БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Но)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (Но)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (Но)" читать бесплатно онлайн.
Пропущенный в fb2-версии том.
С 14 в. начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить Н. ф. р. своей власти. Тверской князь Михаил Ярославич, став великим князем владимирским, прислал в Новгород наместников без предварительных сношений с новгородцами. Это толкнуло Новгород к сближению с Москвой. Стремились ограничить самостоятельность Н. ф. р. Иван Калита, Семен Гордый и др. московские князья, занимавшие великокняжеский стол. Острый конфликт между Н. ф. р. и Москвой возник в 1397, когда Москва отторгла Двинскую землю. Однако в 1398 Двинская земля была возвращена Н. ф. р. Борясь против притеснений московских князей, новгородское правительство искало союза с Литвой. К середине 15 в. Н. ф. р., противодействующая великим московским князьям, стала препятствием на пути процесса ликвидации феодальной. раздробленности на Руси. Часть крупного боярства, не желая расставаться с политическими привилегиями, добивалась перехода Новгорода под власть Великого княжества Литовского. Проводником этих взглядов боярства являлась т. н. литовская партия. В 1470 по её инициативе новгородцы пригласили на княжение из Литвы князя Михаила Олельковича, новгородское правительство стало вести переговоры о союзе с литовским великим князем Казимиром IV. Вопрос о переходе в подданство к Литовскому государству вызвал в Новгороде большие волнения. Московская великокняжеская власть умело использовала в своих интересах обострившиеся классовые противоречия в Н. ф. р. и тяготение трудящихся масс Новгородской земли к прекращению феодальных усобиц. Победа московские войска в битве на р. Шелони в 1471 предопределила ликвидацию политической обособленности Новгорода. В 1478 московская рать осадила Новгород, после чего произошло окончательное включение Новгородской земли в состав Русского централизованного государства. Н. ф. р. перестала существовать.
Высокая культура Н. ф. р. развилась на основе культуры, созданной в период расцвета Киевской Руси. В 12–15 вв. эта основа обогатилась местными самобытными чертами, в которых отразились особенности социально-экономического и политического развития Н. ф. р. Здесь сложились былины о Василии Буслаеве и Садко (очевидно, в 14 в.), отразившие пору самостоятельности Новгорода, его богатство и величие. В этих и др. произведениях устной поэзии сильны мотивы быта средне-векового торгового города. Среди новгородского населения, особенно среди боярства и купечества, значительное распространение получила грамотность. При раскопках в Новгороде найдено множество берестяных грамот, в том числе десятки грамот, содержащих переписку простых людей. Новгород был крупнейшим центром летописания (см. Новгородские летописи). Культура Н. ф. р. являлась частью формировавшейся в 12–15 вв. культуры русской (великорусской) народности.
Лит.: Вернадский В. Н., Новгород и Новгородская земля в XV в., М. — Л., 1961; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв., М., I960; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Хорошкевич А. Л., Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV–XV вв., М., 1963; Лихачев Д.С., Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв., М., 1959.
Новгородская феодальная республика в 12–15 вв.
Новгородская четверть
Новгородская четверть, один из приказов 17–18 вв., ведавший судебно-финансовыми делами г. Новгорода с окружавшими его землями.
Новгородская школа
Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045–1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14–15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.
Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.
М. И. Андреев.
Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
«Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.
«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
«Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.
«Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.
Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.
«Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.
Новгородские берестяные грамоты
Новгородские берестяные грамоты, см. Берестяные грамоты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (Но)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (Но)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Но)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (Но)", комментарии и мнения людей о произведении.