Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Описание и краткое содержание "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать бесплатно онлайн.
Все мы можем хоть что-то поведать о жизни греческих богов и героев — Зевсе, его жене Гере, Афродите, Геракле и т. д. А что мы можем сказать о славянских богах и духах? А ведь их было не меньше греческих и скандинавских, и они также жили, воевали, влюблялись, страдали и веселились.
Но теперь обо всем этом можно прочитать.
Книга Александра Богаделина «Кикимора и другие…» — это рассказанные в увлекательной сказочной манере «биографии» богов (Велес, Баба Яга, Змий Огненный), духов (лешие, водяные, кикиморы, черти, домовые, русалки, берегини), мифических животных (Кот Баюн) и героев (Илья Муромец). Но кроме этого, в ней еще имеется пересказ для современных детей известных русских и мировых сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Царевна-Несмеяна», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»), а также ненавязчивый комментарий, содержащий интересные факты из жизни славян. Например, мало кто знает, что Баба Яга когда-то была небесной богиней Ясуней. Что по ширине полос радуги наши предки гадали об урожае и были уверены, что небесный огонь от молнии можно было погасить только молоком от черной коровы, квасом или сырыми яйцами.
Но «Кикимора и другие…» — это не только чтение для детей и школьников. Взрослые в ней также найдут для себя много интересного, ведь не случайно в книге имеется подзаголовок «сказки-притчи». Воспитание непослушных детей, любовь и брак по расчету, преодоление жизненных неурядиц, хотя и описаны сказочным языком, легко соотносятся с реальными жизненными проблемами.
Рекомендуется любителям фэнтези от 9 до 50 лет, а также тем, кому нравятся Туве Янссон и его мир Муми-Троллей, книги М.Семеновой и Э.Успенского.
«Кикимора и другие…» может также служить прекрасным дополнением к школьной программе по литературе.
Так что в последнее время отец только пробы снимал да на работников покрикивал. Степан со всем хозяйством сам управлялся.
Осталась, правда, у Пафнутия причуда одна. Любил он по погребу ходить да бочонки бродильные поглаживать. И все при этом слова какие-то непонятные под нос бормочет. Даже примета такая была, коль хозяин бочонок не погладит, скиснет в нем медовуха обязательно.
Но время свое брать начало. В тот год занемог варщик по весне — с полатей еле слезал.
Призвал он как-то сына своего и слова такие сказывает:
— Стар я стал. Скоро Морена в гости пожалует. Дело наше тебе передать должен.
Подивился Степан, чего такого отец показать ему не успел, но вслух увещевать начал. Мол, зря он на себя наговаривает, сто лет еще проживет. Вот солнышко пригреет и полегчает ему сразу.
Но Пафнутий слушать его не захотел.
— Время пришло тайну тебе открыть. Как полночь сегодня придет, схоронись ото всех и в баню ступай. Найдешь там, на полатях, шапку-ушанку. Наденешь на себя и все, что скажут, делать будешь…
С трудом варщику речь его далась. Пока он с силами собирался, подумал Степан, может, бредит отец, про баню сказывая. Только взгляд у него по-прежнему ясный был, и напоследок еще раз повторил, чтоб схоронился ото всех и свечи не зажигал.
* * *— Тот день мало чем от других отличался, — продолжал домовой.
С утра в чаны медные воды родниковой залили и огонь развели.[112] Как вскипела водица, остудили малость, и мед подогретый влили. Работники сразу перемешивать бросились. А Степан тем временем хмеля да корня имбирного добавил, трав, что в сундучке заветном держал, сыпанул. Процедили все и в бочонки разлили. А пока не остыло еще, медовых дрожжей покрошили.
Но думы нынче у варщика молодого совсем о другом были. Никак слова, отцом сказанные, из головы не шли. Кого это ночью он повстречать должен?
Хоть и одолевали сомнения его, но против воли родителя он тоже пойти не мог, и все по-наказанному сделать решил.
* * *Дверь из предбанника отворив, первым делом Степан полати, что справа были, отыскал. По ним к печке и двинулся. Вскоре нащупал он шайку, Баннику для помывки оставленную, а рядом с ней шапку-ушанку невеликую.[113]
Примерил её на себя, и сразу все вкруг, как днем, светло стало. Сдернул Степан с перепугу шапку с головы и опять в темноте оказался. Как во второй раз надеть ее отважился, старика пред собой увидал. Борода седая за кушак заправлена, и взглядом, будто насквозь просвечивает.
— Пойдем, — говорит. — Время твое пришло.
Вышли они из бани и к погребу медовушному направились. А на завалинке сестрица с женихом своим сидят. Старец мимо них прямиком идет и хорониться совсем не думает. Растерялся Степан. Объяснить как, чего это он ночью с незнакомцем по двору шастает. А те, как будто, и не видят никого и, семечки щелкая, на луну любоваться продолжают.
Хотел он провожатого своего, что за чудо такое, выспросить, но тот уж в погребе скрыться успел. Пришлось ему старика догонять. Смотрит, а тот к дверце таинственной сразу направился.
Была там, в углу дальнем, дверь невеликая, все время запертая. Не раз Степан о ней у отца расспрашивал и даже подступы бочками заставить хотел. Но Пафнутий строго наказал проход открытым держать, а от расспросов его отнекивался только.
— Время придет, сам все поймешь, — говорил и за дела свои принимался.
А старик ключик сверкающий достал и дверь ту отворил. Оказалось, за ней еще одна варовня лежит. В центре чаны медные с водой родниковой стоят. По бокам от них бочки с высевкой очищенной да жбаны, медом гречишным полные. А вдоль стен, что травами душистыми увешаны, бочонки пустые приготовлены.
Обошел Степан все кругом, понюхал да потрогал, в ладонях перетер. А сам про себя и думает, откуда отец столько товара отборного достать мог.
Старик ему не мешал и в сторонке стоял. А как закончил он осматривать да пробы снимать, назад повел.
* * *Очнулся Степан утром в кровати своей. То ли сон такой чудный приснился, думает, то ли явь это была. И к отцу сразу бросился.
Издалека Пафнутий сказание свое начал. С Крышеня, что на птице Гамаюн в Сварог летал и чашу, сурьей наполненную, на землю принес. Согрела она людей в холода лютые, когда те всю землю окутали, и выжить помогла. С тех пор напиток этот за божественный почитается.
— Так мы ж ее для Прасковьи-травницы понемногу варим, — подивился Степан.
— Сурья, она разная бывает. Одна для людей, другая для духов. А та, что у Велеса на небесах хранится — мудрость великую дает.[114]
— Издревле повелось, люди духам лесным да домашним варить её помогают.[115] Вроде все, как у людей, на первый взгляд делается. Только мед для нее сам Пчелич собирает. И не от пчел земных, а от тех, кто на древе высоком, до небес растущем, ульи свои строят. Кветуня травы пахучие да целебные растит, а Водяной воду непочатую приносит.
— Что ж это получается, — задумался Степан. — Выходит, я с духом самим за дверь потаенную заглядывал.
А отец, словно мысли его читает:
— Со старшим у них ты вчера в варовню ходил. Люди Банником его кличут, а уж как на самом деле имя его, никому не ведомо.
— А шапку зачем надевать надобно? — не унимался Степан.
— Неужто не заметил. Невидим ты в ней становишься, но зато духов узреть можешь.
Понял тогда он, отчего сестрица ночью его не приметила, и опять хотел к отцу с расспросами подступить. Но тот уж совсем от разговора долгого из сил выбился и отправил его делами заниматься.
* * *Так и повелось. Днем Степан с работниками мед да травы нужные выбирает, медовуху разводит да в бочонки разливает. А как ночь придет, со старцем седым повстречается и за дверь таинственную путь держит.
По первому разу много чудного для него было. Высыпал он из бочек в чаны высевок отборных и водой ключевой залил. Смотрит, ни поленьев, ни угля не видать, а огонь жаркий развести надобно. Усмехнулся старец на непонятливость его и в пол под чанами посохом дубовым ударил. Вырвалось оттуда пламя самогорное и воду всю мигом вскипятило.
Дальше надо было отвар сквозь сито со шкурой овечьей пропускать. Чувствует Степан, не справиться ему одному без помощников. Только тут неведомо откуда еще духи объявилися. Молодые, как на подбор, и здороваются с ним почтительно, по имени-отчеству величают.
Дело после этого быстрей пошло. Трав зеленых наварили да с отваром из высевок перемешали. Меда подогретого влили, ягод, муки добавили и на три дня в бочках больших стоять поставили.
Получил варщик передых небольшой и опять к отцу с расспросами подступаться начал. Мол, зачем духам сурья эта надобна.
А Пафнутий в ответ — и сам он точно не ведает. Может, силы она им жизненные дает, может, еще для чего требуется. Только ни один праздник лесной без нее не обходится.
* * *Как срок первый вышел, добавили в бочки по горсти дрожжей медовых и ягод сушеных. Подогрели все и опять на три дня оставили. А под конец еще по кружке масла топленого да молока от коровы чернобокой влили и на месяц в погребе затворили.
Так незаметно и Купала подступился. Пришло время пробу снимать. Обиделся Степан поначалу, что старец его к бочкам не подпустил. Но объяснил ему тот, что сурья эта только для духов предназначена, и, испробовав её, надолго он в лес Заповедный жить отправится.[116]
Готовое из бочек больших в бочонки малые разлили. На дно деревяшек дубовых в коре зеленой бросили, а на крышку клеймо особенное духовское поставили. Вскоре в погребе и повернуться уж негде было.
Тут лаз в стене неприметный открылся. Но не дал старец варщику доглядеть, кто из него появится. Наружу вывел и за службу верную златом и серебром, не скупясь, одарил.
— А наутро дня следующего, — вещал Спиридон притихшим духам, — проснулся Степан от суеты да беготни непривычной. Батюшка его на покой вечный отправился. Поговаривали, сам Велес его к себе сурью небесную варить призвал.
Но здесь уже другая сказка начинается.
А этой конец пришел.
Кто о жизни Спиридона на подворье Воеводином послушать хочет, тому путь в главу семнадцатую — «Болезнь Воеводы» лежит.
А дальше нас сказ о созерцателях молодых дожидается.
Глава 21. СОЗЕРЦАТЕЛИ
Донесли как-то черти Лешему Тихону, что в лес Заповедный гости необычные пожаловали. Волосы ленточками да цветами забраны, одежды пестрые из лоскутков пошиты, и колокольчиками маленькими увешаны. А еще иго-го небольшой телегу везет.
Пошел Тихон посмотреть, что за табор такой к ним занесло. Глядит, а они уж на поляне расположились. Иго-го распряженный травку мирно пощипывает. Черти с водяными шалаш строить собрались, а лешачихи с детьми еду готовят. И березка молодая, срубленная лежит.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Книги похожие на "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Отзывы читателей о книге "Кикимора и другие. Сказки-притчи", комментарии и мнения людей о произведении.