» » » » Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине


Авторские права

Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Политиздат, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Рейтинг:
Название:
Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Издательство:
Политиздат
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Описание и краткое содержание "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать бесплатно онлайн.



Алексей Шеметов — автор многих прозаических произведений. В серии «Пламенные революционеры» двумя изданиями вышли его книги «Вальдшнепы над тюрьмой» (о Н. Федосееве) и «Прорыв» (об А. Радищеве).

Новая историческая повесть писателя рассказывает о Петре Алексеевиче Кропоткине (1842–1921) — человеке большой и сложной судьбы. Географ, биолог, социолог, историк, он всю жизнь боролся за свободу народов. Своеобразные условия жизни и влияние теоретических предшественников (особенно Прудона и Бакунина) привели его к утопической идее анархического коммунизма, В. И. Ленин не раз критиковал заблуждения Кропоткина, однако высоко ценил его революционные заслуги.






Однажды под вечер, проходя с ними по деревне, он завел их в самую убогую избенку, ветхую, с прогнившей соломенной крышей, с крохотными окошками. В хижине было темно, грязно, душно. Девчонка лет пяти качала в зыбке плачущего ребенка. Она испугалась, соскочила с лавки.

— Не бойся, деточка, — сказал Кропоткин. — Мы с соседней дачи, пришли тебя проведать. Одна домовничаешь? Где же твои родители?

— Тятька в городе работает, мамка ушла косить.

— А сестренок и братишек у тебя нет?

— Нет, одна Феня осталась. Братка весной помер.

— Что же она плачет, твоя Феня? Есть, наверное, хочет?

— Она хлеб еще не ест, молока ей надо, а у нас корова нынче не отелилась.

— Но она, кажется, и больна?

— Ага, у нее золотуха. — Девочка сняла с ребенка тряпичную шапочку, обнажив головенку, почти голую, с редким пушком, с красными пятнами сыпи и струпьями в ушах. — Мама говорит, что она помрет, — сказала девочка.

Кропоткин посмотрел на племянников. Катя плакала, утирая платочком слезы. Племянник стоял поодаль и брезгливо морщился, отмахиваясь от мух, а когда вышли на улицу, он облегченно вздохнул:

— Фу, какой тяжелый запах.

— Да, милый мальчик, крестьянская жизнь не благоухает, — сказал дядя. — Каточек, отнесешь сейчас кувшин молока несчастным детям. И каждый день будешь носить. Хорошо?

— Да, буду носить, — сказала Катя, все еще утирая слезы. — Неужели Феня умрет?

— Нет, мы должны ее спасти. Завтра съездим за доктором. Или отвезем ребенка в земскую больницу. Золотуху вылечивают. Это болезнь бедноты, как и многие другие.

Вечерами Кропоткин читал племянникам сказки или разыгрывал сцены гетевского «Эгмонта», свой давний перевод которого случайно захватил с собой с дневниками путешествий. А сегодня ему было не до сцен. Сразу после ужина ушел в свой кабинетик. Но не работать. Работа опять, как однажды в Петербурге, показалась ему совершенно бессмысленной. Он не стал зажигать свечу. Прилег на диван подумать… Кому нужно его описание сибирских гор и древних ледников? Народу? Он погибает в нужде и болезнях. Земские врачи его не спасут, не спасет и никакая благотворительность. Поднимать его на борьбу с гибельным социальным устройством — вот истинное дело социалиста. Истинное и единственное. Не махнуть ли на днях в Петербург? Однако чем он теперь там займется? Друзья разъехались, фабричные рабочие разбрелись по деревням. И паспорт путешествует с Куприяновым где-то по Европе. Нет, до конца августа придется остаться в Обираловке. И все-таки работать. Труды свои должен закончить. «Когда-нибудь монах трудолюбивый…»

ГЛАВА 12

Общество перенесло свою ставку, как сказал бы Сердюков, с Выборгской стороны на Петербургскую, сняв вместо оставленного банковского дома просторный деревянный флигель во дворе на берегу Большой Невки. Здесь и собрались в последний день августа на сходку. Собственно, это была не сходка, а просто встреча давно не видевшихся друзей, переполненных летними впечатлениями. Каждый торопился их высказать, сверить с тем, что вывезли из провинций другие. На сходках, хотя и всегда проходивших без всякого ритуала, без открытия и закрытия, без председателя, все однако придерживались какого-то порядка, говорили поочередно, слушали одного, спорили, не перебивая друг друга, а тут никто не мог сидеть спокойно. Одни сновали парами по залу, другие сбивались в углах кучками, третьи присаживались к столу поговорить за чаем. И если кто-нибудь хотел сообщить что-то особенно важное для всего общества, он призывал друзей к вниманию, и тогда его готовые окружали.

Все вернулись в Петербург более созревшими к работе в народе. Подвинулись за лето и дела общества. Чарушин во время двух южных поездок установил связь с орловским, киевским, херсонским кружками и хорошо ознакомился с серьезной работой одесского отделения, созданного год назад Феликсом Волховским. Куприянов купил в Вене типографский станок и передал женевскую типографию надежному товарищу, отстранив Александрова.

Но не было среди собравшихся Анатолия Сердюкова, арестованного в Самаре, где этот неутомимый организатор пытался «сформировать хоть небольшой отряд», как он говорил Кропоткину в памятную ночь в переулке. Попрощался тогда, пошел к Низовкину, но вернулся, догнав бегом. «Давай-ка, брат, обнимемся. Бог знает, когда встретимся». Неужто чуял, что на Волге его схватят?.. Какой человек! Клеменц ему прочит судьбу великого революционера, но Анатолию закроют дорогу. Ведь он уж несколько раз попадал в Третье отделение, теперь едва ли выпустят. Что ему грозит? Надо спросить Корнилову, не принес ли ее жандармский знакомец какую-нибудь весть от него.

Кропоткин поискал взглядом Любу и, найдя ее в углу рядом с сестрой и Соней Перовской, подошел и подсел к ним.

— Любовь Ивановна, от Сердюкова ничего нет?

— Вчера получила записку, — сказала Люба.

— Что ему предъявляют?

— Революционную пропаганду.

— Жаль, потеряли такого человека!

— Ну, может быть, еще не потеряли. Улик мало. Вот если арестуют Любавского… Чайковский его послал к Сердюкову в Самару, а этот москвич в обществе еще не состоит, на деле не проверен, и, если его схватят, он может выдать не только Анатолия.

— Надо немедленно послать в Москву человека, — сказала Перовская.

Кропоткин пристально посмотрел на нее. Лицо этой двадцатилетней девушки было все еще по-детски пухленькое, розовато-белое, нежное, а ведь она все прошлогоднее лето бродила по волжским деревням оспопрививательницей, а минувшей зимой, учительствуя с Ободовской в Едимонове, жила, говорят, истинно по-рахметовски — спала на голом полу, умывалась ледяной водой или снегом, ела черный хлеб с крестьянской похлебкой (вытравляла из себя барство или готовилась к каторге?).

— Софья Львовна, рассказали бы о своих странствиях, — попросил ее Кропоткин. — Как ваши прививки?

— Она теперь не оспопрививательница, а народная учительница, — сказала Люба. — Сдала в Твери экзамены и получила диплом.

— Я имею в виду и другие прививки, — сказал Кропоткин. — Оспу-то прививать легче… Получили, значит, диплом народной учительницы? Думаете окончательно поселиться в деревне?

— В будущем, — сказала Перовская. — Года через два. Пока остаюсь в Петербурге. Работа в народе огромна — на десятилетие. Нас еще мало, чтобы всколыхнуть крестьянство. В деревнях все кругом мертво. Поодиночке ничего не расшевелить. Нужна целая рать пропагандистов.

— Будет такая рать, будет, — вмешался подошедший Чарушин. — Лучшие пропагандисты — сами крестьяне. Неделю назад Синегуб сблизился с большой артелью каменщиков. Их человек сто. Мужики Тверской губернии. Работают у Московской заставы. Они со временем тоже пойдут по деревням, как и наши фабричные.

— А не думаете ли вы, что обществу теперь нужна какая-то программа? — спросила Соня.

— Думаю. Мы с Волховским в Одессе об этом говорили. Волховский знает наше направление, заводит связи с рабочими, готовит товарищей к работе в деревне. А в других губерниях наши люди действуют вслепую. Что не годится. Они должны знать, за что мы боремся, куда идем.

— Совершенно верно, — сказал Кропоткин. — Люди, вступающие в борьбу, должны хорошо знать ее цели и средства.

Чарушин вышел на середину зала.

— Господа, прошу внимания. Тут у нас явилась мысль… — И он заговорил о программе, и все сразу поняли, что это и есть главный разговор сегодняшней сходки, собравшейся как-то стихийно, без определенной цели.

Замысел программы был дружно всеми подхвачен, не вызвав разногласия, а вот как ее составить, что положить в основу, на что опереться, какие дела и пути наметить — об этом говорили и спорили долго. Разыскать какие-либо программные документы разгромленных российских тайных обществ было невозможно (что-то, конечно, осталось, но похоронено в секретных архивах), да и ни одно из этих обществ, ближайших предшественников (декабристы остались далеко позади), не соответствовало современной революционной мысли и новому направлению борьбы. Петрашевцы примеряли идеи Фурье к будущему российскому социализму, и только немногие из них, ожидая крестьянское восстание, начали обдумывать, как его возглавить. «Земля и воля», поднятая на ноги кличем Чернышевского и «Колоколом», звала к свержению монархии и замене ее земским собором, который дал бы крестьянам бесплатную землю и полное самоуправление. Ишутинцы приступили было к пропаганде социализма непосредственно в народе, но в дерзновенных делах своих пытались соединить несоединимое — террористический заговор и организацию трудовых ассоциаций. «Чайковцам» же всем было ясно, что единственно верный путь к социализму — коренная социальная революция, а ее может совершить только сам народ, надо только помочь ему подняться на это великое свершение. Но как помочь? На этот вопрос и должна была ответить программа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Книги похожие на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шеметов

Алексей Шеметов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Отзывы читателей о книге "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.