески чинил препятствия изобретателю, до смерти Черновского чертежи так и не были завершены.
Вероятно, идея Черновского стала известна А. А. Шильдеру, под руководством которого был построен в 1834 г. опытный образец лодки «Морской черт». Она была спущена в 1838 г. и прошла испытания (командир лодки мичман Н. Р. Жмелев). Известно, что «Морской черт» находился в Кронштадте еще в 1856 г.
Тактическая организация флота, определявшаяся составом флота, во второй четверти XIX в. была установлена расписанием 1837 г.[1552] Согласно этому расписанию, все суда и личный состав были распределены по дивизиям, эскадрам и экипажам. Накануне Крымской войны расписание было уточнено в отношении состава судов в связи с выведением части старых кораблей за «остатный» (сверхштатный) состав.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская армия и флот в XIX веке"
Книги похожие на "Русская армия и флот в XIX веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке"
Отзывы читателей о книге "Русская армия и флот в XIX веке", комментарии и мнения людей о произведении.