Преподобный авва Дорофей - Аскетика. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аскетика. Том I"
Описание и краткое содержание "Аскетика. Том I" читать бесплатно онлайн.
Душеполезные поучения и послания преподобного аввы Дорофея с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни».
Также в этой книге находятся такие сокровища святоотеческого учения, как:
«Лествица», прп. Иоанн Лествичник;
«Слова подвижнические», прп. Исаак Сирин;
«Духовные беседы», прп. Макарий Египетский;
«Устав о скитской жизни», прп. Нил Сорский.
Послание того же к брату, угнетаемому искушением
Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас, а тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь, по человеческим мыслям, судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! Как Ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо Промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе; и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6, 34), относится к человеку, находящемуся в искушении. Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чем помышляем (Еф. 3, 20). Я мог бы отвечать на все, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому; только желаю показать тебе путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твердый. Господь с тобою!
К тому же брату
Вспомни, сын мой, Того, Который сказал, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян. 14, 22), и не определил, сколькими и какими именно, но сказал неопределительно: многими скорбьми. Итак, с благодарением и разумно переноси находящее на тебя: если имеешь грехи, то как сладкое, если же не имеешь их, то как очищающее тебя от страстей или ходатайствующее тебе Царство Небесное. Человеколюбивый и милосердый Бог, запретивший ветру и морю и сотворивший тишину великую (Мф. 8, 26), да запретит и твоему искушению, сын мой, и да даст тебе широту сердца, чтобы ты мог разуметь коварство вражие. Аминь.
Того же к брату, впадшему в трудную болезнь и различные преткновения
Прошу тебя, сын мой, терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, по слову сказавшего: все, елико аще нанесено ти будет, приими за благо (Сир. 2, 4), чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, сын мой, так, как Ему благоугодно. Итак, будь мужествен, укрепляйся о Господе и уповай на Его попечение о тебе. Бог с тобою!
Того же к брату, находившемуся в искушении
Мир тебе, о Христе брат! Принудь сердце твое верить, что непременно сам ты подал повод к искушению, хотя теперь, в настоящем случае, ты и не находишь оного. Уничижай себя, терпи, молись: и я уповаю на милосердие благого Владыки Христа, что Он удалит искушение. Апостол сказал: мир Христов, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердце ваше (Флп. 4, 7).
К тому же
Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда сами низлагают противников. Великий Иов сказал: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1). И некто другой из святых сказал: «Муж, не испытанный искушениями, неискусен». Ибо мы бываем искушаемы для обучения в вере для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Итак, надежда на благой конец да поможет нам во всем случающемся. И святой апостол, поучая нас терпению, говорит: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). И Господь наш – Сама Истина – да утешит тебя, говоря: В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победил (Ин. 16, 33). Сему поучайся, в сем пребывай и вспоминай Господа и благость Его, сын мой! Он поможет тебе во всем, ибо Он милостив и знает немощь нашу. Он вновь да запретит волнам и сотворит тишину в душе твоей, молитвами святых Его. Аминь.
К тому же
Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, – сказал Великий Антоний, – не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты за исполнение заповеди сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благой Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.
К тому же
Мы создание и дело благого и человеколюбивого Бога, сказавшего: Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33, 11). Также: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние(Мф. 9, 13). Итак, если это истинно и если мы так веруем, то возверзем на Господа печаль свою и Той нас препитает (Пс. 54, 23), то есть спасет, ибо Он печется о нас. Он да утешит и твое сердце, сын мой, молитвами святых. Аминь.
К тому же
Хорошо рассудил авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6, 34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие помышления и имей надежду на Бога, которая делает гораздо более того, что мы предполагаем, и успокоит тебя надежда на Бога. Господь да поможет тебе, сын мой, молитвами святых. Мы должны сопротивляться таковым помыслам, ибо не дерзаем сказать, что проживем и завтрашний день.
Того же к некоторому очень больному брату, имевшему различные худые помышления о том, кто заботился о его нужде
Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего; ибо мы должны препобеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: «Зачем ты не любишь меня?» Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви. А касательно потребности телесной скажу, что если кто достоин успокоения, то и сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость, по его нужде; если же он недостоин, или ему не полезно при обучении его быть утешенным, то хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя. А сказанное тобою, что ты отягощаешь братию, очевидно есть самооправдание; ибо никто, помогая ближнему, желающему спасения, исполнять заповедь Божию, не говорит ему: «Я отягощаю тебя». Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе. Человеколюбивый Бог да покроет нас, сын мой, Своею благодатью, молитвами всех святых. Аминь.
Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсонофием Великим и Иоанном Пророком
Вопрос 1. К святому старцу Иоанну Пророку. У меня есть имущество, и я хочу одну часть из него пожертвовать в общежитие, а другую раздать нищим. Скажи мне, отец мой, должен ли я раздать оное через авву?
Ответ. Брат, на первые вопросы отвечал я тебе как человеку, еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно, по слову Писания: разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80, 11). Брат! Не у меня худейшего должно тебе учиться, что делать; но послушай лучше, что написано в Деяниях апостольских о продававших имения свои и полагавших цену к ногам апостолов: даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше (Деян. 4, 35). Не сами они раздавали, но чрез апостолов; сами же делались свободными от забот, имений и тщеславия. Так и ты поступи, если желаешь прийти в сию меру: наслаждаться спокойствием, отказаться от всех забот и безмятежно жить для Бога. Брат! Твое имущество весьма незначительно в сравнении с тем, какое иные отдавали авве Исайи. Ему приносили десятки тысяч, говоря: «Распорядись ими, как знаешь», а не говорили, куда и как их отдать. Сделав таким образом то, что ведет к совершенству, они жили уже без попечений. Если будет воля Божия на то, чтобы и ты достиг сего радостного состояния, то ты должен быть благодарен тому, кто понесет твое бремя; как бы только сеятель зла не посеял в тебе той мысли, что принявший твое имущество должен быть тебе благодарен. Бог да устроит для тебя полезное к спасению души.
Вопрос 2. Тот же брат вопросил великого старца: Должен ли он чрез своего авву раздать имущество, и как раздать его и кому?
Ответ. Господь да благословит тебя, сын мой! Ты хочешь освободиться от забот; и вместе не хочешь, удерживаясь собственной волей. Ты только скажи, сколько желаешь назначить в общежитие и сколько для бедных, и не заботься более. Ибо послушание состоит в том, чтобы не иметь своей воли. Что драгоценнее души твоей, о которой Господь сказал, что она дороже всего мира (Мф. 16, 26)? Если же ты и ее передал Богу и духовным отцам твоим, то зачем же сомневаешься вверить им маловажное? Смотри, как тайно ведет с тобою брань тщеславие и неверие! Если поступаешь так, то ты и души своей не вверил им истинно; как же ожидаешь получить чрез них милость? Желая Бога ради быть свободным от всего, оставь все попечения, и я возьму на себя попечения твои вместе с тем, кого ты назначишь; только ты будь чужд забот ради Бога и прости меня по любви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аскетика. Том I"
Книги похожие на "Аскетика. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Преподобный авва Дорофей - Аскетика. Том I"
Отзывы читателей о книге "Аскетика. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.