» » » » Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XII


Авторские права

Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XII

Здесь можно купить и скачать " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XII" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XII
Рейтинг:
Название:
Сумма теологии. Том XII
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сумма теологии. Том XII"

Описание и краткое содержание "Сумма теологии. Том XII" читать бесплатно онлайн.



«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.


Содержание


Том IТом IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XI • Том XII






Ответ на возражение 1. Два других крещения содержатся в крещении водой, которое получает свою действенность и от страстей Христовых, и от Святого Духа. Таким образом, они не нарушают единства крещения.

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (60, 1), таинство является своего рода знаком. Но два других [крещения] подобны крещению водой не со стороны природы знака, а со стороны крестильного следствия. Поэтому они не являются таинствами.

Ответ на возражение 3. Дамаскин упоминает некоторые образы крещения. Например, «потоп» был образом нашего крещения в отношении спасения верующих в Церкви, поскольку, согласно сказанному [в Писании]: «В ковчеге немногие… спаслись от потопа»[77] (1 Петр. 3:20). Он также говорит о «переходе через Чермное море», которое было образом нашего крещения в отношении нашего выхода из рабства греха, в связи с чем апостол говорит, что «все крестились… в облаке и в море» (1 Кор. 10:2). И еще он упоминает «различные омовения в соответствии со Старым Законом», которые были образами нашего крещения в отношении очищения от грехов, равно как и «крещение Иоанново», приуготовившее путь нашему крещению.

Раздел 12. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРЕЩЕНИЕ КРОВЬЮ НАИБОЛЕЕ ПРЕВОСХОДНЫМ?

С двенадцатым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение кровью не является наиболее превосходным из этих трех. В самом деле, крещение водой полагает печать, чего не делает крещение кровью. Следовательно, крещение кровью не превосходней крещения водой.

Возражение 2. Далее, крещение кровью без крещения Духом, то есть любовью, бесполезно, согласно сказанному [в Писании]: «Если я… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Но крещение Духом полезно и без крещения кровью, поскольку спасаются не только мученики. Следовательно, крещение кровью не является наиболее превосходным.

Возражение 3. Далее, подобно тому, как крещение водой получает свою действенность от страстей Христовых, с которыми, как мы уже показали (11), сообразовано крещение кровью, точно так же страсти Христовы получают свою действенность от Святого Духа, согласно сказанному [в Писании]: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел…» и так далее (Евр. 9:14). Таким образом, крещение Духом превосходней крещения кровью. Следовательно, крещение кровью не является наиболее превосходным.

Этому противоречит следующее: Августин, сопоставляя крещения, говорит: «Крещаемый исповедает свою веру перед священником, мученик – перед гонителем. Первый, исповедавшись, окропляется водой, последний – своею кровью. Первый получает Святого Духа чрез наложение рук епископом, последний сам становится храмом Святого Духа».

Отвечаю: как уже было сказано (11), пролитие крови ради Христа и внутренняя деятельность Святого Духа называются крещениями в том смысле, что они производят следствие крещения водой. Затем, мы уже показали (1), что крещение водой получает свою действенность от страстей Христовых и от Святого Духа, и обе эти причины действуют в каждом из трех крещений, но наиболее превосходно – в крещении кровью. В самом деле, страсти Христовы действует в крещении водой посредством образного представления, в крещении Духом, или покаянием, – посредством пожелания, тогда как в крещении кровью – посредством подражания [божественному] акту. И точно так же сила Святого Духа действует в крещении водой как некая скрытая сила, в крещении покаянием – как подвигающая сердце, тогда как в крещении кровью – как высшая степень пыла горней любви, согласно сказанному [в Писании]: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Ответ на возражение 1. Печать одновременно является действительностью и таинством. Однако мы говорим о превосходстве крещения кровью с точки зрения не природы таинства, а священного следствия.

Ответ на возражение 2. Пролитие крови без любви никак не связано с природой крещения, из чего следует, что крещение кровью содержит в себе крещение Духом, но не наоборот, и это доказывает его большее совершенство.

Ответ на возражение 3. Своим превосходством крещение обязано не только страстям Христовым, но и Святому Духу, о чем уже было сказано.

Вопрос 67. О СЛУЖИТЕЛЯХ, КОТОРЫЕ СООБЩАЮТ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Теперь нам надлежит исследовать служителей, которые сообщают таинство крещения. В отношении этого наличествует восемь пунктов: 1) приличествует ли крестить дьякону; 2) приличествует ли это священнику или же только епископу; 3) может ли сообщать таинство крещения мирянин; 4) может ли делать это женщина; 5) может ли крестить некрещеный; 6) могут ли несколько человек одновременно крестить одного; 7) сущностно ли [необходимо], чтобы кто-либо принял крестимого из священной купели; 8) обязан ли принимающий из священной купели наставлять того, кого он принял.

Раздел 1. ВХОДИТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ В ОБЯЗАННОСТИ ДЬЯКОНА?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение входит в обязанности дьякона. В самом деле, Господь объединил обязанности проповедования и крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Идите, научите все народы, крестя их…» и так далее (Мф. 28:19). Но проповедование Евангелия входит в обязанности дьякона. Следовательно, похоже, что в обязанности дьякона входит и крещение.

Возражение 2. Далее, согласно Дионисию, в обязанности дьякона входит «очищать»[78]. Но крещение особым образом обусловливает очищение от грехов, согласно сказанному [в Писании]: «Очистив «банею водною» посредством слова» (Еф. 5:26). Следовательно, похоже, что дьякону приличествует крестить.

Возражение 3. Далее, о святом Лоренсе, который был дьяконом, говорят, что он крестил многих. Следовательно, похоже, что дьяконам приличествует крестить.

Этому противоречат следующие слова папы Геласия Ï «Мы постановляем, чтобы дьяконы не выходили за рамки своих полномочий»; и далее: «Да не посмеет никто из них крестить без епископа или священника, за исключением тех случаев, когда этого никак нельзя отложить, а вышеупомянутые [особы] находятся далеко».

Отвечаю: подобно тому, как, по словам Дионисия, о свойствах и обязанностях небесных порядков можно судить на основании их имен[79], точно так же, отталкиваясь от именования каждого церковного порядка, мы можем судить о приличествующем ему. Затем, имя «дьякон» [по-гречески] означает «служитель», и так это потому, что дьякон, так сказать, не уполномочен быть главным и формальным участником сообщения таинства, но должен во время священных отправлений прислуживать тем, кто старше его. Так что формально дьякону приличествует не сообщать таинство крещения, а помогать старшим и обслуживать их при даровании этого и других таинств. Поэтому Исидор говорит: «Обязанностью дьякона является помогать и обслужить священников во всех обрядах таинств Христовых, а именно относящихся к крещению, конфирмации, дискосу и потиру»[80].

Ответ на возражение 1. Обязанностью дьякона является чтение Евангелия в церкви и наставление в основах веры; поэтому Дионисий говорит, что дьяконское служение предполагает власть над всем нечистым, в том числе и над оглашенными[81]. Проповедовать же, то есть толковать Евангелие, приличествует епископу, действием которого, как учит Дионисий, является «совершенствовать»[82], а «совершенствовать» есть то же, что и «научать». Таким образом, из этого вовсе не следует, что дьяконам приличествует крестить.

Ответ на возражение 2. Как говорит Дионисий, крещению дана власть не только «очищать», но и «просвещать»[83]. Поэтому оно не входит в полномочия дьякона, обязанностью которого является только очищать, то есть устранять все нечистое и приуготовлять к причащению таинству

Ответ на возражение 3. Коль скоро крещение является необходимым таинством, в безотлагательных случаях, например, в отсутствие старших, дозволяется крестить и дьяконам, как это явствует из вышеприведенных слов Геласия. Именно поэтому святой Лоренс, будучи дьяконом, крестил.

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ЧАСТЬЮ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ ИЛИ ЖЕ ТОЛЬКО ЕПИСКОПСКОГО?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение не является частью священнического служения и приличествует только епископам. В самом деле, мы уже показали (1), что [Господь] в [Своей] заповеди (Мф. 28:19) объединил обязанности проповедования и крещения. Но проповедование является совершенствованием, которое, по словам Дионисия, приличествует служению епископа[84]. Следовательно, крещение тоже приличествует епископскому служению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сумма теологии. Том XII"

Книги похожие на "Сумма теологии. Том XII" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фома Аквинский

Фома Аквинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том XII"

Отзывы читателей о книге "Сумма теологии. Том XII", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.