» » » » А. Долгов - Политология. Учебное пособие


Авторские права

А. Долгов - Политология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "А. Долгов - Политология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Долгов - Политология. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Политология. Учебное пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-47-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Политология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В настоящем учебном пособии рассмотрены основные понятия и проблемы курса «Политология». Изложение общетеоретических проблем курса удачно сочетается с анализом политических процессов в современной России. Цель учебного пособия – способствовать приобретению навыков анализа политической жизни, формированию современной политической культуры, норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности. Делается политический анализ социального развития, показывается место России в геополитической картине мира. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Предназначено для студентов и учащихся образовательных учреждений, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся вопросами политологии.






Б. Помимо структурирования по подсистемам политическая система складывается из трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего, или верхнего (мегауровенъ), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (макроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, властные инстанции) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальную базу.

На институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную), президента (вплоть до т. н. президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро– и мезо-) и многими средствами массовой информации (которые сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), общественными ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями – молодежными, экологическими, феминистскими, благотворительными, культурными и пр.), массовыми движениями (как правило, протестной направленности, например, забастовочными и др.) Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной, несистемной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти, скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных и пр.): секретные документы, распоряжения, приказы и т. п. акты (государственные и прочие секреты и тайны); скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т. п.; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др.; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (например, органы государственной безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т. п.). Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы и т. п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и т. п.).

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, легислатуры разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия и т. д.).

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т. п.) добавляется особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые способны смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах её демократической организации (выборах, референдумах и т. д.). На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества – важная составная часть и характеристика политической системы. Функции политической системы наиболее полно, детально и последовательно проанализировал Г. Алмонд. Он утверждает, что политическая система, подобно всякой другой системе, выполняет два базовых комплекса функций: функции ввода и функции вывода. Г. Алмонд выделяет у политической системы четыре функции ввода и три функции вывода.

Функции ввода:

1) политическая социализация и привлечение к участию;

2) артикуляция (озвучивание) интересов;

3) агрегирование (согласование, совмещение) интересов;

4) политическая коммуникация.

Функции вывода:

1) разработка норм-законов;

2) применение норм;

3) контроль над соблюдением норм.

Функции ввода осуществляются преимущественно негосударственными подсистемами, функции же вывода составляют, в основном, прерогативы государственных органов. Функция политической социализации и привлечения к участию, которая способствует распространению духа участия среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют негосударственные структуры, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция фактически есть прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют дух участия строго в соответствии с господствующей идеологией. В демократических странах в результате распространения духа участия индивиды превращаются из субъекта в гражданина. В условиях же тоталитарных режимов этот процесс допускается лишь в форме ритуализированного выражения лояльности правящему режиму (достаточно вспомнить тот размах и серьезность, с которыми в СССР организовывались и проводились праздничные первомайские и ноябрьские демонстрации, массовому участию в которых придавалось огромное политико-идеологическое значение).

Артикуляция интересов – это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность принципу свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством. В политической системе нашей страны в советский период артикуляция интересов имела специфический характер. Люди не могли адекватно выражать свои интересы, тем более, не совпадающие с интересами КПСС. Утверждалось, что КПСС – единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп должны были строго соответствовать интересам монопольно правящей партии, т. е. имели в значительной степени принудительный характер. В связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в России отсутствовали, а артикуляцию интересов монопольно осуществляла правящая партия. В настоящее время в Российской Федерации идет бурный процесс формирования групп интересов, складывается практика артикуляции интересов вне зоны обязательного государственного контроля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Политология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Долгов

А. Долгов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Долгов - Политология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Политология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.