» » » » Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.


Авторские права

Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.
Рейтинг:
Название:
Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-8041-0840-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Описание и краткое содержание "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." читать бесплатно онлайн.



Новая книга известных российских политиков и публицистов Анатолия Белякова и Олега Матвейчева посвящена актуальной теме геополитического партнерства двух евразийских гигантов, России и Китая.

Насколько новый виток дружбы двух наших стран обусловлен с одной стороны исторически, а с другой – современной политической и экономической конъюнктурой – будем говорить прямо – противостоянием РФ и КНР с США и Западом в целом?

Не удушит ли огромный Китай в своих любвеобильных объятиях доверчивую Россию? И не кончится ли дружба а ля «русский с китайцем – братья навек» новым витком противостояния на Амуре, а то и, не дай Бог, – на Урале?

Авторы, не понаслышке знакомые с культурой, историей и современностью нашего огромного восточного соседа, постарались развеять множество бытующих в российском общественном сознании мифов о Китае, совершили увлекательнейший экскурс в историю наших взаимоотношений, осветили настоящую ситуацию и сделали свой вывод. Какой? Прочтите сами, тем более, что чтение этой книги и полезно, и приятно. С ней не стыдно ознакомиться самому и подарить другу.






Накануне отъезда Мао выразил «сердечную признательность генералиссимусу Сталину, Советскому правительству и советскому народу» за теплое гостеприимство[75].

Открытая в 1956 г. гостиница «Пекин» с одноименным рестораном (на долгое время – единственное в столице заведение китайской кухни) – наглядный символ дружбы великих народов. Фото Наума Грановского.

В 1950-е гг. советско-китайская дружба казалась нерушимой. «Русский с китайцем – братья навек», – пелось в популярной песне, и люди верили, что ничто не может омрачить наших отношений. С 1949 по 1959 г. в Китае работало около и тысяч советских специалистов, которые оказали братскому народу неоценимую помощь в создании основ экономики. С их помощью было возведено 150 крупнейших предприятий. За период 1950–1967 гг. общий объем обязательств СССР по оказанию технической помощи оценивался в сумму 14 млрд. руб. В Советском Союзе обучалось и проходило производственную практику 7,8 тысяч китайских специалистов, более 7 тысяч студентов и аспирантов.

Однако уже в середине 1950-х гг. стало очевидным стремление Мао Цзэдуна вывести Китай из-под опеки Советского Союза. Это проявилось после того, как новое советское руководство в решениях XX и XXII съездов КПСС осудило культ личности Сталина.

В статье «Об историческом опыте диктатуры пролетариата», вышедшей 5 апреля 1956 г., через месяц после XX съезда, руководство КПК ополчилось не на отдельные и частные, а на кардинальные и основополагающие установки идеологической платформы КПСС. Никита Хрущев, изложивший в докладе на съезде тезис, согласно которому положение в мире «коренным образам изменилось», обвинялся в пересмотре ленинского учения об империализме, о войне и мире[76].

Однако в основном она посвящена была двум вопросам – об осуждении Хрущевым Сталина и о мирном парламентском переходе от капитализма к социализму. Позднее, в речи на 2-м пленуме ЦК КПК в ноябре 1956 г. Мао говорил: «Я думаю, имеется два «меча»: один – Ленин, другой – Сталин. Теперь Сталина как меч русские отбросили. Мы в Китае его не выбросили. А не отбросили ли теперь в известной мере некоторые советские руководители и Ленина как меч? Я думаю, они и его отбросили в довольно значительной мере. Остается ли в силе Октябрьская революция? Может ли она еще служить примером для всех стран? В докладе на XX съезде КПСС говорится, что можно взять власть парламентским путем. Это значит, что другим странам больше не надо учиться у Октябрьской революции. С открытием этой двери ленинизм уже в основном отброшен»[77].

Одна из главных причин разрыва заключалась в неприятии китайским руководством решений о разоблачении культа личности. Сталин считался отцом китайской революции: он помог местным коммунистам прийти к власти.

Таким образом, одна из главных причин разрыва заключалась в неприятии китайским руководством решений о разоблачении культа личности. Сталин считался отцом китайской революции: он помог местным коммунистам прийти к власти.

Несмотря на серьезные разногласия, Москва подтвердила верность дружбе со своим идеологическим оппонентом и более серьезным образом.

В августе 1958 г. Народно-освободительная армия Китая предприняла попытку освободить острова Мацзу и Цзиньинь у побережья Тайваня, где располагалось до 100 тысяч гоминьдановских солдат и офицеров. Это привело к введению в пролив 130 американских военных кораблей, переброске на остров крупных соединений авиации США и формирований морской пехоты Японии и Филиппин, а также к установке площадок для запуска ракет. Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко вылетел в Пекин для получения объяснений. Принявший его китайский премьер Чжоу Эньлай предложил Громыко начать войну против Штатов, уверяя, что Китай согласен принять на себя ядерный удар США, но в это время СССР должен разбомбить Америку.

Началу большой войны помешала лишь решимость СССР встать на защиту Китая всей своей мощью, включая ядерное оружие, о чем было заявлено в посланиях президенту США Дуайту Эйзенхауэру от 7 и 19 сентября 1958 г.[78] И это притом, что Мао Цзэдун даже не проинформировал Хрущева о предстоящей акции, которая была предпринята вскоре после их встречи. «Ярости Хрущева не было предела. Мао хотел воспользоваться новоприобретенными советскими ракетами, чтобы балансировать на грани войны и за счет этого решать свои проблемы! Опытные кремлевские аппаратчики схватились за голову: хрущевский блеф о ракетах, якобы поставленных на конвейер, обернулся против Москвы. Отношения между Москвой и Пекином испортились»[79].

Большой обидой для Мао Цзэдуна стало ограничение ядерного сотрудничества Советского Союза с Китаем. В соответствии с установками XX съезда КПСС по вопросам войны и мира Москва взяла линию на достижение договоренности с США о нераспространении ядерного оружия. Как следствие, в июне 1959 г. было аннулировано соглашения о предоставлении КНР образцов атомной бомбы и технической документации по ее изготовлению. Нежелание Хрущева оснастить КНР ядерным оружием шло вразрез с планами Мао превратить страну в одного из лидеров мировой политики. Мао Цзэдун прекрасно понимал, что в условиях холодной войны в ряд ведущих государств мира Китай могло поставить лишь наличие ядерного оружия.

Объектом безжалостной китайской критики советское руководство стало и в связи с Карибским кризисом, разразившимся осенью 1962 г. Согласие Хрущева на вывоз советского ракетного оружия с территории Кубы, напрямую не задевавшее интересов КНР, было гневно осуждено Пекином как сдача Москвой своих позиций, унизительное отступление под нажимом США.

10 июля 1964 г. в ходе беседы с делегацией Японской социалистической партии Мао Цзэдун впервые обнародовал свою теорию о делении мира на три части. Обвинив Советский Союз в том, что он «вступил в сговор с США за мировое господство», он включил нашу страну в одну зону с США. Согласно этой теории, «СССР и США – эти империалистические сверхдержавы образуют первый мир и уже стали крупнейшими международными эксплуататорами, угнетателями и агрессорами, общими врагами народов всего мира, … схватка между ними неизбежно приведет к новой мировой войне»[80]. СССР и США были охарактеризованы Мао как сверхдержавы[81], сопоставимые по совокупной военной и экономической мощи со всеми остальными странами мира[82] и проявляющие «невиданные в мировой истории агрессивные устремления». Сверхдержавам противостоят страны двух промежуточных зон. «Первая, – по утверждению Мао, – включает в себя Азию, Африку и Латинскую Америку. Во вторую входят Европа, Северная Америка и Океания. Монополистический капитал Японии также относится ко второй промежуточной зоне, так как даже монополисты Японии и те высказывают недовольство Америкой, а некоторые открыто выступают против США. Даже те, кто сейчас зависит от США, со временем тоже сбросят со своей шеи Америку»[83].

«Теория трех миров» была официально закреплена XI съездом КПК (1977 г.). Как и прочие политические концепции, она служила нуждам как внешней, так и внутренней политики Китая. С одной стороны, она должна была подкрепить тезис о перемещении в Китай центра мировой революции и обеспечить Пекину роль лидера национально-освободительного движения. С другой стороны, «правильная» трактовка мировой ситуации оказывалась тем важнее, чем хуже становилось экономическое положение внутри Китая. Трудности в социальном развитии с середины 1960-х гг. объяснялись крайне враждебным внешним окружением. Это автоматически снимало всякие вопросы по поводу того, почему китайское руководство так и не могло осуществить коммунистическую идею внутри одной страны. Стране был нужен «образ врага», призванный сплотить нацию, и таковым был объявлен «первый мир» – «советский ревизионизм» и «американский империализм».

«Партизанской базой», с которой пойдет наступление на «Мировой город», Мао Цзэдун объявил народный Китай.

Отношения СССР и Китая в XX в. были крайне неровными – от абсолютно союзнических при Сталине («русский с китайцем – братья навек») до совершенно враждебных – после событий на Даманском и Жаланашколе в 1969 г. Однако все это время взаимопроникновение культур было, пожалуй, беспрецедентным. В 1950-е гг. в Советском Союзе были изданы чуть ли не все китайские классики, а в Китае, соответственно, русские. Даже в условиях охлаждения отношений с Китаем публиковались современные переводы древних китайских философов[84], которые вызвали широкую волну увлечения Древним Китаем.

С началом перестройки атмосфера в отношениях СССР и Китая начала улучшаться. Этому способствовала как т. н. «народная дипломатия», так и выступления Михаила Горбачева во Владивостоке (1986) и в Красноярске (1988). «Развитию успеха» поспособствовал визит в 1988 г. в советскую столицу министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня, а укреплению доверия – вывод в декабре 1988 г. советских войск из Монголии и реорганизация структуры военных округов с переориентацией на сдерживание не китайской, а скорее американо-японской угрозы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Книги похожие на "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Беляков

Анатолий Беляков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Отзывы читателей о книге "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.