» » » » Феофилакт Болгарский - Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна


Авторские права

Феофилакт Болгарский - Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна

Здесь можно купить и скачать "Феофилакт Болгарский - Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Феофилакт Болгарский - Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна
Рейтинг:
Название:
Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91362-263-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна"

Описание и краткое содержание "Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна" читать бесплатно онлайн.



Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем.

Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста.

Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911.

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира






Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, Свое отечество, и, таким образом, Господь родился в Вифлееме и исполнилось пророчество.

Когда Единый Бог искоренял многобожие, должен был державствовать и один царь – кесарь. Вместе со всеми записывают и Христа. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство, ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись, как раб, упразднил рабство нашей природы. Ведь работающие Господу уже не рабы людей, как и апостол говорит: не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23), – но если по телу вы и рабы, то по духу свободны.

Справедливо назвал Господа Сыном Девы, Первенцем, хотя никакого другого Она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой.

Полагается в ясли, быть может, для того, чтобы от начала нас научить смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – в место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (см. Пс. 48, 13). Ибо, как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; чтобы искупить нас от неразумия, Он и явился здесь.


8-14. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они явственно подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи Иаков, Моисей и Давид были пастухами. Ангел не явился в Иерусалиме книжникам или фарисеям, ибо они были вместилищем всякой злобы; а пастухи, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал сим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.

Ангел благовестил великую радость, которая, сказал, будет для всех людей – людей Божиих, ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого.

Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы, ибо они говорят слава Богу за то, что на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе: Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о Себе (см. Ин. 14, 27; 16, 33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле и в человеках произвел благоволение, то есть упокоение Божие, ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.


15–19. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

Пастухи сии являют нам образ духовных пастырей – архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и петь, то есть исполнять нечто духовное, и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний.

Вифлеем значит: «дом хлеба». Какой же это иной дом хлеба, как не Церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как эти пастухи, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.


19–20. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Какие слова сохраняла Дева? Иные говорят, что те, которые сказал Ей Ангел, и те, которые сказали Ей пастухи. Она сохраняла их и слагала в сердце Своем, то есть рассуждала и во всех них находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь «словами» называются события; говорится как бы так: Мария сохраняла все слова, то есть те события, о которых я теперь говорю и через то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем повествуют, становится словом.

Пастухи возвратились с благодарностью Богу за все, ибо они не были завистливы, как иудеи.


21–24. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Когда закон дал заповеди (см. Исх. 13, 2), тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезается, чтобы, и в этом исполнив закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что Господь воплотился мнимо, – ибо как был обрезан, если воплотился призрачно? Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости. Примечай, что Господь зачался не тотчас, как Ангел сказал: и вот зачнешь (Лк. 1, 31), но после сего – когда восхотел. Ибо смотри, что здесь говорит: нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Это видно и из самого изречения, ибо не сказал «зачинаешь», но – зачнешь. Из сего можно заключить, что Господь зачался в то время, но не в ту самую минуту, когда говорил Ангел, а, может быть, когда окончил речь. Впрочем, мы говорим это не утвердительно.

Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву…

Хорошо сказал: по закону Моисееву, – ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было семь. В законе сказано: Женщина зачнет (от семени) и родит младенца мужеского пола (Лев. 12, 2), – а Дева зачала не от семени, но родила от Духа Святаго. Посему Она не имела в том необходимости, а пришла в храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения семь, а женского – вдвое? Если женщина, сказано, зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней… Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели (Лев. 12, 2–5). Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву – сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания.

Слова закона, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, сбылись, собственно, на одном Христе, ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж.

Принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных… Закон повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение – от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она – целомудренная птица, потому что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию, ибо голубь – птица многоплодная.


25–32. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна"

Книги похожие на "Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феофилакт Болгарский

Феофилакт Болгарский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феофилакт Болгарский - Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна"

Отзывы читателей о книге "Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.