» » » » Автор Неизвестен - Деревья в мифологических (магических) представлениях славян


Авторские права

Автор Неизвестен - Деревья в мифологических (магических) представлениях славян

Здесь можно скачать бесплатно "Автор Неизвестен - Деревья в мифологических (магических) представлениях славян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревья в мифологических (магических) представлениях славян
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревья в мифологических (магических) представлениях славян"

Описание и краткое содержание "Деревья в мифологических (магических) представлениях славян" читать бесплатно онлайн.








В славянском фольклоре и верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и пр.

РЯБИНА

Рябина. Дерево, используемое в магии и народной медицине, главным образом в качестве оберега.

В Новгородской губ., вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губ. сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. В 1630 году некий сын боярский, обвинявшийся в колдовстве, рассказал на следствии, что, идя на свадьбу к своему брату, он сломил по дороге ветку гнилой рябины и сказал: «Как хто пойдет на свадьбу или куды-нибудь и сломит… ветку ребины, и того де человека притка (болезнь) никакая не возьмет.»

При различных болезнях человек трижды пролезал через расколотую надвое и связанную по краям рябину или сквозь рябиновый куст. На Русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнем три деревца — рябину, ель и сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз выгонял скот на пастбище весной.

В сборнике заговоров 2 пол. 17 века из Олонецкого края сохранилось несколько текстов, обращенных к рябине. «Заговор от порчи, насылки и переполоха» произносили возле рябины, стоящей на муравейнике. Можно было также сделать посох из рябины, погрызть его и оставить щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никаких кудес (колдовства) во время пути.

В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины. Белорусы считали рябину мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, то вскоре умрет сам или же умрет кто-либо из его дома.

Рябину нельзя было рубить и потому, что знахари переносили на нее болезни человека; кто срубит такое дерево — сам заболеет и умрет.

По русским и белорусским поверьям, у того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед рябиной на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор, где обещались взамен на избавление от боли, не вредить рябине. Потом возвращались домой так, чтоб никого не встретить и не оглядываясь.

В народных песнях, преимущественно лирических, рябина символически сопоставляется с тоскующей женщиной, а горечь ее ягод ассоциируется с безрадостной жизнью.

ОРЕШНИК

Орешник. В народной культуре западных и южных славян священное дерево, связанное с загробным миром и сферой метеорологии.

Лещина относилась к «благословенным» деревьям, в которые «не бьет гром»: при грозе прятались под ней, ветками и сделанными из них крестиками украшали дома, втыкали их в поля и хозяйственные постройки, особенно в Юрьев день, на Ивана Купалу; считалось, что гроза обойдет стороной места, защищенные лещиной. Вместе с тем полагали, что гроза и гром, не властные над самим деревом губительно влияют на его плоды. Орехи портятся, чернея, как бы сгорая изнутри.

Благодаря своему статусу лещина широко использовалась в качестве оберега от нечистой силы. Словенцы во время рождественских гаданий, вызывая на перекресток нечистую силу, очерчивали вокруг себя магический круг с помощью ветки лещины. Демонов. насылающих на детей бессонницу болгары изгоняли, обходя колыбель ребенка с зажженной ореховой веткой. Орешниковыми ветками защищались от русалок.

Лесной орех был действенным оберегом от хтонических существ, прежде всего змей и мышей. Болгары полагали, что змеи не только боятся лещины, но и умирают от нее. Чехи и словаки подкладывали ветки лесного ореха в амбары, били ими по стенам домов и кладовых, изгоняя таким образом оттуда мышей.

В Болгарии, Македонии и восточной Сербии лесной орех и его ветки считались местом обитания душ предков, посещавших землю в троицкий период. Поэтому накануне Троицы люди избегали обрывать ветки лещины, боясь потревожить души умерших. На Вознесение или в Духов день ветками лесного ореха украшали дома, клали их на пол в доме и в церкви, опускались на них на колени, молились и, прижав ухо к веткам лещины, прислушиваясь к ним. Считалось, что таким способом можно услышать мертвых и даже говорить с ними. Неисполнение же этого обычая осуждалось, ибо люди верили, что тем самым помешали бы душам попасть на землю и вернуться обратно (души остались бы «запертыми» на «том» свете или на «этом») В конце дня эти ореховые ветки относили на кладбище, обметали ими могилы, чтобы на «том свете» душа умершего могла укрыться в их тени.

О связи лесного ореха с «тем светом» и предками говорят рождественские гадания. Считалось, что пустой орех предвещает смерть и голодный, неурожайный год, а полный — благополучие и здоровье. Согласно словацким поверьям чудодейственная ветка лещины может указать человеку путь к спрятанным в земле сокровищам. На Рождество обязательно ели орехи, наряду с другими видами поминальной пищи, например, бобами.

При рождении жеребенка домашние старались его как можно быстрее поднять с земли, говоря при этом «Оставь ореховое, возьми кизиловое». тем самым желая новорожденному поскорее покинуть сферу небытия, откуда он появился на свет, и начать расти, быть здоровым. (Символика кизила, как дерева здоровья и крепости) Эти же слова произносила мать ребенка, который долго не мог научиться ходить, т. е. не завершил еще своего перехода в «этот» мир. Те же слова адресовались порой и тяжелобольному человеку.

Как всякое другое плодовое дерево, лесной орех широко используется в производительной магии. (Как то скотоводство земледелие, накопление приданного.)

Примечания

1

Все вышенаписанное взято из Славянской Энциклопедии, подготовленной институтом славяноведения и балканистики РАН, изданной в 1995 году, в Москве.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревья в мифологических (магических) представлениях славян"

Книги похожие на "Деревья в мифологических (магических) представлениях славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Автор Неизвестен

Автор Неизвестен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Автор Неизвестен - Деревья в мифологических (магических) представлениях славян"

Отзывы читателей о книге "Деревья в мифологических (магических) представлениях славян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.