» » » » Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.


Авторские права

Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.
Рейтинг:
Название:
Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-8041-0840-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Описание и краткое содержание "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." читать бесплатно онлайн.



Новая книга известных российских политиков и публицистов Анатолия Белякова и Олега Матвейчева посвящена актуальной теме геополитического партнерства двух евразийских гигантов, России и Китая.

Насколько новый виток дружбы двух наших стран обусловлен с одной стороны исторически, а с другой – современной политической и экономической конъюнктурой – будем говорить прямо – противостоянием РФ и КНР с США и Западом в целом?

Не удушит ли огромный Китай в своих любвеобильных объятиях доверчивую Россию? И не кончится ли дружба а ля «русский с китайцем – братья навек» новым витком противостояния на Амуре, а то и, не дай Бог, – на Урале?

Авторы, не понаслышке знакомые с культурой, историей и современностью нашего огромного восточного соседа, постарались развеять множество бытующих в российском общественном сознании мифов о Китае, совершили увлекательнейший экскурс в историю наших взаимоотношений, осветили настоящую ситуацию и сделали свой вывод. Какой? Прочтите сами, тем более, что чтение этой книги и полезно, и приятно. С ней не стыдно ознакомиться самому и подарить другу.






Через иезуитов китайская система аттестации чиновников посредством экзаменов была заимствована некоторыми германскими государствами и во Франции. Первый в Европе экзамен на государственную службу, аналогичный кэцзюй, состоялся в Берлине в 1693 г. Эта система вызывала восхищение даже у таких завзятых «западников», как Гегель: «Все считаются равными, и в управлении принимают участие только те, у кого есть способность к этому. Таким образом, сановниками назначаются только научно образованнейшие лица. Поэтому на китайское государство часто указывали как на идеал, который должен был бы даже служить образцом для нас»[39].

Основательно изучивший проблему культурных обменов между Китаем и Европой Джозеф Нидэм приводит в своем фундаментальном труде «Наука и цивилизация в Китае» список из нескольких десятков принципиальных изобретений только в области механики, приоритет в которых принадлежит китайцам, при том, что изобретений, появившихся на Западе раньше, чем в Китае, он нашел лишь четыре – винт, нагнетательный насос для жидкостей, коленчатый вал и часовой механизм[40].

Табл. 1.

Передача технологий из Китая на Запад

Табл. 2.

Передача технологий с Запада в Китай

В числе не весьма многих заимствованных у Запада технологий было искусство пивоварения – оно было завезено в Китай еще в начале XX в. немцами; именно в немецком сеттльменте Циндао, а затем в Пекине были построены первые пивоваренные заводы. Заимствована на Западе, вопреки сложившемуся мнению, была и игра в пинг-понг – идея изобретения настольного тенниса принадлежит жителям Великобритании. Китайцы переняли у европейцев и вредную привычку табакокурения – сегодня Китай одна из самых курящих наций в мире.

Китайские изобретения послужили материальной базой европейского Ренессанса, а китайская философия легла в основу политических преобразований в Европе и революционных открытий в науке.

Исследуя влияние Поднебесной на европейскую культуру, китайский философ Чжу Цяньчжи пришел в середине XX в. к выводу, что оно фундаментально недооценено. По его мнению, именно китайские заимствования оказались главным стимулом к формированию современной западной цивилизации. Так, европейский Ренессанс был порожден «Четырьмя великими изобретениями» – бумагой, печатным делом, компасом и порохом; китайская философия лежит в основе германского монархического либерализма и французской революционной идеологии, она сформировала взгляды Вольтера, Гольбаха, Монтескьё, Дидро и даже Гегеля, как известно, призывавшего навсегда вычеркнуть восточную мысль из истории философии.

Как можно заметить, Китай обладал практически всеми знаниями и технологиями, которые считаются признаком развитой цивилизации и именно по этой причине не особенно нуждался в том, что предлагали ему «заморские варвары». Не удивительно, что в конце XVII в. император Цяньлун гордо отклонил предложение короля Великобритании Георга III о начале торговли, объяснив: «Китай не нуждается в товарах варварских стран».

На протяжении двух тысяч лет Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии – как в политическом, так и в экономическом отношении. Более того, на протяжении большего периода истории у Китая была самая крупная экономика в мире.

Поводы для гордости у китайцев были, и много. На протяжении двух тысяч лет Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии – как в политическом, так и в экономическом отношении. Более того, на протяжении большего периода истории у Китая была самая крупная экономика в мире. Еще в 1750 г. на долю Срединной империи в мировом выпуске продукции обрабатывающей промышленности приходилось одна треть[41]. Население страны на то время составляло 200 млн. человек, при этом цинский Китай занимал ведущие позиции в мире не только по производительности сельскохозяйственного труда, промышленным нововведениям, но и по уровню жизни, а также военной мощи. «В эпоху своего расцвета, – утверждает Збигнев Бжезинский, – Китай не имел себе равных в мире в том смысле, что ни одна другая страна не была бы в состоянии бросить вызов его имперскому статусу или хотя бы оказать сопротивление его дальнейшей экспансии, если бы у Китая было такое намерение. Китайская система была автономной и самоподдерживающейся, основанной, прежде всего, на общей этнической принадлежности при относительно ограниченной проекции центральной власти на этнически чуждые и географически периферийные покоренные государства»[42].

«Китайский сад» Франсуа Буше (1742) – шинуазри в изобразительном искусстве

По причине самодостаточности китайской экономики, начавшаяся в XVIII в. торговля Европы с Китаем была, по сути, односторонним процессом: вывозя из Поднебесной предметы роскоши (шелк, чай, фарфор, лаки, гобелены и прочие элементы модного в те времена стиля шинуазри (chinoiserie)), европейские страны ничего не могли предложить взамен самодостаточной экономике Китая, что обусловило колоссальный по масштабам отток серебра из «Старого света».

Китайская деревня в Царском Селе.

Шинуазри дословно переводится с французского как «китайщина», что отражает суть явления: увлечение внешними атрибутами китайской культуры без понимания ее глубинного смысла. Европейские аристократы, а позже – и буржуазия, наполняли свои дома посудой из фарфора и пасторальными картинками «из жизни Китая», а также зонтиками, веерами, табакерками, вазами, статуэтками с «китайскими» орнаментами; при дворцах и усадьбах строились павильоны и чайные домики «под Китай». Поэты, драматурги и балетмейстеры помещали действие своих произведений в фантазийный, только в их воображении существующий «Китай», где все жители – «китайцы», и сам император – «китаец». Ярким примером является сказка Карло Гоцци «Турандот». Весьма модным стало иметь в доме слугу-китайца – «китайчонка Ли».

К концу XVIII в. связи между Поднебесной и Западом начали неуклонно сворачиваться. «С концом XVIII в. кончается и "флирт Европы с Китаем", – пишет видный российский китаевед Ольга Фишман. – Облик Китая потерял свое экзотическое очарование. Философы больше не оправдывали свой деизм обращением к Конфуцию; политические теоретики и экономисты перестали пропагандировать китайскую систему правления; даже китайское искусство уже не влекло к себе: взор, заново настроенный на классицистическую строгость, не мог теперь наслаждаться прихотливой и хрупкой прелестью китайских изделий. … Возрождение греко-римской древности в интеллектуальной жизни Европы, развитие естественных наук и техники, колониальная экспансия, основывавшаяся на превосходстве технологии и военного искусства, – все это сыграло свою роль в европоцентризме, возникшем в это время»[43].

И процесс этот был обоюдный. В 1757 г. цинские власти закрыли четыре из пяти портов, ранее отрытых для европейской торговли. В 1773 г. была запрещена деятельность иезуитов. Эти события традиционно трактуются в западной историографии как «политика самоизоляции» Китая, однако никакой самоизоляции, конечно, не было, поскольку, сокращая взаимодействие с Западом, Китай активно упрочивал связи с Россией, о чем мы подробно расскажем в следующей главе.

Если в XVIII в. мощный и высокоразвитый Китай еще мог диктовать свои условия «заморским чертям», то к середине XIX в соотношение сил в мире заметно изменилось. «Китай остановился в своем развитии, богатство и мощь по капле вытекали из раздираемой кровавыми мятежами страны, – пишет американский историк Филипп Шорт. – Европа же, пройдя через промышленную революцию, вышла из нее окрепшей и полной амбициозных планов расширения сферы своих интересов. Конфликт между двумя полюсами становился неизбежным»[44].

До начала XIX в. внешнеторговое сальдо в экономических связях между Европой и Китаем было абсолютно в пользу последнего. Однако англичанам удалось найти товар для коммерческой экспансии на китайский рынок, подсадив страну на опиум. Уже в 1835 г. наркотики составляли 75 % китайского импорта. Наркоманом стал каждый пятый государственный чиновник.

Китаец и опиум – эта ассоциация надолго завязла в головах европейцев. Илл. П. Алякринского к стихотворению Агнии Барто «Китайчонок Ли» (1925)

В ответ на попытки императора Даогуана запретить наркоторговлю в Гуанчжоу Великобритания развязала в 1840 г. т. н. Первая опиумную войну, в результате которой прибавила к своей короне остров Гонконг. Порты Гуанчжоу, Шанхай, Фучжоу, Сямэнь и Нинбо объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Поток опиума, продаваемого британцами и американцами, огромный еще до войны, увеличился еще больше. Темпы деградации и вымирания страны стремительно взлетели.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Книги похожие на "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Беляков

Анатолий Беляков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Беляков - Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы."

Отзывы читателей о книге "Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.