Владимир Чертков - Напрасная жестокость
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Напрасная жестокость"
Описание и краткое содержание "Напрасная жестокость" читать бесплатно онлайн.
Казалось бы, что в виду как исключительных условий, которыми со стороны их традиций и воспитания обставлены духоборцы, так и полного бескорыстия и миролюбия, которыми они проникнуты, было бы в высшей степени несправедливо и жестоко карать духоборцев за их отказы от поступления на военную службу или продолжения наравне с обыкновенными военными преступниками.
А между тем с духоборцами так именно и поступили. Многих из них приговорили к заключению в дисциплинарный батальон, где они оказываются как раз в том самом двусмысленном и безвыходном положении, в котором находился Дрожжин, с тем еще более тяжким условием, что последний по образовательному цензу был избавлен от телесного наказания, тогда как они ему подвергаются. Сердце сжимается при мысли о том, каким страшным и непрерывным истязаниям должны подвергаться в настоящую минуту эти люди, если только они не отступят от того, что считают для себя волею Бога; и еще больший ужас охватывает душу, когда подумаешь о той страшной степени бесчеловечности и озверелости, до которой доводятся те несчастные должностные лица, которые в силу своего официального положения оказываются ближайшими палачами этих мучеников.
Привожу отрывок из письма некоторых духоборцев, навестивших своих родственников, заключенных за отказ от военной службы в Екатериноградском дисциплинарном батальоне. То, что здесь описано, относится к первым дням пребывания заключенных в батальон.
"…..Мы видели их по разрешению полковника, который спросил нас: "откуда вы и зачем приехали?" Мы сказали ему: "Из Тифлисской губернии, приехали посетить наших братьев." Он сказал: "Со всеми свидание не позволяется, только с своими родственниками, и на малое время, не боле как на один час." Свидание было стеснительное; но все-таки, благодаря Господа Бога, мы могли узнать на счет их жестокого и немилосердного наказания. Срезают колючие розги по пяти и по шести штук в один пучек, и кладут в растяжку, заходят по одному человеку с той и другой стороны, напоенные водкой, и приступают, как разъяренные хищные звери, которые раздирают смирных и кротких овец. Секут до тридцати ударов так больно, что вся колючка лезет в мясо и рвет его кусками; по окончании этого, сажают в одиночный холодный карцер на одни сутки, а ведь трудно сеченому на морозе; на другой день выпускают и дают им ружья, и ведут на маршировку. Они говорят, как христиане: "Мы не можем исполнять то, что противно заповеди Божьей." Но их, несмотря на их ответ, начинают больше бить и насиловать…… А мы с верой в Господа Бога призываешь Его: да будет воля Твоя над нами, Ты видишь, мы любим свет больше нежели тьму…."
- - — - - — - - — -
Главная несправедливость и жестокость правительства, по отношению к людям, подобным Дрожжину и духоборцам, не могущим по совести участвовать в военной службе, состоит в том, что оно заключает таких людей в в о е н н ы е тюремные учреждения вместо того, чтобы помещать их в г р а ж д а н с к и е тюрьмы, как с юридической точки зрения подобало бы поступать с людьми, не повинующимися общему государственному закону.
В дисциплинарных батальонах к таким заключенным не могут, без особого распоряжения со стороны высшего начальства, относиться иначе, как к обыкновенным нижним чинам, из простой непокорности и упрямства уклоняющимся от исполнения требований военной дисциплины. Поэтому, постоянно возобновляя по отношению к ним эти требования, начальство дисциплинарных батальонов волей неволей находится вынужденным усматривать новое преступление в каждом возобновляемом отказе этих людей от исполнения таких требований, и должно каждый раз приговаривать отказывающегося к новому, добавочному наказанию. А между тем для человека, признающего военную службу противной своей совести, и раз отказавшегося от поступления в солдаты, все дальнейшие отказы от исполнения требований военного начальства никак не могут по справедливости считаться все новыми и новыми преступлениями, ибо на самом деле они являются для всякого искреннего человека лишь неизбежными логическими последствиями его первоначального отказа от военной службы вообще. А ведь за одно и то же преступление даже самый строгий закон признает возможным карать только один раз.
Если бы за отказ от военной службы сажали провинившегося н е в в о е н н у ю, а в г р а ж д а н с к у ю тюрьму, то он действительно нес бы ни более, ни менее, как ту самую кару, которая была признана соответствующей его преступлению; и, отбыв свой срок, он получал бы свободу наравне со всякими другими преступниками. Заключение же человека, отказавшегося от военной службы, в дисциплинарный батальон, обращая каждое его движение в новое преступление, влекущее за собою новое наказание, возводит первоначальный ограниченный срок его заключения в пожизненный, сверх того, подвергая несчастного нескончаемому ряду жесточайших телесных наказаний и других крайне строгих в этих батальонах дисциплинарных взысканий.
Такая мера ставит отказывающихся от военной службы в положение наиболее выгодное для наименее добросовестных из них, согласных из опасения худшего наказания внешне исполнять противное их убеждениям, т. е. — лгать. Для наиболее же добросовестных, не согласных обманывать начальство и товарищей, и потому упорно отказывающихся от притворного исполнения солдатских обязанностей, она обращается в особенный вид смертной казни, отличающийся от обыкновенной только большею медлительностью и более мучительными физическими страданиями.
Такая смертная казнь была совершена над Дрожжиным и другими молодыми людьми, находившимися в подобном же положении; ей же в настоящую минуту подвергаются упомянутые духоборцы, равно как и те отдельные личности, которые за последнее время отказались от поступления в солдаты; и эта же участь, если только правительство не изменит своего образа действия, в будущем предстоит каждому, чья совесть не позволит ему участвовать в военной службе.
Как ни смотреть на убеждения таких людей, — как на жалкое заблуждение, как на проявление умственного расстройства, или как на верное понимание истины, — во всяком случае несомненно то, что они искренно поступают согласно своим убеждениям, всеми силами стараясь согласовать с ними свое поведение, и не только жертвуя ради этого всякими своими личными интересами и выгодами, но сознательно подвергаясь самым ужасным страданиям и даже смерти. Можно жалеть таких людей, можно желать разубедить их в их заблуждениях, если считать их убеждения таковыми, но пока они не поняли еще своего заблуждения, пока они внутренно продолжают считать свои взгляды справедливыми, — никакой честный человек не может желать и домогаться того, чтобы они, противно своей совести, из одного страха перед физическими страданиями, стали наружно исполнять то, что они внутренно считают для себя грехом. И потому не только несправедливо, но и в высшей степени безнравственно, помещать в военные исправительные учреждения и в военные тюрьмы людей, не могущих по чистой совести исполнять военные обязанности.
- - — - - — - - — -
Подобное содержание этих людей в военных местах заключения представляет сверх того и крупную ошибку со стороны правительства по отношению к своим же собственным интересам; ибо такою мерою этим людям предлагается на выбор один из двух только исходов: или, пожертвовав своей совестью, стать обманщиком, или же, жертвуя своей жизнью, быть мучениками за то, что они несогласны стать обманщиками.
А между тем в обоих случаях получаемые от этого результаты даже с государственной точки зрения крайне нежелательны.
В первом случае, при насильственном принуждении к военной службе людей, считающих ее грехом, образуются воины лицемерные, на которых в критическую минуту рассчитывать нельзя, и неизбежно всюду распространяющие вокруг себя столь нежелательный дух внешней, показной покорности начальству, при внутреннем отвращении к военной службе и осуждении ее.
Тот самый молодой человек, который, после двухмесячного содержания в военном госпитале для сумасшедших за отказ от присяги, уступил требованиям отца, на вопрос главного доктора больницы, спросившего его после присяги: понял ли он теперь свое заблуждение и отказался ли от него? — отвечал: "убеждения мои не могут измениться, а я солгал, присягая, и презираю себя за свою ложь."
Во втором случае, при подвергании строгим и мучительным наказаниям людей, не могущих по совести участвовать в военной службе, получается вопиющая несправедливость, отталкивающая всякого добросовестного человека, каковы бы ни были его убеждения; и вместе с тем образуются мученики религиозной идеи, везде и всегда больше всего остального способствующие заразительности и дальнейшему распространению той самой идеи, за которую они так самоотверженно страдают.
Офицеры и нижние чины дисциплинарных батальонов нисколько не обеспечены больше других людей от такого нежелательного с правительственной точки зрения влияния; и если нравственно тупейшие из них и способны иногда ожесточаться против таких заключенных, являющихся для них представителями каких-то "сентиментальных идей", и своею кротостью обличающие их грубость и жестокость, то большинство военнослужащих, и притом наилучшая их часть, — та самая, которая всегда руководит общественным мнением своей среды, — не может не видеть, что во всех вышеописанных и им подобных случаях благородная роль остается не за мучителями, а за мучимыми.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Напрасная жестокость"
Книги похожие на "Напрасная жестокость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Чертков - Напрасная жестокость"
Отзывы читателей о книге "Напрасная жестокость", комментарии и мнения людей о произведении.