» » » » Рамиз Алиев - Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев


Авторские права

Рамиз Алиев - Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев

Здесь можно купить и скачать "Рамиз Алиев - Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство ЛитагентПаулсен47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рамиз Алиев - Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев
Рейтинг:
Название:
Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98797-121-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев"

Описание и краткое содержание "Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев" читать бесплатно онлайн.



Что влечёт людей в Арктику? Как можно стремиться туда, где царят холод и безмолвие? Отвечая на эти вопросы, автор – учёный и полярник Рамиз Алиев – рассказывает о том, чем была Арктика для человечества в разные эпохи. Для многих она стала местом подвигов во имя науки, кто-то ставил «спортивные» рекорды, соревнуясь за право первым достичь полюса или проложить новый путь. Некоторые, помимо своего на то желания, стали участниками политических и идеологических спектаклей. Многие же и вовсе попали за Полярный круг по чужой воле, в качестве заключённых.

Обладая обширными знаниями в данной теме, автор рисует перед читателем объёмную картину освоения Арктики, не боясь представить собственный, иногда парадоксальный взгляд на историю и место личности в этой истории.

Впервые на книжный рынок выходит работа, настолько серьёзно и глубоко анализирующая взаимоотношения Арктики и человека, причём делающая это в популярной и захватывающей форме.






Американская экспедиция под руководством лейтенанта кавалерии Адольфуса Грили проводила научные наблюдения в заливе Леди Франклин (северо-восточная оконечность острова Элсмира). Однако летом 1882 года к лагерю не смогло пробиться судно снабжения. Экспедиция успешно выполнила научную программу и даже установила новый рекорд широты, но следующая попытка пробиться сквозь льды, чтобы забрать полярников, также оказалась неудачной – судно «Протеус» было раздавлено льдом в бассейне Кейна. В итоге участникам экспедиции пришлось выходить самостоятельно и они вынуждены были остаться на третью зимовку в районе мыса Сабин, в условиях нехватки припасов (рис. 3–1). В 1884 году суда наконец пробились к месту зимовки экспедиции Грили. К этому времени в живых из 25 участников оставалось семь, ещё один умер уже на судне.

Рис. 3–1. Место зимовки экспедиции Грили (Форт Конджер) и место гибели большей части её состава (остров Пим)

Впоследствии выяснились некоторые мрачные обстоятельства зимовки. Один из членов экспедиции, рядовой Генри, был расстрелян по приказу командира. Он был обвинён в том, что систематически воровал продукты с общего склада. Приказ о расстреле рядового Генри был выпущен Грили секретно, и осуждённый ничего не подозревал до того, как раздались выстрелы. Так пришлось поступить, поскольку Генри был физически крепче остальных и стал опасен [278].

Спасатели обнаружили, что тела многих погибших были изуродованы, и, судя по характеру повреждений, они были употреблены в пищу. Был съеден и расстрелянный за кражу продуктов рядовой Генри. Грили отрицал какую-либо причастность к каннибализму. Руководитель спасательной экспедиции высказал версию, что мясо умерших использовали как приманку для креветок [288].

Обломки «Жаннетты»

Полярные путешественники XIX века использовали несколько способов перемещения в полярных областях [80, с. 53]: 1) на корабле, 2) на санях, запряжённых собаками, 3) на лодках и санях. Первый способ использовали в основном сторонники теории открытого моря, но все попытки пройти на судне далеко на север оканчивались неудачей. Второй способ перемещения был позаимствован у коренных жителей севера. Введение его в практику полярных исследований часто приписывают Нансену. Впрочем, сам он так не считал, справедливо замечая, что собачьи упряжки широко применялись задолго до него русскими исследователями Сибири. Затем метод был заново открыт Мак-Клинтоком, сочетавшим в своих путешествиях по льду собачью тягу с человечьей. Парри первым использовал в научных экспедициях для передвижения по льду лодки, поставленные на сани.

Однако все эти способы оказались неэффективными (рис. 3–2) для достижения полюса, поскольку необходимо было везти с собой большое количество продуктов, снаряжения и корма для собак, что замедляло движение, а значит, увеличивало груз – словом, получался замкнутый круг. Делать же промежуточные склады на дрейфующем льду было практически невозможно.

Рис. 3–2. Хронология приближения к полюсу. За основу взят материал из работы [129]. Не включены экспедиции, пролетавшие над полюсом без посадки. Маркхам руководил санной партией Британской полярной экспедиции Джорджа Нэрса, Локвуд – участник американской экспедиции в залив Леди Франклин (экспедиция Грили), Каньи – начальник санного отряда итальянской экспедиции герцога Абруццкого

Свой способ проникнуть в неизведанные страны предложил шведский инженер Соломон Андрэ – он планировал использовать для этого воздушный шар, плывущий по воле воздушных течений (рис. 3–3). Нансен же справедливо считал применение летательных аппаратов преждевременным, хотя и понимал, что классические способы не подходят для достижения полюса:

«При изучении истории полярных исследований мне стало с самого начала ясно, что уже испытанными путями и способами трудно вырвать тайны у далёких и неизведанных ледяных стран. Но где же лежал настоящий путь?» [80, с. 55]

Рис. 3–3. Технические новинки в Арктике

Ответ на неразрешимый вопрос Нансену подсказал случай. 18 июня 1884 года на льдине близ Юлианхоба на юго-западе Гренландии три эскимоса нашли несколько предметов, среди которых был список провизии, находившейся на судне «Жаннетта» за подписью начальника экспедиции Де-Лонга, список лодок, находившихся на борту, а также пара брюк, принадлежавших одному из членов экипажа с меткой Louis Noros. «Жаннетта» погибла во льдах севернее Новосибирских островов 12 июня 1881 года. За три года, прошедшие с момента её гибели, обломки кораблекрушения продрейфовали 4500 миль через всю Арктику(рис. 3–4). Позже эти предметы были утеряны, сам Нансен их не видел. Однако они были не единственным доказательством теории трансполярного дрейфа – на берегах Гренландии регулярно находили плавник, выносимый сибирскими реками [231].

Рис. 3–4. Направления дрейфа льда в Центральной Арктике. Флажками обозначены место гибели «Жаннетты» и место находок её фрагментов

План Нансена состоял в том, чтобы вмёрзнуть в лёд примерно в тех местах, где затонула «Жаннетта» Де-Лонга, и дрейфовать в направлении Гренландии через Центральную Арктику. Основной проблемой в реализации плана было найти судно, способное противостоять напору льдов. Нансен решил, что судно должно быть небольшим и, возможно, более лёгким, а корпус – иметь яйцевидную форму, тогда сжатие льдов приведёт к тому, что корабль будет приподнят надо льдом. Свой план он доложил Королевскому Географическому обществу, но далеко не все полярные исследователи разделяли его оптимизм. Особое сомнение у экспертов, в частности у адмирала Нэрса, вызывала способность судна противостоять льдам. Идея дрейфа через Центральную Арктику также не встретила сочувствия – ведь до сих пор секрет успешного полярного плавания заключался в следовании вдоль береговой линии. Грили назвал план Нансена самоубийством [80]. Нансен, по-видимому, был готов к резким оценкам – ему однажды уже пророчили скорую смерть, когда он отправлялся на лыжах через Гренландию. К счастью, парламент Норвегии поверил в Нансена и выделил средства для его экспедиции[82].

Норвежская полярная экспедиция на судне «Фрам» (начальник – Фритьоф Нансен, капитан – Отто Свердруп) началась в июле 1893 года. Судно успешно прошло большую часть Северо-Восточного прохода и, как было запланировано, вмёрзло в лёд 5 октября. Когда стало ясно, что дрейф «Фрама» проходит существенно южнее полюса, Нансен решил отправиться в лыжный поход. Однако готовить снаряжение пришлось в сжатые сроки из подручных материалов, собак для долгого похода было недостаточно, выбранное снаряжение оказалось неоптимальным. Промахи в подготовке были ожидаемы – ведь Нансен был первым, кто собирался отправиться к полюсу по льду на собаках. Нансен вместе с его спутником Ялмаром Юхансеном стартовали 14 марта 1895 года, но через три недели вынуждены были развернуться, достигнув 86°14´. Найти корабль во льдах было невозможно, поэтому они направились к Земле Франца-Иосифа, расположение которой было известно лишь приблизительно. 10 августа 1895 года они достигли архипелага. После зимовки в землянке (с августа 1895-го по май 1896-го) они двинулись на юг, и 17 июня 1896 года случайно встретили на мысе Флора английского исследователя Джексона, и на его судне 13 августа 1896 года вернулись на родину, ровно за неделю до прихода «Фрама».

Дрейф нансеновского «Фрама» прошёл южнее полюса, но, тем не менее, он стал золотым стандартом полярных исследований. Этот путь позже безуспешно пытался повторить Амундсен на «Мод», затем его прошли, сами того не желая, участники экспедиции «Седова» (рис. 3–5). Позже путем «Фрама» отправились многие советские дрейфующие станции, а во время Третьего Международного полярного года (2007–2008) – небольшая исследовательская яхта «Тара». Сам «Фрам» на долгие годы стал образцом конструкции полярного судна (по его схеме были построены, в частности, «Мод» Амундсена и «Рузвельт» Пири).

Рис. 3–5. Дрейф «Фрама», «Седова» и четвёрки папанинцев в Центральной Арктике

Рис. 3–6. Фритьоф Нансен (Источник: Библиотека Конгресса США)

* * *

Своё первое полярное путешествие ФРИТЬОФ НАНСЕН (1861–1930) (рис. 3–6) совершил на зверобойной шхуне «Викинг» в качестве студента-зоолога, затем была экспедиция на лыжах через ледовый купол Гренландии (1888), к которому большинство его современников и соотечественников отнеслись как к заведомо безнадёжной затее. Однако для Нансена, многократного чемпиона Норвегии по лыжным гонкам, задача оказалась по силам.

Мы не будем подробно останавливаться на обстоятельствах жизни Нансена и его второй – и самой значительной экспедиции. В этом нет необходимости – книги Нансена хорошо известны российским читателям, а совсем недавно вышла ещё одна его биография [29]. Заметим лишь, что Нансена от большинства полярных путешественников его времени отличало стремление постичь глубинные механизмы природных процессов. Спортивные достижения волновали его значительно меньше. Хотя его экспедиция и не достигла полюса, но решила ряд гораздо более важных задач: было установлено отсутствие открытой воды и суши в Центральной Арктике, определены глубины океана, оказавшиеся неожиданно большими (3500–3800 м), измерена температура воды на разных глубинах, что позволило понять особенности циркуляции водных масс. Тем самым Нансен заложил методологические основы современной океанологии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев"

Книги похожие на "Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рамиз Алиев

Рамиз Алиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рамиз Алиев - Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев"

Отзывы читателей о книге "Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.