Наталья Мамонтова - Аркадий Рылов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аркадий Рылов"
Описание и краткое содержание "Аркадий Рылов" читать бесплатно онлайн.
Жизнь Аркадия Александровича Рылова совпала с самой сложной эпохой русской истории и культуры - 1870-1930 годами. И несмотря на негромкую его славу, творчество этого художника представляет важную часть отечественной культуры первой трети XX века, одну из самых вдохновенных, поэтичных ее страниц. В картинах Рылова нетрудно увидеть черты сложного и противоречивого мира той художественной эпохи, в которой причудливо переплелись тенденции и влияния самого разного толка. Художник целиком принадлежал общему потоку русского искусства, он прочно вписан в него, поскольку был восприимчив ко всему новому, к самым широким поискам художественной правды. Но Рылов на фоне бурь своего времени - один из наиболее гармоничных художников, он переплавил все, что дало ему его время, в целостный и своеобразный живописный мир, любоваться которым может каждый независимо от его эстетических убеждений.
Пейзажисты в этой системе оказались не на первых ролях. Пейзаж рассматривался как «безыдейный» и «аполитичный» вид искусства. Рылов тяжело переживал сформировавшееся отношение к пейзажу. Право художника на свою тему, свой путь в искусстве - эта проблема стала болезненной для стареющего художника. В одном из писем другу, художнику-пейзажисту, он писал: «Об обществах и думать не хочется, и о выставках тоже. Конечно, и Вы, и я не нужны в настоящее время. Что делать. Эта мысль меня тоже тяготит порой. Поэтому и выставляться мне не хочется»[1 А.А. Федоров-Давыдов, с. 152.].
Домик с красной крышей. 1933
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ленин в Разливе. 1934
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Жанровые элементы всегда присутствовали в живописи Рылова. Но смысл и поэзия жанрового мотива оставались на эмоциональном уровне. Федоров-Давыдов писал, что «это было развертывание не столько конкретного действия, сколько движения и переходов чувств, ...это всегда был более музыкально-симфонический, нежели литературный “рассказ”»[2 Там же, с. 104.].
Тематические картины Рылова последних лет - это попытка преодолеть разрыв, перекинуть мост к массовому зрителю, к магистральному процессу советской художественной жизни. Как он писал, «захотелось яснее выражать в произведениях свое участие в жизни Советской России»[3 А.А. Рылов. Воспоминания, с. 227.].
Стремясь сделать свое творчество востребованным, он взялся за заказ на картину Ленин в Разливе (1934). В письме Богаевскому он так рассказывал об этом: «Тему Ленин в Разливе мне заказал Ленсовет, а всю композицию и самый момент я сам изобрел. Коммунистам нравится. От пейзажиста они не ожидали такой трактовки, да еще от старика»[4 А.А. Федоров-Давыдов, с. 157.]. Ленин в Разливе неоднократно повторялся по заказам разных музеев и учреждений. Картина сохранила преемственность по отношению к пейзажам Рылова, здесь он свободен от жанровых приемов изображения. Именно романтическая трактовка темы, в которой главную роль сыграл пейзаж, обусловила большой интерес к этой картине.
Пейзажно-жанровый симбиоз стал средством для художника соединить знакомое и привычное в живописи с новыми тематическими задачами. Зимний пейзаж служит средой для фигуры красноармейца-разведчика в картине На страже (1931), связанной с так называемой «оборонной тематикой», популярной в те годы. Зимний пейзаж в картинах Трактор на лесных работах {1934) и На страже сходен и по трактовке общими массами, и по композиционному построению. Художник применил излюбленные кулисы и резкое сопоставление ближнего и дальнего планов. Сходным образом он поступил с сюжетно-повествовательными элементами - и трактор, груженный бревнами, и пограничники на конях погружены художником в массу занесенных снегом еловых лап, в сказочный зимний лес. Это избавило его от необходимости выстраивать специальную фигурную композицию. Изобразительные элементы мотивированно сливаются с пейзажем. Такое решение обеспечило целостность композиции, а главное, позволило художнику сохранить свою манеру.
Сверхмощный паровоз. 1935
Вологодская картинная галерея
Трактор на лесных работах. 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На страже. 1931
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Персональная выставка, устроенная Академией художеств в декабре 1934 года к шестидесятипятилетию художника, стала немалым испытанием для Рылова, не привыкшего к публичности, несмотря на весь свой выставочный опыт. Среди других художников он чувствовал себя уверенно, а тут предстояло выйти на суд зрителей одному и показать все, что он смог создать за свою жизнь. «В особенности я боялся за этюды: мне казалось, что они интересны только для меня самого как материал для картин; они дороги мне как воспоминания о счастливых моментах моей жизни, как моя беседа с природой»[1 А.А. Рылов. Воспоминания, с. 230.].
Отчасти помогало то, что выставка проходила в Академии, где начался его творческий путь. В дни выставки Рылов узнал о присуждении ему звания заслуженного деятеля искусств.
Тем радостнее было ощутить любовь и признание зрителей и коллег-художников, пришедших на выставку в Ленинграде, а затем и в Москве.
Выставка раскрыла ему самому панораму его творчества, хотя и не полную - многие картины попали за границу, кое-что он сам уничтожил в минуты сомнений.
Картины выстроились на выставке вопреки хронологии начиная с произведений последних лет. Ленин в Разливе, конечно, во многом заслонял собою пейзажные работы, привлекая общее внимание, но с другой стороны служил моральной опорой художнику. Ведь Рылов искренне полагал, что показывать свою «обыкновенную, простую, нехитрую» живопись «в наше героическое время» не очень своевременно.
Зеленый шум с этюдами был выделен как главная картина. Остальные работы были объединены между собой «по родам увлечений»: картины леса, «увлечение бурной водой», «увлечение белыми птицами», «ночные мотивы», «сверкающий солнечный день с белыми облаками». Несмотря на спутанность хронологии, такая развеска понравилась Рылову.
Зиму 1934-1935 года Рылов жил, по его словам, «в сплошном триумфе». В январе 1935 года в бывшей Школе Общества поощрения художеств на Мойке, в которой теперь находилось Ленинградское отделение Союза художников, состоялось его чествование - «русский пир», как он это назвал.
Предвечерняя тишина. 1939
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Среди последних пейзажей художника большой удачей была картина Предвечерняя тишина в ней удивительно точно передано время дня, состояние природы, характер освещения, воплощен бесконечно трогательный образ затихшего леса, такие покой и тишина, которые подвластны лишь кисти гармоничного художника. Любовь к окружающему миру в нем неиссякаема - к каждой ветке и кусту, к каждому солнечному пятну на сосновом стволе, как и уверенность в вечности этих сосен и елей, этого высокого голубого неба и облаков - и в собственной вечности, даже если предстоит раствориться в этом солнечном просторе. Так мог писать в последние годы только достойно проживший жизнь и убежденный в своих ценностях, неискоренимо добрый и открытый миру человек.
Рылов когда-то сказал об Александре Иванове слова, которые в той же степени относятся к нему самому: «Природа дарит миру богатые натуры, которые как бы в благодарность за то, что природа отметила их своею любовью, сами отдают себя целиком высокому призванию распознавать неизведанные богатства и красоты мира, понять их и поведать о том всем в своих произведениях»[1 А.А. Рылов. Воспоминания, с. 266.].
Хроника жизни Аркадия Рылова 1870 Родился 1 7 января в селе Истобенском Вятской губернии в семье чиновника. 1888-1891 Учился в училище технического рисования барона А.Л. Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. 1891-1894 Находился на военной службе. 1894-1897 Учился в Академии художеств в мастерской профессора А.И. Куинджи. 1894 Впервые принял участие в выставке (Общество русских акварелистов). 1895 Участие в творческой поездке учеников А.И. Куинджи в Крым. 1897 Получил звание художника за картину Набежали злые татаровья. Впервые участвовал в «Весенних» выставках в Академии художеств. 1898 Поездка учеников А.И. Куинджи в Европу (Париж, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Вена). Картина Догорающий костер приобретена П.М. Третьяковым. 1901 Картины С берегов Вятки, Рябь. Участие в выставке «36 художников» в Москве и в выставке журнала Мир искусства в Петербурге. Участие в выставке мюнхенского Сецессиона. Поступил на службу в Общество поощрения художеств; начало преподавательской деятельности в Школе Общества, продолжавшейся до 1917 года. 1902 Участие в выставке венского Сецессиона. 1904 Картина Зеленый шум. 1905-1909 Член-учредитель и участник выставок Нового общества художников в Петербурге. 1906 Стал руководителем класса рисования животных в Школе Общества поощрения художеств. 1908 Участие в выставке Московского товарищества художников. Картина Тихое озеро. Впервые принял участие в выставке Союза русских художников. 1910 Принял участие в организации художественного музея в Вятке. 1911 Участие в выставке «Мир искусства», в Международной выставке в Риме. Вступил в Союз русских художников. 1914 Последняя поездка в Кекенеиз. 1915 Получил звание академика Академии художеств. 1918 Профессор Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (Академия художеств). Картина В голубом просторе. 1920 Первая персональная выставка в Центральном доме искусств в Петрограде. 1925 Участие в 8-й выставке АХРР. 1925-1929 Председатель Общества им. А.И. Куинджи. 1928 Картина Зеленое кружево. 1932 Участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет». 1934 Картина Ленин в Разливе. 1934-1935 Персональные выставки в Ленинграде и Москве к 65-летнему юбилею. 1935 Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1936 Творческая поездка по Волге с группой художников. 1939 22 июня скончался в Ленинграде.
Указатель произведений А.А. Рылова
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аркадий Рылов"
Книги похожие на "Аркадий Рылов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Мамонтова - Аркадий Рылов"
Отзывы читателей о книге "Аркадий Рылов", комментарии и мнения людей о произведении.