Дмитрий Рябушкин - Мифы Даманского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифы Даманского"
Описание и краткое содержание "Мифы Даманского" читать бесплатно онлайн.
В этой острой схватке с врагом отличились стойкостью и бесстрашием наши воины тт. Григоренко, Сизарев. Отважно действовали комсомольцы, добровольно попросившиеся в состав этой боевой группы, младший сержант В. Санжаров и сержант В. Кармазин, а также сержант В. Рябцев. Будучи раненными, они проявили твердость духа и умело сражались с врагом. Слава мужественным защитникам священных границ Советской Родины!
В Наградном Листе на В.В. Кармазина сказано |18|:
Обеспечивая ведение разведки, минирование острова и подрыва танка, сержант Кармазин В.В., прикрывая огнем из автомата и гранатами выдвижение группы саперов к танку во время ночного боя, уничтожил двух китайцев, находившихся в засаде. Ведя бой, сержант Кармазин В.В. проявил исключительное мужество, храбрость и бесстрашие. Меняя позицию для оказания помощи левому флангу группы, был смертельно ранен взрывом гранаты...
В апреле 1969 г. мать Василия Кармазина получила из Шкотовского районного военного комиссариата извещение за номером 14. В нем сказано:
Извещаю Вас с прискорбием о том, что Ваш сын, сержант Кармазин Василий Викторович, 1948 года рождения, проходя службу в Советской Армии, 22 марта 1969 года погиб смертью храбрых в боях на острове Да-манский при защите Государственной границы СССР.
Похоронен с отданием воинских почестей 27 марта 1969 г. в братской могиле пос. Филино Приморского края.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о назначении пенсии, выплаты пособия и предоставления льгот, установленных Законодательством Союза ССР.
СОЛДАТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАО
О советских участниках боев на Даманском известно многое: имена и фамилии, биографические данные, всевозможные обстоятельства и подробности, дальнейшая судьба. Информация же о китайских ветеранах крайне скудна, и всякий исследователь вынужден буквально по крупицам собирать о них хоть какие-то сведения. Причина этого понятна: нежелание китайских властей возвращаться к событиям 1969 г. даже в чисто познавательном плане.
Таким образом, предоставить персонифицированную информацию о китайских участниках боев весьма затруднительно. Однако можно довольно точно изобразить некие усредненные персонажи из числа военнослужащих НОАК образца 1969 г. В этом большую помощь оказывают авторы любопытного справочника по китайской армии, подготовленного американскими спецслужбами [37].
Народно-освободительная армия Китая была создана коммунистами во главе с Мао Цзэдуном в 1927 г. В ее истории много славных глав, но есть и позорные пятна: остров Даманский — одно из них.
Понятно, что историю любой армии пишут люди, а потому намного легче уяснить причины произошедшего, зная личный состав, его повседневную службу и быт. Происходило же в китайской армии много чего любопытного.
Начать с того, что в марте 1969 г. в НОАК не было солдат и офицеров, поскольку все воинские звания и знаки различия были отменены четырьмя годами ранее. Такое решение было обусловлено стремлением китайского руководства сплотить армию, продемонстрировать ее единство, укрепить влияние КПК. Военнослужащие обращались друг к другу по должности или менее конкретно — «товарищ командир», «товарищ боец».
Большинство командиров выдвигалось из рядовых бойцов. При этом важную роль играли срок службы, практические навыки, политическая зрелость (разумеется, в духе идей Мао), а также способность командовать другими людьми.
Если военнослужащий серьезно намеревался связать свою дальнейшую судьбу с армией, он должен был учиться. При этом существовала тесная увязка между должностью, которую намеревался занять командир, и уровнем образования. Например, командир роты был обязан иметь за плечами четырехлетнюю военную школу, а комбат или комполка — особые школы военнополитических кадров.
В советской печати 60-х годов частенько повторялась идея, будто продвижение по службе в НОАК определялось лишь одним — преданностью Мао Цзэдуну. Такая постановка вопроса верна лишь отчасти, поскольку не менее важной даже в самый пик «культурной революции» была профессиональная компетентность.
Как и офицеры Советской Армии, командиры НОАК обычно выбирали для себя то направление деятельности, которое наиболее соответствовало их интересам и карьерным соображениям, то есть они изначально определялись, по какой линии двигаться — по командной или политической.
Говоря о социальном составе НОАК образца 1969 г., следует признать: китайская армия была крестьянской. Солдаты и командиры происходили, как правило, из сельской глубинки, а потому несли на себе отпечаток традиций и быта китайского крестьянства. Не слишком грамотные, но усердные, послушные, терпеливые, по-деревенски сообразительные — такими были солдаты председателя Мао.
Подобно тому как китайские крестьяне много чего перетерпели за долгую историю Поднебесной, солдаты НОАК были готовы спокойно выносить всевозможные лишения и тяготы. Физические данные солдат, если под таковыми иметь в виду выносливость, а не грубую силу, заслуживали самой высокой оценки.
Национальный состав китайской армии соответство-ват тому, что сложился в масштабах всей страны. Как известно, в Китае проживают представители нескольких десятков национальностей и народностей. Наиболее многочисленны собственно китайцы (или ханьцы), поэтому и в НОАК они составляли абсолютное большинство.
Каких-либо данных о притеснениях неханьцев в армии до сих пор не обнаружено. Зато известно другое: некоторые представители малых народов сделали неплохую карьеру в НОАК. Например, знаменитый маршал Е Цзяньин (тот самый, что после смерти Мао приказал арестовать пресловутую «банду четырех») принадлежал к одной из малых народностей Южного Китая.
Языком, на котором велось обучение солдат, был путунхуа — официальный язык государственных органов Китая, радио и телевидения. Наиболее близок к путунхуа пекинский диалект, а что касается других диалектов, то они могут отличаться от государственного языка весьма существенно. По этой причине новобранцы из отдаленных районов испытывали поначалу некоторые трудности в понимании приказов и команд.
Довольно сложным представляется вопрос об отношении военнослужащих НОАК к религии.
Начиная с 1949 г., когда китайские коммунисты пришли к власти, в стране проводилась политика подавления всего, что имело отношение к отправлению религиозных обрядов. Многие священнослужители подверглись притеснениям и репрессиям.
В годы «культурной революции» Мао Цзэдун сам занял положение бога, а истерическое поклонение вождю заменило китайцам посещение храмов. Однако носило ли все это искренний характер — загадка.
Вполне вероятно, что солдаты из глубинки сохраняли в душе страхи и суеверия, присущие китайским крестьянам. Едва ли вера в потусторонние силы была у них осознанной, скорее правильнее говорить именно о суевериях, столь характерных для малограмотных людей.
Моральное состояние военнослужащих НОАК-1969 трудно оценить однозначно. С одной стороны, из писем родственников они знали о тяжелом положении дома, а это должно было наводить их на некоторые размышления. С другой — ежедневное «промывание мозгов» на политзанятиях тоже приносило свои плоды. К тому же солдаты видели, что статус военнослужащего даст им больше перспектив, чем их сверстникам на «гражданке». Имея возможность сравнивать свою жизнь до и после призыва в армию, солдаты обнаруживали в НОАК массу всевозможных привилегий.
Очень характерным примером этого являлось питание военнослужащих. Практически все исследователи Китая отмечают, что у китайцев исторически сформировалось особое отношение к еде. Причиной этого является многочисленность населения и, как следствие, серьезные трудности в обеспечении людей продуктами. И по сей день китайцы весьма равнодушно относятся к одежде, но очень внимательно к своему пропитанию. Не случайно, что одним из приветствий китайцев при встрече является фраза «Ни чифаньла ма?», что в дословном переводе на русский означает «Вы уже поели?».
Ежедневное меню солдата НОАК 1969 г. могло выглядеть, к примеру, так:
Завтрак: рис, овощи, яйца, булочка, зеленый чай.
Обед: рис, суп, овощи, лапша, мясо или рыба, зеленый чай.
Ужин: примерно то же самое, что и на обед.
Столовыми приборами были самые простые миски и кружки, а также традиционные «куайцзы» — деревянные палочки для еды.
Как правило, основная часть продовольствия доставлялась с полей и ферм, принадлежавших НОАК.
Другим примером особого положения военнослужащих КНР была их одежда, в том смысле, что солдат не тратился на свою экипировку. Это утверждение, звучащее совершенно банально для современных граждан Китая, имело особое значение для китайцев в годы «культурной революции».
Полевая форма военнослужащих НОАК всегда отличалась особым оливково-зеленым цветом. Как зимнее, так и летнее обмундирование шилось из хлопчатобумажной ткани, но зимнее было более плотным. Зим-нйе куртки и штаны имели набивку-утеплитель и потому всегда выглядели несколько мешковато, а их обладатель имел вид крепыша, даже если отличался тщедушным телосложением. На случай плохой погоды имелись специальные накидки из прорезиненной ткани; накидки были с капюшонами. Обувь, как уже отмечалось, представляла собой нечто среднее между кедами и парусиновыми туфлями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы Даманского"
Книги похожие на "Мифы Даманского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Рябушкин - Мифы Даманского"
Отзывы читателей о книге "Мифы Даманского", комментарии и мнения людей о произведении.