» » » » Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XI


Авторские права

Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XI

Здесь можно купить и скачать " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XI" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XI
Рейтинг:
Название:
Сумма теологии. Том XI
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сумма теологии. Том XI"

Описание и краткое содержание "Сумма теологии. Том XI" читать бесплатно онлайн.



«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.


Содержание


Том IТом IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом X • Том XI • Том XII


Трактат о воплощении (окончание)

После того, как мы рассмотрели соединения Бога и человека и его следствия, нам остается исследовать то, что исполнил или претерпел Воплощенный Сын Божий в соединенной с Ним человеческой природе. Это исследование будет четверояким. Так, мы рассмотрим, во-первых, то, что касается Его пришествия в мир; во-вторых, то, что касается Его жизни в этом мире; в-третьих, Его уход из этого мира; в-четвертых, то, что касается Его превознесения по окончании нынешней жизни.

В отношении первого из этих положений будет рассмотрено четыре момента: во-первых, зачатие Христа; во-вторых, Его рождение; в-третьих, Его обрезание; в-четвертых, Его крещение.

В отношении Его зачатия нам тоже предстоит исследовать несколько положений: во-первых, касающееся зачавшей Его матери; во-вторых, касающееся модуса Его зачатия; в-третьих, касающееся совершенства зачатого плода.






Ответ на возражение 2. Марии и Иосифу надлежало узнать о рождении Христа еще до Его рождения потому, что это побудило их оказывать почитание зачатому во чреве Младенцу и служить Ему еще до Его рождения. Но поскольку их доказательства были семейного свойства и потому могли обусловить недоверие в отношении величия Христа, то надлежало известить о нем и других, чьи доказательства выглядели бы более убедительными.

Ответ на возражение 3. То беспокойство, которое возникло при известии о рождении Христа, приличествовало Его рождению. Во-первых, потому, что таким образом стало очевидным небесное достоинство Христа. Поэтому Григорий говорит: «Узнав о рождении небесного Царя, земной царь встревожился, конечно же, потому, что при явлении небесного величия всякое земное великолепие тускнеет»[99].

Во-вторых, потому, что этим была предуказана данная Христу власть судить. Поэтому Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «Каков же будет Он, воссевши на судейском месте, если из Своей колыбели он вселил ужас в сердце гордого царя?».

В-третьих, потому что этим было предвозвещено ниспровержение царства дьявола. В самом деле, как говорит в своей проповеди на Богоявление папа Лев, «встревожился не столько Ирод, сколько вселившийся в Ирода дьявол. Ведь Ирод думал, что речь идет о человеке, а дьявол думал, что о Боге. И каждый опасался преемника в своем царстве: дьявол – преемника небесного, а Ирод – земного». Но их опасение было напрасным, поскольку Христос пришел не затем, чтобы основать земное царство, как говорит папа Лев, обращаясь к Ироду: «Дворец твой не удержит Христа, не станет Господь мира довольствоваться твоим смехотворным скипетром». То же, что были встревожены евреи, которые, казалось бы, должны были радоваться, имело место или потому, что, как говорит Златоуст, «пришествие Святого не может радовать нечестивцев», или потому, что они хотели заслужить благоволение в глазах Ирода, которого боялись. В самом деле, толпа склонна одобрять своих тиранов.

Умерщвление же детей Иродом принесло им не вред, а пользу. Так, Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «Нет ни малейшего сомнения в том, что Христос, пришедший дать человекам свободу, вознаградил тех, кто был ради Него убит; ведь даже будучи распятым, Он молился о распявших Его».

Раздел 3. Насколько удачно были выбраны те, кому было обнаружено рождение Христа?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что те, кому было обнаружено рождение Христа, были выбраны неудачно. Так, Господь предписал ученикам: «На путь к язычникам не ходите» (Мф. 10:5), дабы евреи узнали о Нем прежде язычников. Следовательно, похоже, что о рождении Христа тем более не должно было извещать язычников, которые, как сказано, «пришли с востока» (Мф. 2:1).

Возражение 2. Далее, откровение божественной истины должны получать в первую очередь друзья Божии, согласно сказанному [в Писании]: «Я отвечу тебе (и друзьям твоим с тобою)» (Иов. 35:4). Но волхвы, похоже, являются недругами Божиими, поскольку [в Писании] сказано: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите» (Лев. 19:31). Следовательно, о рождении Христа не нужно было извещать волхвов.

Возражение 3. Далее, Христос пришел для того, чтобы освободить весь мир от власти дьявола, о чем [в Писании] сказано: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (Мал. 1:11). Следовательно, о Нем должны были узнать живущие не только на востоке, но и во всех других частях мира.

Возражение 4. Далее, все обряды Старого Закона прообразовывали Христа. Но обряды Старого Закона производились через посредство служения законного священничества. Следовательно, похоже, что о рождении Христа должны были узнать скорее священники в храме, чем пастухи в поле.

Возражение 5. Кроме того, Христос был рожден Матерью-Девой и был малым дитя. Следовательно, о Нем приличествовало узнать скорее юношам и девам, нежели старцам, женатым или вдовам, таким как Симеон и Анна.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Я знаю, которых избрал» (Ин. 13:18). Но то, что делается Премудростью Божией, делается надлежаще. Следовательно, те, которым было обнаружено рождение Христа, были избраны надлежащим образом.

Отвечаю: спасение, который имело быть исполненным Христом, касается всех человеческих сословий и состояний, поскольку как говорит [Писание], во Христе «нет уже иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского» (1ап. 2, 28). Поэтому для того, чтобы это предвозвестить при рождении Христа, о Нем узнали люди всех состояний. В самом деле, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, «пастухи были израильтянами, волхвы – язычниками. Первые были вблизи от Него, последние – вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию». Было также и другое различие, поскольку волхвы были мудры и наделены властью, а пастухи был просты и занимали скромное положение. А еще Он был обнаружен как праведникам, таким как Симеон и Анна, так и грешникам, таким как волхвы, о Нем узнали мужи и жены в лице Анны, и таким вот образом было показано, что Христос пришел ради искупления людей всех без исключения состояний.

Ответ на возражение 1. Это обнаружение рождения Христа было своего рода предзнаменованием грядущего всеобщего обнаружения. И подобно тому, как в последующем обнаружении вначале о благодати Христовой было сообщено Его апостолам-евреям и только после них – язычникам, точно так же и первыми пришедшими к Христу были находящиеся неподалеку пастухи, которые, по словам Августина, были «первыми плодами» евреев, а уже после них – волхвы, которые были «первыми плодами» язычников.

Ответ на возражение 2. Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся». Впрочем, некоторые утверждают, что эти волхвы были не волшебниками, а сведущими астрономами, которых у персов и халдеев было принято называть волхвами.

Ответ на возражение 3. Как говорит Златоуст, «волхвы пришли с востока потому что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера – это свет души». А еще, возможно, «потому, что все, приходящие к Христу, приходят от Него и чрез Него»[100], согласно сказанному [в Писании]: «Вот, Муж! Имя Ему – «Восток""[101] (Зах. 6:12). То же, что о них говорят как о пришедших с востока, нужно понимать буквально; при этом одни полагают, что они пришли из самых дальних восточных земель, а другие – что они пришли из восточной области Иудеи, населенной евреями. Что же касается других частей мира, то есть основание полагать, что и там появились некоторые знаки, указывающие на рождение Христа: так, в Риме река вся покрылась маслом, а в Испании наблюдали сразу три солнца, которые затем слились в одно.

Ответ на возражение 4. Златоуст замечает, что объявивший о рождении Христа ангел не пришел в Иерусалим и не искал книжников и фарисеев по причине их злобы и нечестия. Пастухи же были просты и проводили свою жизнь подобно патриархам и Моисею.

Кроме того, эти пастухи прообразовывали учителей Церкви, которым были явлены сокрытые от евреев тайны Христовы.

Ответ на возражение 5. Как говорит Амвросий, «справедливо, что рождение Господа было засвидетельствовано не только пастухами, но и людьми зрелыми и добродетельными», к словам которых прислушивались по причине их праведности.

Раздел 4. Надлежало ли Христу самому обнаружить свое рождение?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу Самому надлежало обнаружить Свое рождение. В самом деле, непосредственная причина, как сказано в восьмой [книге] «Физики», обладает большею силой, чем опосредованная. Но Христос обнаружил Свое рождение через посредство других, например, пастухам через ангелов и волхвам через звезду Следовательно, Ему Самому тем более надлежало обнаружить Свое рождение.

Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Скрытая мудрость и утаенное сокровище – какая польза от обоих?» (Сир. 20:30). Но Христос с момента Своего зачатия обладал совершенным сокровищем мудрости и благодати. Следовательно, если Он не обнаружил полноту этих даров в словах и делах, то мудрость и благодать были даны Ему всуе. Но это невозможно, поскольку «Бог и природа ничего не делают всуе»[102].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сумма теологии. Том XI"

Книги похожие на "Сумма теологии. Том XI" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фома Аквинский

Фома Аквинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XI"

Отзывы читателей о книге "Сумма теологии. Том XI", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.