» » » » Альберто Анджела - Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы


Авторские права

Альберто Анджела - Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы

Здесь можно купить и скачать "Альберто Анджела - Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАттикусb7a005df-f0a9-102b-9810-fbae753fdc93, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберто Анджела - Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы
Рейтинг:
Название:
Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-389-12506-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы"

Описание и краткое содержание "Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы" читать бесплатно онлайн.



Древний Рим времен расцвета империи похож на современный мегаполис гораздо больше, чем мы могли бы подумать. Полтора миллиона его жителей сталкивались с теми же проблемами, что и их потомки две тысячи лет спустя: дороговизна жилья и дорожные пробки, наплыв иммигрантов и необходимость «подмазывать» городских чиновников…

Альберто Анджела – знаменитый итальянский палеонтолог, археолог, автор нескольких бестселлеров в жанре научно-популярной литературы и познавательных телепрограмм предлагает своим читателям накрыться шапкой-невидимкой и провести целый день, от рассвета до заката, в Риме 115 года нашей эры: потолкаться на людной улице и заглянуть в Колизей, посетить судебное слушание и роскошные термы, отведать изысканных блюд и насладиться беседой на званом ужине. И закончить день на любовном ложе – здесь за две тысячи лет тоже ничего не изменилось.






В отличие от мужской одежды женская гораздо более многоцветна и почти всегда украшена вышивкой. Цвета яркие, поэтому женщину сразу можно заметить даже на многолюдной улице. Иногда и благодаря обуви, гораздо более изящной и изысканной, чем мужская, и часто белого цвета.

Одна любопытная подробность касается нижнего белья римлянок. Что они носят под одеждой? Слегка скрывающие наготу трусики, похожие на мужскую набедренную повязку, только более элегантные. И «лифчик». На самом деле речь идет о мягкой полоске ткани или кожи, strophium (или mamillare). Название может меняться, но суть одна: поддерживать и приподнимать грудь. Овидий в своих текстах советует женщинам, грудь которых не отличается пышностью, подкладывать что-нибудь под эти полоски.

Археологи нашли много изображений таких лифчиков – например, в знаменитых эротических росписях помпейского лупанария. Но самое сильное впечатление производит знаменитая мозаика с римской виллы Казале в Пьяцца-Армерина, на Сицилии. На некоторых девушках надеты настоящие раздельные купальники удивительно современного вида: так римлянки одевались для купаний в бассейне или гимнастических упражнений. Вывод напрашивается: бикини – римское изобретение… Одежда женщин, которых мы встречаем на улицах Рима, обычно льняная или шерстяная. Богатые дамы могут позволить себе и другие ткани, очень редкие: тончайший хлопок и в особенности шелк, настоящий статус-символ для особых случаев.

Как известно, шелк долгое время был монополией Китая, хранившего в секрете его производителя, тутового червя. В Рим шелк попадал после долгого пути. Караваны пересекали степи Монголии, преодолевали пустыни Азии и лишь потом добирались до берегов Средиземного моря. Цена на шелк была баснословной. Аристократы тратили целые состояния, чтобы носить одежду из него или использовать для убранства домов. Императоры неоднократно, но тщетно пытались ввести законы, регулирующие торговлю шелком, чтобы воспрепятствовать оседанию в карманах заклятых врагов Рима, парфян, несметных денежных сумм, ведь караваны должны были проходить по их территории (современные Иран и Ирак). Впоследствии римляне открыли секрет производства шелка: гусениц тутового шелкопряда привезли в Константинополь. Но было слишком поздно: Рим и Западная Римская империя уже пали под ударами варваров. Всю выгоду от этого открытия получила Восточная Римская империя, новорожденная Византия, при императоре Константине.

7:15. Утренний туалет в римскую эпоху

Этим утром нам откроется еще один любопытный факт. В римских домах по утрам почти не моются… Самое большее – слегка освежаются водой из лохани, поддерживаемой рабом, скорее чтобы проснуться, чем для гигиены. Ведь мыло еще неизвестно (а слово sapo, от которого происходит современное sapone[5], обозначает вид краски).

Оглядевшись в римских домах, мы обнаружим, что в них нет душа (его еще не придумали), а ванны – большая редкость. Однако, как известно, римская цивилизация была одной из самых чистоплотных в древности. Только в современную эпоху удалось достичь сравнимого уровня потребления воды для мытья. Как это возможно? Ответ на этот парадокс известен: римлянин ходит мыться за пару кварталов от дома, в большие общественные термы. Там тщательно и со вкусом моются, делают массаж и так далее. Но все это обычно происходит после обеда. Вот почему по утрам никто не моется.

Конечно, некоторые богачи устраивают небольшие частные термы у себя дома, но это лишь узкая прослойка элиты, к которой не относится хозяин дома, где мы находимся с «визитом»: у него нет личной ванной, и позже он, как мы увидим, тоже пойдет мыться в термы.

А сейчас он восседает на удобном стуле с подушками. Раб бреет его заточенной бритвой. Только богатые могут позволить себе держать домашнего брадобрея. Бритье болезненно: не существует еще ни смягчающей пены для бритья, ни бритвы с двойным лезвием. Только вода и бритвы с лезвием в форме полумесяца, из бронзы или закаленного железа, заточенные с помощью обычного бруска… Но это лишь начало. Дальше, по мнению самого хозяина, начнется настоящая пытка: после бритья раб вырвет ему пинцетом один за другим все «лишние» волоски по краям бровей, на шее и затылке.

Может показаться удивительным, что мужчины подвергают себя столь изощренным косметическим процедурам. Но на самом деле в римской культуре забота о теле играет значительную роль. Использование восковых полосок на натуральных основах, к примеру, весьма распространено и у мужчин (в том числе и как замена бритью). Мы знаем из Светония, что Цезарь делал себе депиляцию, а сам Август, чтобы на ногах росли более мягкие волоски, обычно водил по коже раскаленными скорлупками грецкого ореха.

Волосы уже в то время становятся самой серьезной проблемой для многих мужчин. Когда они седеют, многие подкрашивают их черным. А появление лысины – для некоторых подлинная трагедия. Решения могут быть разные.

Начинают с зачесов, которыми прикрывают проплешины: Юлий Цезарь, например, зачесывал волосы вперед, чтобы скрыть заметные залысины.

Если голова покрыта лишь редким пушком, многие красят кожу головы сажей – издалека выглядит как темная шевелюра.

А когда от волос на голове уже и следа не остается, упорствующие прибегают к парикам и накладкам разных цветов.

Конечно же, и в то время в избытке предлагаются и применяются «чудодейственные» снадобья для восстановления волос. Как и в любую эпоху – не дающие результата.

7:30. Секреты красоты двухтысячелетней давности

Из «пыточной» комнаты хозяина доносятся приглушенные крики. Каждый из них соответствует вырванному волоску. Один из возгласов такой жалостный, что лица двух рабов на мгновение озаряются улыбкой. Чтобы никто не заметил, они наклоняются еще ниже и принимаются еще усерднее тереть пол, подобно двум юнгам, драящим палубу корабля швабрами. В действительности они натирают великолепную мозаику кусками пемзы – лучший способ содержать эти каменные шедевры в чистоте и блеске.

Утренние хлопоты в разгаре. В одну из комнат то и дело забегают рабыни: там живет супруга хозяина, домина. Одна из рабынь отодвигает занавесь, и нашему взору открывается весьма необычная сцена: три служанки гримируют госпожу.

Та сидит в плетеном кресле с высокой спинкой. Идет сложная процедура – рабыня удлиняет угольной палочкой брови госпожи. Затем она растушует их щепоткой пепла. Работа эта требует большой осторожности. Другая рабыня держит зеркало, чтобы хозяйка могла шаг за шагом следить за этапами макияжа. Здесь царит напряжение, как во время операции.

Оглядимся. С одной стороны, на столике с ножками в виде львиных лап, стоит открытая шкатулка с косметическими средствами. Это изящный деревянный ларчик, инкрустированный резными пластинами из слоновой кости. Внутри угадываются кремы, духи и мази в маленьких стеклянных, терракотовых и алебастровых амфорах. Можно разглядеть два костяных гребня тончайшей работы, резные шпильки для волос из слоновой кости, пинцеты и серебряные лопаточки для нанесения кремов и масок красоты. Вокруг ларчика расставлены маленькие открытые баночки с другими средствами.

В общем, и действия, и инструменты для макияжа очень похожи на те, которые используются сегодня: подчеркиваются ресницы, на веки наносятся тени и так далее. А вот ингредиенты не совсем такие же. Например, для подкрашивания глаз, что делается с особой тщательностью. Уже существует сурьма, но для подведения глаз используют и чернила каракатицы, и жженые финиковые косточки. А нашей хозяйке глаза красят совсем уж необычным средством. На столике вместо блюдца лежит створка раковины, в ней еще осталось немного темной пасты. Ее главный ингредиент – толченые жженые муравьи!

Идет подготовка к завершающему моменту макияжа: нужно подкрасить губы. По словам Овидия, в распоряжении римских матрон большое разнообразие тонов, но, как и в наше время, излюбленный цвет – ярко-красный. Его получают из кармина или киновари (к сожалению, ядовитых).

Госпожа, поджав губы, смотрится в зеркало. Взгляд глубок, кожа сияет. Работа выполнена на славу: взгляд одобрения в сторону рабыни, и та смущенно опускает голову.

На самом деле мы застали только финал утреннего туалета. Если бы мы вошли на несколько минут раньше, то могли бы присутствовать при подготовке особой основы под макияж.

Цель проста, но вместе с тем сложна: омолодить лицо госпожи, которой скоро стукнет сорок (весьма почтенный для того времени возраст). Как быть? Рабыня готовит легкий крем на основе меда, добавляя несколько жирных веществ и немного белил. Белила – это белый пигмент, придающий лицу сияние. Чтобы лицо зарозовело и приобрело девический румянец, добавляются красные пигменты. Затем, аккуратно размазав крем по лицу, рабыня посыпает щеки гематитовым порошком, и кожа начинает «светиться».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы"

Книги похожие на "Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберто Анджела

Альберто Анджела - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберто Анджела - Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы"

Отзывы читателей о книге "Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.