Теодор Моммзен - История римских императоров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История римских императоров"
Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.
В 67 г. Тит Флавий Веспасиан стал наместником Сирии.795 Его военное прошлое в Британии было не особенно блистательным, но все-таки внушающим уважение; он был невысокого происхождения. В введении Веспасиана было три легиона, со вспомогательными отрядами около 40 000 человек. Веспасиан продвигался очень медленно и уверенно. Теперь весь народ объединился для войны за независимость. Иудеи, галилеяне и сикарии сплоченно противостояли римлянам. Веспасиан покорил некоторые города, в Иотапате был пленён Иосиф.796 В 67 г. Веспасиан осадил Галилею, в 68 г. — Иерихон, чтобы потом пойти против Иерусалима. Тут произошло низвержение Нерона. И теперь на этом театре военных действий последовал полуторогодичный перерыв.
Нападения от иудеев можно было не ожидать. Их предоставляли самим себе, только нужно было утвердить за собой завоеванные позиции. Когда в дальнейшем борьба была возобновлена, войско было увеличено вдвое. Весной 70 г. сын Веспасиана, Тит, пошел в наступление на Иерусалим.797Между тем на иудеев наседали с двух сторон. Аристократы жестоко преследовались зелотами под предводительством Елеазара бен Симона и Иоанна из Гискалы что в Галилее. Зелоты владели Иерусалимским храмом и его пристройками. Умеренные [MH. I229] вызвали идумейских убийц под предводительством Симона бар Гиор. Элеазар позднее был убит. Иоанн из Гискалы и Симон бар Гиор [сын Гиоры] руководили обороной. В их распоряжении было 24 000 человек,798 в то время как население составляло, вероятно, 600 000 человек. Иудеи даже не использовали предоставленный им срок, чтобы запастись провиантом или освободить Иерусалим от лишнего населения. Тем не менее город защищался очень яростно. Осада была устрашающей. Армия осаждавших насчитывала 6 легионов со вспомогательными войсками 60 000 человек. Пригороды были взяты в относительно краткие сроки, однако во время вылазки было сожжено все осадное оснащение римлян. После этого Тит перешел от осады к блокаде. Время от времени он приказывал казнить 6000 человек из перебежчиков.799 В городе начался массовый голод. Крепость Антония пала перед римлянами. В конце концов, во время штурма загорелся храм. Спорный вопрос, приказал ли Тит поджечь его,800 но вопрос этот большого значения не имеет. В любом случае было решено уничтожить основу иудейской веры, иудейскую религиозную сущность, даже если Тит и хотел пощадить храм из-за его архитектурной ценности. В сентябре 70 г. после пятимесячной осады римляне стали хозяевами города, но понесли достаточно большие потери.
Эту войну, собственно, нельзя рассматривать как большую военную удачу, даже если в Риме и был отпразднован триумф.801 Царь Агриппа остался на своем месте [MH. I230], поскольку он оставался верен римлянам. Но страна из прокураторской была превращена в преторскую провинцию. Один легион был расквартирован в Иудее, это был X легион. В соответствии с республиканской практикой была уничтожена иерусалимская община, но римская колония не сумела заполнить эту нишу. Полного уничтожения иудейской национальности, к которому так стремились, не произошло. Ежегодные храмовые сборы с этих пор выплачивались Риму в качестве fiscus Judaicus.802
Общие настроения отражаются в написанном во время войны в 69 г. Апокалипсисе Иоанна.803 Там имеется в виду осада Иерусалима, семь цезарей относятся к тому времени. Число 666, видимо, означает Нерона. Текст опирается на легенду о том, что Нерон якобы не умер.804 Шестой император это Веспасиан; Гальба, Отон и Вителлий в расчет не принимаются. Однако завоевание Иерусалима в Апокалипсисе является уже фактом. Под 200 миллионами всадников подразумеваются парфянские всадники, которые спешат уничтожить Запад. Для историков эта книга является выражением протеста Востока против разрушения Иерусалима, вопль мести иудеев против разрушителей. Таким образом, она написана после разрушения [MH. I231]. Одновременно из Апокалипсиса нами усматривается позиция иудеев по отношению к христианам. Главное — это иудеи — христиане, только затем следуют прозелиты. Тогда христианство было еще иудейской сектой. Иудеи предстают как подлинно правоверные христиане, прозелиты стоят, скорее, на заднем плане.
Другая партия христиан была партией Павла. Ее нельзя назвать иудейской сектой. Древнее иудейство не знало мести, потому что оно в ней не нуждалось.805 Иудейское государство было прямодушно в своем своеобразии, его защищал бог гнева, который заботился о законах и обособленности. Но теперь последовали иноземные господства, одно сменяло другое, так возникла мессианская идея. В то время как саддукеи придерживались древности, фарисеи преуспели в развитии идеи Спасителя.806 Книга Даниила, известная фальсификация,807 является лучшим памятником идеи Спасителя.
Небесный владыка пошлет Мессию, который освободит народ от иноземного господства, низвергнет римлян так же, как он покарал фараона. Поэтому фарисеи твердо придерживались внешних церемоний; потому что только так можно было надеяться на Мессию. Такой Мессия [MH. I232] — это Христос, первоначально он принадлежит иудейству. Но лишь его второе пришествие должно принести спасение и новый мир. В общем и целом ничего нового здесь нет. Новой, однако, является внутренняя гуманизация идеи. Бог гнева становится богом любви. Одновременно тут содержится обобщение. Строгое следование ритуалу отсутствует, ритуал означал религиозное полицейское государство.
Дальнейший прогресс связан с апостолом Павлом. Он более глубоко и совершенно привел к завершению основные положения учения Христа. В то время как Христос и его ученики были иудеями, Павел, несмотря на то что сам был иудеем, принадлежал диаспоре; рожденный в Тарсе,808 получивший греческое образование, он обладал совсем другим кругозором. Однако и он ожидал возвращения Мессии Христа, к этому он хотел подготовить современников. Все движение является мессианским. Однако самым сильным и значительным в нем является то, что были упразднены господство ритуала и национальное ограничение. Здесь находится противоречие между иудео-христианам и и последователями апостола Павла. Избранный народ не мог уже дать ничего свыше того, самое большее — избранных людей. Это — изменение во всем восприятии нового течения. В Апокалипсисе господствует восточная картинная роскошь, в Первом письме к Коринфянам — западная логика.
Иудаизм и христианство были в оппозиции к римскому государству. Однако в иудаизме крылась неизменная революция. В христианстве тоже был протест, но протест того рода, что земной мир считался потерянным. Надеялись на небесное царство, набожные люди ожидали рая на земле. Ко всему земному относились с безразличием, отсюда отказ от богатства, забота о бедных и убогих. В то время как приверженцы иудаизма противились власти и отказывались платить налоги, Павел учил, что кесарю — кесарево.809 Ибо вся власть дается Богом.810 Это привело к радикальному разрыву между иудеями и христианами. Все крепче держались за ритуал иудеи, все больше отказывались от прошлого последователи Павла. Иудео-христиане постепенно появились в обеих партиях. Павел не дожил до разрушения Иерусалима, возможно, он умер при [MH. I233] Нероне. После отречения от иудаизма, христиане придерживавшиеся идей гуманизма, все больше проповедовали среди язычников. Так, Павел сам ходил всюду и вербовал новых приверженцев. Учение Павла сохранилось, на это плодотворно повлияло разрушение Иерусалима. Поскольку иудаизм теперь не мог развиваться дальше, он ограничился лишь поддержанием своих традиций. Агрессия римлян обратилась против христиан.
После времен правления Клавдия и Нерона осталось не такое уж незначительное литературное наследие. Однако в сравнении с временами Августа здесь, несомненно, произошел ужасающий спад, как и во всех других областях. Об историографии речи вообще не ведется. Со специальной литературой дело, возможно, обстояло немного лучше. Строгая филология началась с сирийца Марка Валерия Проба, который под александрийским влиянием сначала ввел четкую текстологию. В поэтах недостатка не ощущается, но, за одним-единственным исключением, нет ни одного правдоподобного произведения. Трагедия представлена Сенекой. Сам Нерон ее любил; но в трагедиях отсутствовал любой новый момент, они представляли собой древнегреческий материал в очень искусных стихах, но бесчувственных. Несколько выше стоит только «Октавия», которая, впрочем, написана вовсе не Сенекой, она возникла только после смерти Нерона; но и она лишь драма для чтения. О комедии речи не идет, смех был чужд современникам Нерона. Занимались торжественными жанрами поэзии, трагедией и эпосом, кроме того — романом и сатирой. Для Сенеки примечательно то, что его грецизм во многом соприкасается с христианством. Поэтому он оказал влияние на первую христианскую теологию.811
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История римских императоров"
Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"
Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.