» » » » Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока


Авторские права

Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока
Рейтинг:
Название:
Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-02-036725-8; 978-5-02-037560-4 (т. 2)
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Описание и краткое содержание "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" читать бесплатно онлайн.



В томе освещаются основные вопросы истории и культуры средневекового мира. В нем рассматриваются миграции племен, исследуются проблемы сосуществования оседлых и кочевых народов, пути развития мировых религий. Особое внимание уделяется типологии формирования средневековых государств, появлению на исторической арене новых мировых держав — империй и национально-территориальных государств, кочевых каганатов и восточных халифатов. Синхронизация социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в различных регионах Азии, Европы и Африки, позволяет усмотреть в совокупности уникальных цивилизаций определенное единство средневековой Мир-Системы.

Для историков и более широкого круга читателей.






В этот период все более грозной силой становится ересь павликиан (ее название происходит от апостола Павла, ссылками на которого еретики аргументировали свое учение). Формулы Павловых посланий, превозносящих личный труд и необходимость зарабатывать на жизнь своими руками, вполне соответствовали мировоззрению общинного крестьянства. Первоначально пассивное учение, павликианство все более проникалось критическим духом, воспринимая идеи манихейства. Они отвергали почитание Богоматери и всех святых, считали крест не предметом поклонения, но наоборот, символом проклятия (ибо на нем был распят Христос), не принимали икон и церковной обрядности, не признавали таинств крещения и причащения. Сергий Тихик, которого называют «вторым основателем павликинства», признавал только внутренний духовный мир созданием Божественного Духа, а триипостасного Бога Отца — творцом небес, ангелов и духовного мира. Весь же материальный мир, в том числе и церковь, считался уделом сатаны

Окончательное оформление павликианства относится ко времени восстания Фомы Славянина. В среде павликиан создаются общины, проникнутые боевым духом. Особой силы это движение достигло в феме Армениак. В ответ на жесткие действия властей павликиане убили митрополита и экзарха, после чего бежали за пределы Византии. Пользуясь покровительством арабов, павликиане начали смело распространять свое влияние на территории Малой Азии.

После смерти Феофила власть перешла к его вдове Феодоре, правившей за их малолетнего сына Михаила III (842–867). Феодора искренне почитала иконы и свою главную задачу видела в восстановлении православия. Через год был созван собор, без особых помех осудивший иконоборчество. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен и отправлен в монастырь, а патриарший престол предоставлен Мефодию. По завершении работы собора в храме Св. Софии была проведена торжественная служба в первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 г. Тогда же был утвержден обряд анафематствования всех ересей (на первой неделе Великого поста, в «неделю Православия»). Во время этого праздника «Торжества православия» император вместе с патриархом вступал в храм Св. Софии, как бы символизируя единство государства и церкви.

Большого сопротивления победа иконопочитателей не вызвала. Опора иконоборчества — фемная верхушка — сильно пострадала в ходе военных действий арабов, к тому же общая опасность перед разрастающимся движением павликиан заставила провинциальную знать искать союза с сановной аристократией Константинополя. Иконоборцы, открещиваясь от еретического отрицания икон павликианами, готовы были идти на сближение с иконопочитателями.

Сплочение верхов византийского общества было скреплено беспощадными репрессиями павликиан. Десятки тысяч их сторонников были подвергнуты самым зверским истязаниям. Источники говорят о ста тысячах жертв этой расправы. Доведенные до отчаяния павликиане оказали серьезное сопротивление властям. Лишь в 872 г. их главный оплот, крепость Тефрика, была взята императорскими войсками и разрушена. Часть уцелевших павликиан бежала или была впоследствии переселена во Фракию, где со временем получила имя богомилов.

Богословские споры и культура

Борьба иконоборчества с иконопочитанием по существу являлась борьбой восточных и западных тенденций в Византии. С победой иконопочитания возобладала западная тенденция, хотя в отношении к иконам на Западе сохранилась известная двойственность, которая поведет развитие западного изобразительного искусства по иной траектории, а много позже, в эпоху Реформации, породит там новые волны иконоборчества.

Переживая тяготы «темных веков», иконоборческие споры и мятежи, смуты и вторжения язычников, натиск ислама и утрату большей части территорий — Византия в корне изменилась. Окреп авторитет монастырей и монахов, способных противостоять мощи василевсов-автократоров.

В эпоху иконоборчества на передний план идейной борьбы выдвинулись проблемы эстетики, постижения художественного идеала и этических ценностей в изобразительном искусстве. Иконоборцы выработали очень тонкую и порою убедительную философско-догматическую аргументацию против почитания икон и священных изображений. В иконопочитании они видели грубый фетишизм, возрождение языческого культа, отход от спиритуалистических идеалов раннего христианства. Они исходили из стремления сохранить за христианским богослужением возвышенную духовность, очистить его от плотских начал и пережитков эллинского сенсуализма. На формирование иконоборческих доктрин, видимо, оказали известное влияние религиозно-эстетические идеи иудаизма и ислама, в основу которых положено представление о неописуемости и непознаваемости единого верховного божества.

Эстетические и стилистические истоки иконоборческого искусства, видимо следует искать в произведениях сирийских христианских мастеров, украшавших мозаиками ранние мечети на территории халифата. К ним относятся два великолепных памятника — мозаики храма Скалы (мечеть Омара) в Иерусалиме (691–692) и мечеть Омейядов в Дамаске (705–715). Это изысканные элегантные мозаичные ансамбли, состоящие из причудливо орнаментированных фантастических пейзажей с фонтанами и постройками эллинистического типа, со стилизованными изображениями роскошных садов, изобилующих экзотическими деревьями и цветами. В этих мозаиках растительные орнаменты образуют сложнейшие узоры, отличающиеся переливчатой колористической гаммой. По ним можно судить и о погибшем от рук иконопочитателей монументальном искусстве иконоборцев, и о раннем художественном творчестве ислама. Подобные веяния проникли в книжную миниатюру иконоборческого периода. И хотя от этого времени сохранилось крайне мало рукописей, но, вероятно, именно в иконоборческую эпоху были заложены основы византийской орнаментики, достигшей столь блестящего расцвета в Х-ХІІ вв.

Нет сомнения, что уничтожением памятников человеческой мысли и произведений искусства, иконоборцы, как, впрочем, и иконопочитатели, причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII–IX вв. Но вместе с тем, нельзя отрицать, что иконоборческая доктрина и эстетическое мышление иконоборцев внесли свежую художественную струю в образное видение мира византийцев — изысканную абстрактную символику в сочетании с рафинированной и эстетически привлекательной декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества Византии оставила заметный след и борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего трепетную человеческую плоть эллинистического искусства с его иллюзионисткой техникой и красочной цветовой гаммой. По всей видимости, именно иконоборческие художественные искания во многом открыли дорогу к созданию глубоко спиритуалистического искусства Византии X–XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Кроме того, иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры.

Вместе с тем и в период иконоборчества продолжало существовать гонимое, но стойко отстаивающее свои эстетические и философско-религиозные позиции суровое монашеское искусство иконопочитателей. Художественные идеалы этого искусства черпались из гущи народных верований и эстетических представлений народов Востока. Ярким примером этого направления в искусстве служат росписи христианских храмов Каппадокии.

Особый интерес вызывает такой феномен, как одновременное существование в пещерных храмах Каппадокии двух течений в искусстве: монашеского иконопочитательского, продолжавшего изображать антропоморфные фигуры Христа Богородицы и святых, и иконоборческого, в котором преобладало символическое изображение креста. Новейшие открытия показывают, что в VIII — начале IX в. в Каппадокии было создано иконоборцами несколько храмов, украшенных изображениями множества крестов. С точки зрения художественного стиля эти иконоборческие фрески почти не отличаются от монашеской иконопочитательской живописи.

Подобное сосуществование двух течений в изобразительном искусстве встречается и в Фессалонике, где рядом с архаизирующей иконопочитательской живописью сохранились редчайшие памятники иконоборческого искусства. Это остатки фресковой росписи IX в. в небольших церквах, которые представляют собой фризы инкрустированных крестов и растительного орнамента, вписанные в арки этих храмов. По-видимому, они, как и иконоборческие росписи Каппадокии чудом сохранились во время гонений иконопочитателей.

Идейная борьба в византийском обществе VIII–IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры вызвали необходимость систематизации христианского богословия, что нашло отражение в творчестве Иоанна Дамаскина, а позднее Феодора Студита.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Книги похожие на "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов История

Коллектив авторов История - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов История - Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока"

Отзывы читателей о книге "Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.