Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская армия и флот в XIX веке"
Описание и краткое содержание "Русская армия и флот в XIX веке" читать бесплатно онлайн.
Тактико-технические данные береговых орудий последней четверти XIX в. показаны в табл. 92.
Обладая этими данными, береговая артиллерия могла вести успешную защиту от корабельной артиллерии, сопротивляться десантированию войск, ограждать свой флот и участвовать в сухопутных операциях морских крепостей.
Данные о береговом вооружении см. в табл. 93.
Нужно отметить, что во второй половине XIX в. возникли проекты сделать береговую артиллерию подвижной, используя для этой цели железные дороги. Уже в 1855 г. Морское ведомство получило от полковника Н. Репина предложение об установке артиллерийских орудий на железнодорожных платформах с целью быстрой переброски вдоль береговой линии. Однако морской технический комитет отклонил предложенный проект «как не заключающий в себе ничего заслуживающего внимания»[1134]. Тем не менее идея эта носилась в воздухе. Спустя два года инженер-подполковник П. Лебедев выпустил труд, озаглавленный «Применение железных дорог к защите материка», в котором поднимались главные вопросы организации и использования железнодорожной артиллерии. По мнению автора, она «может считаться лучшим средством помогать приморским укреплениям, а за неимением таковых и заменять их»[1135]. Несмотря на очевидную целесообразность предложений Лебедева, они не получили в это время применения. Было отклонено также предложение поручика П. Фомина устанавливать на платформах четырехорудийные батареи крупного калибра. Для обеспечения балтийской береговой линии он считал достаточным сформировать 35 таких батарей[1136].
Таблица 92[1137]
Орудие Калибр, в дюймах Длина ствола, в калибрах Вес орудия, в пудах Вес снаряда, в пудах Начальная скорость, в футах Дальность стрельбы, в верстах 13½-дм пушка 1887 г. 13½ 35 5 200 41,5 2 050 15 11-дм пушка 1877 г. 11 35 2 700 21 1 850 14-14,5 9-дм пушка 1877 г. 9 22 950 8 1 600 7 8-дм пушка 1877 г. 8 19 550 5 1 400 7 6-дм береговая пушка 1877 г. 6 22 190 2,5 1 500 8 11-дм мортира 11 10 600 15 1 100 9 9-дм мортира 9 10 330 7,5 900 7 Скорострельная пушка сухопутных калибров 57 мм 23,2 14 6¾ 1 266 5 Нарезная пушка береговых калибров 57 мм 43,5 21 6¾ 1 830 5Таблица 93[1138]
Орудия 1881 г. 1891 г. 1899 г. 13½ и 14-дм пушки 2 2 1 10 и 11-дм пушки 144 201 229 9-дм и 8-дм пушки 467 476 457 6-дм пушки 60 153 202 42-лин. пушки – – 17 9-дм и 11-дм мортиры 78 235 375 6-дм и 8-дм мортиры 202 202 248 Пушки Канэ – – 77 56-мм пушки Норденфельда – – 184 Гладкостенные орудия различных калибров 857 271 – Пулеметы – – 50Эти идеи получили применение лишь с 1895 г., когда было принято решение сооружать крепостные железные дороги. Береговые железнодорожные батареи появились в Кронштадте и других приморских крепостях. Протяженность специальных линий с тяжелым балластом в 1899 г. была равна 30 км. Применение получили шестиорудийные батареи из 6-дм гаубиц, устанавливаемые на специальных платформах[1139].
Производство осадной, крепостной и береговой артиллерии с 50-х до конца 60-х годов было сосредоточено в арсеналах, на заводах Горного ведомства и Александровском заводе. На этих предприятиях отливались чугунные орудия крупных калибров. При этом в арсеналах изготовлялись мортиры и пушки, а на других предприятиях — только пушки.
Производство орудий в арсеналах с 1869 по 1880 г. показано в табл. 94.
Таблица 94[1140]
Орудия 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 6-дм мортиры 150 50 50 70 20 100 46 – 50 120 150 50 50 60 2-пудовые мортиры – – – – 23 – – 10 – – – – – – ½-пудовые мортиры – – – – – – – – 70 – – – – – 24-фн пушки 30 30 120 80 60 100 50 90 20 88 150 150 150 50С начала 60-х годов Военное ведомство сделало попытку перенести производство береговых орудий на Князе-Михайловский завод (160 орудий 12-фн) и на Олонецкие (Александровские) заводы Горного ведомства (последним было заказано изготовить 200 орудий системы Маиевского, а также 600 орудий 12 и 24-фн калибров). Однако эти предприятия не были готовы к выполнению заказа. В связи с этим Военное министерство перенесло заказ на 300 медных и 200 стальных орудий в Швецию[1141]. После ликвидации Князе-Михайловского орудийного завода и перебазирования его оборудования на Пермский сталепушечный завод Военное ведомство стало размещать заказы на береговую артиллерию на этом и Обуховском заводах.
С 1868 г. производство стальной осадной, крепостной и береговой артиллерии было сосредоточено главным образом на этих двух предприятиях. Число орудий, выпущенных Обуховским и Пермским заводами, показано в табл. 95.
Таблица 95[1142]
Год Обуховский Пермский 1868 – 28 1869 – 20 1870 – 15 1871 32 33 1872 40 40 1873 80 35 1874 88 31 1875 50 19 1876 145 20 1877 169 67 1878 – 24 1879 24 81 1880 350 48 1881 – 85 1882 100 130 1883 100 105 1884 – 100 1885 – 100 1886 100 – 1887 – – 1888 – – 1889 – – 1890 – – 1891 30 30 1892 57 145 1893 – 22 1894 5 27 1895 – 16 1896 – 10 1897 – – 1898 – 10 1899 – 28 1900 – 78Все орудия, изготовленные на данных заводах, поступили на вооружение.
Производство снарядовНа вооружении полевой артиллерии в середине XIX в. состояли снаряды, предназначенные для гладкостенных орудий образца 1838 г.: бомбы, гранаты и картечь. Опыт Крымской войны показал недостаточную эффективность круглых бомб и удлиненных гранат. С появлением бронзовых нарезных орудий встал вопрос о создании снарядов, имеющих цилиндрическую форму, обеспечивающих большую дальность стрельбы и точность попадания. Для новых орудий Н. В. Маиевский разработал в 1860 г. 4-фн гранату с цилиндро-стрельчатой формой корпуса и выступами, соответствовавшими нарезам в канале орудия. Это обеспечивало вращательное движение снаряда и стабильность его в полете. Кроме этой гранаты были разработаны картечная граната, обладающая такой же формой, но без кольцевой канавки, и картечь, состоящая из удлиненной цинковой оболочки, скрепленной медными скрепами и начиненная крупной картечью[1143].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская армия и флот в XIX веке"
Книги похожие на "Русская армия и флот в XIX веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Любомир Бескровный - Русская армия и флот в XIX веке"
Отзывы читателей о книге "Русская армия и флот в XIX веке", комментарии и мнения людей о произведении.