Елена Грицак - Популярная история моды
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Популярная история моды"
Описание и краткое содержание "Популярная история моды" читать бесплатно онлайн.
Большинство людей понимает под словом «мода» чарующий мир красивой одежды, связанный с эксцентричным и непостижимым для многих искусством. На самом деле мода – это не только костюм или аксессуары. Появившись в одном месте и в отдельных элементах, мода распространяется повсеместно, затрагивая почти все стороны жизни. В книге рассказано о социальных, исторических и нравственных истоках этого сложного явления. Автор знакомит читателя с историческим и национальным костюмом, с определенными событиями в обществе и отдельными личностями, повлиявшими на появление стиля в одежде.
Зооморфный стиль саков, населявших Семиречье в I тысячелетии до н. э., несомненно, относится к самобытному искусству. Аппликацией и резьбой украшались предметы, имевшие важное социальное значение: знаки верховной власти, оружие и культовая утварь. Вследствие однообразия орнамента искусство саков выделяется в отдельное направление скифо-сибирского звериного стиля. Главным сюжетом каждой композиции является единство трех образов – птицы, коня и хищника. Наличие мистических символов говорит о том, что мотивация сакских мастеров исходила из идеи тройственной взаимосвязи частей Вселенной.
Мировоззрение кочевников Семиречья основывалось на соотношении личности с космосом. Вождь олицетворял древо жизни, или правильно организованное и потому защищенное мироздание. Правитель считался центральной осью космоса и, следовательно, изображался со всеми регалиями власти, означавшими единство строения космоса и племенных союзов. Материализованное древо жизни в виде стержня с сидящей на нем птицей водружалось на голову вождя. Красный цвет одежды элиты кочевого общества символизировал близость к богу солнца Митре, почитаемому в качестве гаранта межплеменного договора.
Солярной символикой наделялось золото, применявшееся у саков в изобилии, но предназначавшееся только для царя. Вождю полагались атрибуты Митры, например нашейный обруч (гривна) с наконечником в виде тигриных голов, перстни с зеркальным щитком или с изображением человеческого профиля. Символами земной власти служили жезл с золотым наконечником и плеть, которую при захоронении оборачивали золотой лентой. Желто-красные тона ритуальной косметики усиливали природную выразительность азиатского лица, придавая владыке внешнее сходство с солнцем. Принадлежности для священной раскраски хранились в кожаной сумочке вместе с позолоченным бронзовым зеркалом.
Древо жизни. Деталь головного убора сакского вождя
Объемная скульптура саков представлена реалистичными изображениями животных на культовых предметах. Чаши, жертвенные столы, курильницы выплавлены из местной руды с примесью молибдена. Помимо литых изделий, нередко использовался камуфляж в виде фольги и тонких листов золота, покрывающих малоценную основу из дерева или бронзы. Таким образом создавалась иллюзия большой массы затраченного драгоценного металла. В искусстве кочевников Семиречья преобладала так называемая форсированная графика, то есть изображения, выполненные в низком рельефе. Признаком высокого мастерства служит наличие иконографических элементов – совокупности сюжетов, присущих какой-либо эпохе. Например, глаза, напряженная мускулатура, ребра показывались гравировкой или, в ассирийской манере, условными знаками: точками, запятыми, скобками, овалами.
Миниатюрные статуэтки превосходно передавали пластику реальных или мифических зверей. Декор ритуальных вещей составляли архары, совмещенные фигуры коне-птице-козлов, летящие птички. Головы ушастых грифонов укреплялись на рукоятке меча, золотые цапли украшали серебряные ложки. В кровосток кинжала часто вставлялись золотые пластинки с изображением змей, зайцев, кабанов, лисиц, волков, тигров, сайгаков, козлов. Последовательное расположение зверей в «скребущихся» позах характерно также для оружейного декора сарматов Приуралья.
Звериные композиции настолько малы, что ювелирам приходилось подчеркивать видовые признаки, увеличивая когти, рога, глаза, копыта. В целях усиления выразительности, колоритного выделения выпуклых частей тела использовалась инкрустация сердоликом и пастой. В прорези на лопатках и крупах животных вклеены капли смолы, бисер, мелкие бусины бирюзы.
Повторяя месопотамскую трактовку образа кошачьего хищника, сакские мастера сильно деформировали изображения зверей на культовых предметах. Туловища закручивались в кольцо или компоновались в виде буквы S. Именно так на головном уборе вождя даны крылатые тигры с перекрученными и строго уравновешенными телами. Создавая образы коне-птицы-козлов автор, вероятно, хотел показать чудовищно свирепых зверей, но несколько нарушил перспективу. В итоге животные растянули пасти в добродушной улыбке. Специалисты не склонны считать искажение естественных форм ошибкой ювелира, расценивая такой прием как стилизацию в искусстве саков.
Золотое украшение пояса в виде коне-олене-грифона
Сакские мастера владели разнообразными технологиями: литьем, штамповкой, ковкой, гравировкой, пайкой. При изготовлении украшений использовались зернь, холодное золочение, инкрустация пастами и драгоценными камнями, а также такой необычный прием, как раскраска деталей в черный и красный цвета. Например, на перевязи кинжала алой краской заполнены углубления в клыках, глазах и когтях свернувшейся пантеры.
Объединенные племена саков-тиграхауда, которых Геродот выразительно прозвал ортокарибантиями, кочевали в предгорьях Тянь-Шаня и Алтая. Земная и духовная жизнь этого народа ярко представляла все стороны быта обитателей казахской степи. Одежда саков указывала на принадлежность к определенному сословию. Простые воины-всадники носили кожаные штаны и куртку поверх полотняной рубашки. Узкие брюки заправлялись в сапоги без каблуков, с высокими голенищами. Главное оружие конного боя – меч в деревянных ножнах – висело на портупее справа. С другой стороны располагались ножны для железного кинжала. Конец ножен дополнительно закреплялся кожаными ремешками, с тем чтобы оружие удобно извлекалось и не било по ногам на скаку.
Парадный камзол вождя обшивался сотнями золотых бляшек в виде трилистника или с изображением головы тигра. Создавая композицию на обширных поверхностях, мастера использовали принцип орнаментальной сетки. Ажурный узор возникал путем четкого ритма чередования блях и красного фона замши. Орнаменты на рукавах, полах, вороте куртки, а также на голенищах сапог собраны в кольцевые фризы. Фигурные бляхи вырезались из золотой фольги и пришивались либо наклеивались на кожу или войлок как аппликации. Цвет материала подчеркивал красноватый оттенок высокопробного золота.
Высокий колпак кулах конической формы являлся обязательной принадлежностью военной элиты. Знатные тиграхауда в стреловидных колпаках с нащечниками и языком, прикрывающим шею, изображены на рельефе лестницы в Персеполе. Стилизованная композиция в древней иранской столице получила название «Саки в островерхих шапках». Глава конфедерации носил шелковую рубашку, надевая поверх красный камзол из тонкой замши. Красные кожаные штаны заправлялись в сапоги, обшитые золотыми бляхами по подобию камзола. Верхняя одежда вождя подпоясывалась тяжелым наборным ремнем, состоящим из литых пластинок в виде лосиных голов или мифических коне-олене-грифонов.
Сложный декор головного убора сакского вождя разделен по вертикали на три части. По нижнему кольцевому фризу проходит растительный узор, составленный из лепестков и почек. Орнамент второго уровня собран из золотых тигриных голов, покрытых золотыми горами с деревьями, птицами, горными козлами и парными фигурками крылатых тигров. На уровне затылка пришита пластинка с символическим изображением «вывернутого» тигра.
Все детали кулаха зрительно сходятся к центру композиции – фантастической скульптуре с двумя коне-птице-козлами и конями. Из туловищ животных словно вырастают золотые стрелы и орлиные крылья, иногда закрепленные на подставках в виде человеческой руки. Головной убор сакского вождя является венцом скифо-сибирского искусства. Золотые знаки звериного стиля выражали общие черты космогонии, ставшей ядром мировоззрения крупных племенных союзов. Понимание власти у саков вполне сравнимо с имперской идеологией Античности и раннего Средневековья.
Мощное государство саков распалось после нападения юеджей и усуней, пришедших с юга и захвативших казахские степи в III веке до н. э. В эпоху Великого переселения народов искусство саков дошло до Европы, закрепившись в виде звериных украшений и длинных штанов. Для историков эти элементы степной культуры стали отличительным признаком целой группы индоевропейских народов, к которым, кроме саков, принадлежали скифы и сарматы. По мере продвижения воинственных кочевников к западу покоренные народы дружно заимствовали этот странный для цивилизации элемент одежды. Современные этнографы рассматривают «варварские» штаны с двух точек зрения: как антитезу упрощенному египетскому стилю и контраст с античными накидками, с их многослойностью и громоздкими драпировками.
Скиф в традиционных штанах с вышивкой
В Малой Азии штаны являлись частью лидийско-скифского облачения троянцев, о чем свидетельствуют росписи на греческих вазах. Римляне, привыкшие оценивать чужеземцев по внешнему виду, презрительно именовали их braccati, или «носящие штаны» (однозначно – «чужаки», все кочевые народы от Персии до Черноморского побережья).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Популярная история моды"
Книги похожие на "Популярная история моды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Грицак - Популярная история моды"
Отзывы читателей о книге "Популярная история моды", комментарии и мнения людей о произведении.